04 декабря 2012

Автор: Лим Деннис

Закат

   Австрийский кинорежиссер Михаэль Ханеке - о своем фильме «Любовь», взявшем главный приз на Каннском кинофестивале в 2012 году.

Режиссер Микаэль Ханеке

Фильм Михаэля Ханеке «Любовь», рассказывающий историю двух восьмидесятилетних стариков, получил награду на Каннском фестивале.

Фото Vicent Kessler/Reuters


   Пугающему призраку смерти в этом фильме сопутствует редкая для холодноватого аналитического кино господина Ханеке нежность. Фильм тронул критиков. Очень высоко оценена, в частности, работа исполнителей главных ролей, актеров Жана-Луи Трентиньяна («Мужчина и женщина», «Конформист») и Эммануэль Рива («Хиросима, любовь моя»). Они сыграли восьмидесятилетних Джорджа и его жену Анну, у которой случился инсульт.


   Вы сказали, что снимая «Любовь», опирались на личный опыт. Но, возможно, вы обратились к теме старости еще и потому, что об этом редко говорит кино.

   МХ: По моим наблюдениям, кино об этом говорит, хотя больше в политическом аспекте. Снято несколько лент о пожилых людях. Конечно, так оно и есть, это важная тема. Но я делал фильм не поэтому. Чтобы делать кино, мне нужен сюжет, который трогает мои чувства, побуждает меня думать над ним и показать его, оживляет художественное воображение. Я всегда стремлюсь прямо смотреть на то, с чем я имею дело. Вероятно, это и есть задача драматического искусства: лоб в лоб сталкивать нас с явлениями, которые будто не существуют для индустрии развлечений.


   Вы писали роли специально для этих актеров — легенд французского кино?

   МХ: Я писал сценарий, имея в виду Жана-Луи Трентиньяна. Я всегда восхищался им и хотел с ним работать. Нужна была только подходящая роль. Его участие было непременным условием, без него фильм не состоялся бы. Он излучает теплоту, которая необходима в моем фильме.

   В молодости я был очарован Эммануэль Рива в «Хиросима, любовь моя», но позже потерял ее из виду. В поисках исполнительницы главной роли мы пригласили на кастинг всех французских актрис подходящего возраста. С первого момента Эммануэль Рива стала моим фаворитом, и не только как великая актриса, но и потому, что они с Жаном-Луи Трентиньяном оказались очень естественной парой.


Жан-Луи Трентиньян в фильме "Любовь"

Жан-Луи Трентиньян в фильме Михаэля Ханеке «Любовь»


   На пресс-конференции Жан-Луи Трентиньян отозвался о вас как о требовательном режиссере – он даже сказал в шутку, что в одной сцене вы и голубю показывали, куда лететь. А вот Изабель Юппер, которая часто снимается у вас, вообще не находит работу с вами трудной. Что вы об этом думаете?

   МХ: Как автор своих сценариев, я четко знаю, что мне нужно. Я действительно могу быть с актерами упрямым до придирчивости, но работа с ними - это также вопрос любви и терпения. Я люблю актеров, мои родители были актерами, и работа с артистами – самая приятная часть работы над фильмом. Важно, чтобы они чувствовали себя защищенными и были уверены, что их не предадут. Когда создана такая атмосфера доверия, дело в шляпе — актеры сделают все, чтобы вы были довольны.

   Можно обращаться с актерами по-диктаторски, но тогда они это почувствуют и не будут этого скрывать. Или вы можете привести их к тому, что они разделят ваши взгляды и в конце концов станут действовать, исходя из собственных убеждений. Это вопрос личной последовательности и способности увлекать. Длинные обсуждения и затяжные репетиции – не мое. Я – профессионал, и просто говорю своим актерам: входите, садитесь, берите кофе, смотрите сюда, говорите текст. Мы делаем это на камеру, и если один вариант не работает, мы меняем его, пока не добьемся толку. Это предельно просто.


   Почему фильм почти целиком снят в квартире, где живут герои ?

   МХ: Жизнь больных пожилых людей резко ограничена четырьмя стенами их жилища. И, на мой взгляд, тут исключительно уместен возврат к классическому единству времени, места и действия. Снять художественный фильм, где всего два героя в одном-единственном месте, и сделать его захватывающим – трудно. Но тем интересней мне было работать, и я с наслаждением отдавался съемкам.


Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньян в фильме Микаэля Ханеке "Любовь"

Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньян в фильме Михаэля Ханеке «Любовь»


   Квартира, которую вы построили в студии, сама становится персонажем фильма. Из каких соображений вы исходили, почему вы именно так представляли и проектировали это пространство?

   МХ: Эта квартира напоминает квартиру моих родителей, но поскольку действие происходит не в Вене, а в Париже, мы кое-что изменили. К примеру, у родителей была мебель в стиле Бидермейер, нам пришлось заменить ее мебелью во французском стиле.

   Хочу подчеркнуть, чтобы не быть превратно понятым, что идея фильма никак не связана с моими родителями. Источник сюжета - другие близкие мне люди. А родительская квартира появилась в фильме, потому что, когда пишешь сценарий, очень полезно держать в мыслях точные пространственные детали, это продуктивно. К примеру, на этот раз расстояние от кухни до спальни навело на мысли о том, что актеры должны делать, что там могло происходить.


   А вы не удивлены теплым приемом «Любви»? Судя по некоторым прежним вашим фильмам, зрители склонны реагировать на трудные сюжеты более …

   МХ: …жестко? (улыбается) Хочу надеяться, что каждый новый мой фильм будет показывать меня с новой стороны. Зрители реагируют на этот фильм иначе, потому что знают: это то, с чем они сталкивались или столкнутся в жизни. Вот в чем, на самом деле, вопрос. Во всяком случае, я не думаю, что с возрастом становлюсь мудрее или спокойнее.

   Источник: The New York Times

   Этот фильм можно посмотреть в онлайн-кинотеатре MEGOGO.NET.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Жан-Луи Трентиньян | Михаэль Ханеке | Интервью | Кино | Премия | Режиссура | Смерть | Фестиваль | Любовь

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    При всех длинных сценах и предсказуемости развития ни на секунду не скучный. Мощный фильм.

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    vision

    Визитная карточка Сары Бернар

    vision

    От Deus Ex Machina к виртуальной реальности в театре

    vision

    Дефект как эффект: язык ранней фотоиллюстрации

    vision

    Как «Звездные войны» изменили индустрию спецэффектов

    vision

    Химеры. Троцкий. Стамбул. Работы Вильяр-Рохаса на Стамбульской биеннале

    vision

    Анатолий Рудаков. Мюнхенский фотограф с московской историей

    vision

    Медиаспектакль «Нейроинтегрум» - приглашение к диалогу

    vision

    Любовь к трем измерениям. Интервью с Питером Миллером

    vision

    Интервью с Абделатифом Кешишем о фильме «Синий – самый теплый цвет»

    vision

    Реальность и сон Ким Ки Дука

    vision

    «Коламбия Пикчерз» не представляет…

    vision

    Бег сквозь стену

    vision

    Новая иконография Антона Корбайна

    vision

    Домашнее кино

    vision

    Быть Спайком Джонсом

    vision

    Джордж Лукас: «Этой планете я бы поставил ноль»

    vision

    Повелитель пространства и времени

    vision

    Прекрасное ничто

    vision

    Микрохирургия кадра