12 августа 2016

Автор: Ксения Беловицкая

От Deus Ex Machina к виртуальной реальности в театре

От Deus Ex Machina к виртуальной реальности и 3D в театре

Медиахудожник Александра Дементьева выступила с лекцией «Новые технологии в театре и перформансе» в Лаборатории новых медиа. Она рассказала о том, как развитие театра связано с новыми технологиями и какие изменения ждут его в будущем.

Медиахудожник Александра ДементьеваС тех пор, как театр начал формироваться в V в. до н. э. в Древней Греции, человечество изобрело сцену, а потом и декорации. Интересным новшеством в свое время стал «mechane» (греч. μηχανῆς) – кран, позволявший поднимать и опускать актёра, обычно изображавшего некое божество. Отсюда произошло выражение «Deus ex machina» (с лат. — «Бог из машины»). 

Почву для появления современного театра создал оперный реформатор Рихард Вагнер. Он придумал убирать оркестровую яму под сцену,  таким образом создавалась особая звуковая система: звук шел не прямо на зрителя, а сначала на сцену, а потом уже в зал, смешиваясь с голосами певцов.

Большое влияние на театр оказало итальянское движение футуристов. Один из важнейших футуристических манифестов за авторством, конечно же, Филиппо Маринетти, посвящен театру — «Синтетический театр футуризма» 1915 года. Театр футуристов говорил о человеке-машине, то есть о механизации, а также об избавлении от национального театра.

В манифесте Юрия Анненкова «Театр до конца» 1921 года мы находим истоки абстрактного театра. Анненков предлагал театр без актера, где эмоции, настроение передаются через цвет и свет.

Лои Фуллер, основоположница танца модерн, одной из первых начала использовать в выступлениях цветные проекции.

Выступление Лои Фуллер, запись 1905 года

К 1910-м годам идея использования света и цвета в постановках была распространена повсеместно. В США предпосылки к современному театру с применением новых технологий обнаруживаются в творчестве Уинзора Маккея. Он был одним из первых аниматоров, занимавшихся покадровой мультипликацией. В 1914 году он создал мультфильм «Динозавр Герти». Маккей написал текст и во время домашнего показа мультфильма разговаривал с динозавром, который ему «отвечал». Этот ход актуален и сейчас – его используют в видео и проекциях.

Динозавр Герти. Уинзор Маккей, 1914

Футуристические идеи нашли развитие и в спектаклях Всеволода Мейерхольда. В его спектаклях на сцене работало два панно, которые раздвигались и сдвигались, когда за них забегал актер. Декорации в футуристическом театре были мобильными и подчинялись движениям и перемещениям актеров.

Пьеса "Зори" Эмиля Верхарна в постановке Всеволода Мейерхольда

Пьеса «Зори» Эмиля Верхарна в постановке Всеволода Мейерхольда. Премьера состоялась в 1920 году в Москве

«Триадический балет» Оскара Шлеммера – знаменитый экспериментальный балет, связанный с Баухаусом. Для балета разработаны конструктивистские костюмы, каждый акт в нем имеет свой цвет и настроение. То, что мы видим на видеозаписи, очень близко к творчеству нашего современника Роберта Уилсона, американского театрального режиссера.

Видео реконструкции «Триадического балета» Оскара Шлеммера

Послевоенный театр

После Второй мировой войны в театре наступил кризис, преодоленный ближе к 1960-м годам. Изобретенный в это время компьютер начинает использоваться в театре. Параллельно театру развивается перформанс.

В этот период оформляется движение Флуксус (лат. fluxus — «поток жизни»), одним из основателей которого был Джон Кейдж. Кейдж активно сотрудничал с Мерсом Каннингемом, известным танцором и хореографом, который одним из первых использовал компьютер в своих работах.

В танцевальной композиции «Biped» свет и проекции управляются через компьютер, считывающий движения актеров. Эта пьеса довольно поздняя, относится к 1999 году.

Biped, 1999. Хореография Мерса Каннингема

Из послевоенных театральных компаний и медиагрупп можно выделить Laterna Magika. Эта чешская фирма первой начала делать постановки на основе заранее записанных проекций. Их перформансы можно сравнить с работами Уинзора Маккея. К выставке 1958 года в Брюсселе они подготовили большое представление: на мультиэкранах были запущены документальные проекции, а актеры периодически появлялись на сцене и продолжали действие, записанное в фильме. 

Роберт Уитмен "Prune Flat"

Перформанс «Prune Flat» Роберта Уитмена 1965 года выполнен с использованием видео и тени. Исполнитель синхронизировал свои движения с накладываемой кинопроекцией.


Современный театр

Американская авангардная The Wooster group была создана в 1975 году в Нью-Йорке. К тому времени технологии проецирования уже не были такими дорогими, что позволило использовать их в большом количестве. Интересен их спектакль «Гамлет» — в современной бродвейской постановке использована видеозапись спектакля 1965 года в качестве проекции.

Гамлет. The Wooster Group, 2012

Другая знаменитая нью-йоркская театральная группа — The Builders Association, основанная в 1994 году. Ее особенность в том, что она активно сотрудничала с художниками, в частности, с Diller&Scofidio (архитекторы Элизабет Диллер и Рикардо Скофидио, к которым в 2004 году присоединился Чарльз Ренфро). Плодом их сотрудничества стал спектакль «Jet Lag». Он рассказывает историю самоотверженной женщины, которая путешествовала целый год. В спектакле используется анимация и проекции как в реальном времени, так и в записи.

Jet Lag. The Builders Association в сотрудничестве с Diller&Scofidio, 1999

Канадскую группу Ex Machina основал Робер Лепаж. В его работе «Zulu time» акцент сделан на дизайн сцены и сценографию. Лепаж широко использовал компьютер и роботов; это уже образец полноценного синтеза новых технологий и искусства.

Zulu time. Ex Machina, 1999-2001

Одним из представителей современного абстрактного театра является художник Отто Пине. Многие его инсталляции разворачиваются на фоне неба: он запускает ракеты, которые становятся участниками действа. В 1969 году он создал инсталляцию «Световой балет». В его работах нет актеров, фигурирует исключительно изображение. 

Light Ballet. Отто Пине, 1969

Ромео Кастеллуччи – тоже режиссер абстрактного театра. В его постановках больше визуальной составляющей, чем нарратива. Любопытна его постановка «Весны Священной»: машины, наполненные мукой, выбрасывают ее на сцену под музыку, отчего создается эффект замутнённости, дымка. Для него характерна одна черта: на сцене первоначально находится множество объектов, которые постепенно «оживают» в течение спектакля. Часто в его постановках совсем нет текста, но есть действие. Кастеллуччи использует все возможные технологии и создает структурные композиции.

Танцевальная компания Wrecking Crew Orchestra была создана в 2003 году в Японии. Ее актеры принципиально отказываются от национальных танцевальных традиций; используют в своих представлениях много света и уделяют большое внимание костюмам. У этой компании большой коммерческий успех, поскольку ее постановки зрелищны и развлекательны. 

Tron Dance от Wrecking Crew Orchestra

Что дальше?

Сегодня театр продолжает развиваться в русле идей футуристов и конструктивистов. Многие новшества связаны с техническим прогрессом, поэтому сложно загадывать, какие изменения претерпит театр даже через десяток лет. Возможно, актер будет вытеснен со сцены роботами. Александра Дементьева предсказывает появление нового жанра в театре, связанного с голографией. В ближайшее же время наступит новый этап, когда зрители в театре смогут смотреть 3D проекции без специальных очков.

Фото © Бабетта Мэнголдт (Babette Mangoldt)

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Джон Кейдж | Рихард Вагнер | Филиппо Маринетти | Лои Фуллер | Уинзор Маккей | Всеволод Мейерхольд | Танец | Театр | Diller&Scofidio

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    Наташа Панкова #
    Спасибо за статью, на лекцию не успела дойти , зато вы все описали

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    vision

    Диапазон измерения Дмитрия Морозова ::vtol::

    vision

    Визитная карточка Сары Бернар

    vision

    Дефект как эффект: язык ранней фотоиллюстрации

    vision

    Как «Звездные войны» изменили индустрию спецэффектов

    vision

    Химеры. Троцкий. Стамбул. Работы Вильяр-Рохаса на Стамбульской биеннале

    vision

    Анатолий Рудаков. Мюнхенский фотограф с московской историей

    vision

    Медиаспектакль «Нейроинтегрум» - приглашение к диалогу

    vision

    Любовь к трем измерениям. Интервью с Питером Миллером

    vision

    Интервью с Абделатифом Кешишем о фильме «Синий – самый теплый цвет»

    vision

    Закат

    vision

    Реальность и сон Ким Ки Дука

    vision

    «Коламбия Пикчерз» не представляет…

    vision

    Бег сквозь стену

    vision

    Новая иконография Антона Корбайна

    vision

    Домашнее кино

    vision

    Быть Спайком Джонсом

    vision

    Джордж Лукас: «Этой планете я бы поставил ноль»

    vision

    Повелитель пространства и времени

    vision

    Прекрасное ничто