29 января 2012

Автор: Атаева Дженнет

Прекрасное ничто

   Роберт Моррис, один из теоретиков минимализма, определил это направление в искусстве как «конструкцию сознания, воплощенную в материале». Сегодня минимализм — это прежде всего позиция людей, ответивших обществу потребления отказом от желания «иметь все как у всех». Намеренный аскетизм противопоставляется излишеству, простота и лаконизм форм — дорогим материалам и причудливым аксессуарам. Поэтому минималистский дизайн привлекает тех, у кого потребность конкурировать с себе подобными нивелируется тягой к творчеству и самопознанию.


Альберто Меда, дизайнер, Италия:
«Желание создавать простые вещи основывается на том, что можно назвать «биологической» потребностью в простоте. Мы сами очень сложные существа — позвольте же нам по крайней мере окружать себя простыми предметами».



Карим Рашид, дизайнер, США:
«Предметы должны соответствовать нашему эмоциональному состоянию. Я думаю, что новая универсальная культура цифрового века требует новых форм, материалов и стилей. Я определяю свое творчество как чувственный минимализм, или «сенсуализм», то есть, общаясь с нами, привлекая и вдохновляя нас, предметы остаются минималистичными. Они могут передавать эмоции просто и непосредственно. Ничего лишнего».


Вернер Айсслингер, дизайнер, Германия:
«Дизайн в начале XXI столетия преодолеет элегантный минимализм прошлого десятилетия, новизна которого базировалась только на форме. Произойдет возвращение к параметрам, которые всегда были источником для новых эпох и идей в дизайне — использованию новых материалов и технологий. Исторически ведущие мастера дизайна всегда опирались на преобразование материалов и технологий в новый контекст. Технологии привели к появлению трехмерного стекловолокна, гелей, алюминиевой пены, трехмерного текстиля и неопренов, из которых могут быть созданы совершенно новые продукты.
Однако эстетически дизайн этих будущих продуктов останется прагматичным, пуристским, модульным и мобильным».


   Приятно сознавать, что истоки минимализма коренятся в русском искусстве. Девизом родившихся в России 20-х годов конструктивизма и функционализма было: «создавать вещи целесообразные и утилитарные, представляющие собой чистые конструкции». Минимализм того времени имел характер нигилизма, когда роскошь и излишняя декоративность объекта считались буржуазным пережитком. Именно тогда началось серийное производство вещей, имеющих строгие геометрические формы, лишенные каких-либо украшений.
  В то же время на Западе работа румынского скульптора Константина Бранкуси по поиску чистой формы постепенно пролагала путь к абстрактному искусству, одним из направлений которого впоследствии и стал минимализм.
   Однако поводом к появлению термина «минимализм» послужило искусство геометрического абстрактивизма — мастеров группы «Де Стиль», Тео Ван Дусбурга и Пита Мондриана. Сперва этим термином назвали творчество художников, сводящих к минимуму свое вмешательство в окружающую среду и предметы. Символом минимализма в изобразительном искусстве стал «Черный квадрат» (1915) Казимира Малевича, по определению автора, «нагая икона нашего времени». Композицию этого произведения можно расценить как след от трехмерной структуры — куба на плоскости, то есть как минимализм формы. Этот прием неизбежно вел к абстракции, к отвлечению от содержания, сводящему все к эстетической конструкции — гармонизации простейших элементов.
  Предшественником минимализма как стиля был американский художник Фрэнк Стелла, написавший в 1959–1960 серию «Черных картин». На них превалировали упорядоченные прямые линии.
  Основная фаза развития минимализма началась в 1964 с появления «Памятника Дэна Флавина Владимиру Татлину», который представлял собой блок из неоновых трубок. Этот блок ничего не обозначал и не символизировал. Он просто существовал. Так художники 1960-х поставили себя в оппозицию абстрактным экспрессионистам предыдущего десятилетия. Характерные черты созданного ими стиля включали использование прямоугольных и кубических форм, промышленных материалов, нейтральных поверхностей, равенство частей, повторение элементов. Это напоминало возврат к супрематизму Малевича, однако теперь отсутствовали претензии на «конструирование мира». Архитектор и дизайнер того времени Ад Рейнхардт подвел итог формирования стиля: «Искусство начинается с избавления от природы».
  Минимализм ожесточенно критиковали. Его называли бесполезным, механистическим, элитарным, педантичным, авторитарным. Некоторые критики всерьез полагали, что имеют дело с мошенничеством. Однако это не помешало проникновению идей минимализма в художественные ателье и дизайнерские студии.
   Минималистский дизайн 60-х годов был реакцией на пресыщение помпезной роскошью домов высшего класса. На смену эклектике с плюшевыми занавесями пришел минимализм: гладкие плоскости стен, стекло, пластик. Если в послевоенный период общество компенсировало воспоминания о времени лишений, то позже отказ от излишнего декора, стремление к простоте форм и цвета стали проявлением оригинальности.
   Первой компанией, распространившей минималистские тенденции в серийном промышленном дизайне, была Braun. Ее глава, Артур Браун, целенаправленно набирал на работу дизайнеров, окончивших Высшую школу оформительского искусства в Ульме. Выпускники этой школы — наследницы философии Баухауза — сделали продукцию Braun символом пуристского дизайна. В 1964 году в MoMA (Нью-Йорк) прошла выставка изделий Braun, которая окончательно утвердила торжество минималисткой эстетики в серийном проектировании.
Минимализм также интерпретируется как экономия художественных средств. Распространено мнение, что для минималистского дизайна характерно ограничение какого-то одного качества предмета («минимализм формы», «минимализм цвета»).
   В самом деле, минималистская живопись, например, использует ограниченное число цветов, а композиция основана на простых геометрических формах. Скульптура, вместе с тем, увлечена материалами: типично минималистскими материалами считаются металл, стекло, бетон, пластик. Однако движение минимализма простирается далеко за пределы этого ограничения.

   Многие дизайнеры находят в минимализме влияние традиционной японской эстетики, основанной на дзэнской дисциплине, логике, изяществе и необыкновенной любви к порядку. Из четырех понятий, определяющих для японца суть красоты, минимализм воспринял два:
   Ваби — отсутствие вычурного, броского, нарочитого. Это красота простоты, прелесть обыденного, умение довольствоваться малым, равновесие. Любой предмет является воплощением красоты. Но красота — всегда идеальное соответствие предмета назначению. Вещь не может быть прекрасной и непрактичной. Для дизайна это означает функциональность, минимализм, аскетизм и монохромность, использование нейтральных цветов.
   Сибуй — красота материала, из которого сделан предмет. Принципы сибуй заключаются в минимальной обработке материала, позволяющей наиболее полно выявить его естественные свойства, а также в выборе материала, абсолютно соответствующего функции предмета.
  Другие понятия — например, саби (любовь к старине) и юген (незавершенность, недосказанность) — отвергнуты современным дизайном из-за несоответствие принципам промышленного проектирования.


   Минимализм в его современном понимании — это «мужской» стиль: прямолинейность, простота, использование нейтральной цветовой гаммы, черного, белого, серого цветов. А такие черты минималистского дизайна, как поиск абсолютной формы, стремление к совершенству, лаконичность и сдержанность, по-прежнему связывают его с японской культурой оформления.
   В наше время минимализм — это скорее мировоззрение. Осознание обществом возможности глобальной экологической катастрофы  подчеркнуло возникший интерес к предметам, в которых нет ничего лишнего.
 

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Минимализм | Искусство | Ваби | Сибуй | Саби | Braun

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    vision

    Визитная карточка Сары Бернар

    vision

    От Deus Ex Machina к виртуальной реальности в театре

    vision

    Дефект как эффект: язык ранней фотоиллюстрации

    vision

    Как «Звездные войны» изменили индустрию спецэффектов

    vision

    Химеры. Троцкий. Стамбул. Работы Вильяр-Рохаса на Стамбульской биеннале

    vision

    Анатолий Рудаков. Мюнхенский фотограф с московской историей

    vision

    Медиаспектакль «Нейроинтегрум» - приглашение к диалогу

    vision

    Любовь к трем измерениям. Интервью с Питером Миллером

    vision

    Интервью с Абделатифом Кешишем о фильме «Синий – самый теплый цвет»

    vision

    Закат

    vision

    Реальность и сон Ким Ки Дука

    vision

    «Коламбия Пикчерз» не представляет…

    vision

    Бег сквозь стену

    vision

    Новая иконография Антона Корбайна

    vision

    Домашнее кино

    vision

    Быть Спайком Джонсом

    vision

    Джордж Лукас: «Этой планете я бы поставил ноль»

    vision

    Повелитель пространства и времени

    vision

    Микрохирургия кадра