id: 903
От Deus Ex Machina к виртуальной реальности в театреМедиахудожник Александра Дементьева выступила с лекцией «Новые технологии в театре и перформансе» в Лаборатории новых медиа. Она рассказала о том, как развитие театра связано с новыми технологиями и какие изменения ждут его в будущем. С тех пор, как театр начал формироваться в V в. до н. э. в Древней Греции, человечество изобрело сцену, а потом и декорации. Интересным новшеством в свое время стал «mechane» (греч. μηχανῆς) – кран, позволявший поднимать и опускать актёра, обычно изображавшего некое божество. Отсюда произошло выражение «Deus ex machina» (с лат. — «Бог из машины»). Почву для появления современного театра создал оперный реформатор Рихард Вагнер. Он придумал убирать оркестровую яму под сцену, – таким образом создавалась особая звуковая система: звук шел не прямо на зрителя, а сначала на сцену, а потом уже в зал, смешиваясь с голосами певцов. Большое влияние на театр оказало итальянское движение футуристов. Один из важнейших футуристических манифестов за авторством, конечно же, Филиппо Маринетти, посвящен театру — «Синтетический театр футуризма» 1915 года. Театр футуристов говорил о человеке-машине, то есть о механизации, а также об избавлении от национального театра. В манифесте Юрия Анненкова «Театр до конца» 1921 года мы находим истоки абстрактного театра. Анненков предлагал театр без актера, где эмоции, настроение передаются через цвет и свет. Лои Фуллер, основоположница танца модерн, одной из первых начала использовать в выступлениях цветные проекции. Выступление Лои Фуллер, запись 1905 года К 1910-м годам идея использования света и цвета в постановках была распространена повсеместно. В США предпосылки к современному театру с применением новых технологий обнаруживаются в творчестве Уинзора Маккея. Он был одним из первых аниматоров, занимавшихся покадровой мультипликацией. В 1914 году он создал мультфильм «Динозавр Герти». Маккей написал текст и во время домашнего показа мультфильма разговаривал с динозавром, который ему «отвечал». Этот ход актуален и сейчас – его используют в видео и проекциях. Динозавр Герти. Уинзор Маккей, 1914 Футуристические идеи нашли развитие и в спектаклях Всеволода Мейерхольда. В его спектаклях на сцене работало два панно, которые раздвигались и сдвигались, когда за них забегал актер. Декорации в футуристическом театре были мобильными и подчинялись движениям и перемещениям актеров. Пьеса «Зори» Эмиля Верхарна в постановке Всеволода Мейерхольда. Премьера состоялась в 1920 году в Москве «Триадический балет» Оскара Шлеммера – знаменитый экспериментальный балет, связанный с Баухаусом. Для балета разработаны конструктивистские костюмы, каждый акт в нем имеет свой цвет и настроение. То, что мы видим на видеозаписи, очень близко к творчеству нашего современника Роберта Уилсона, американского театрального режиссера. Видео реконструкции «Триадического балета» Оскара Шлеммера Послевоенный театр После Второй мировой войны в театре наступил кризис, преодоленный ближе к 1960-м годам. Изобретенный в это время компьютер начинает использоваться в театре. Параллельно театру развивается перформанс. В этот период оформляется движение Флуксус (лат. fluxus — «поток жизни»), одним из основателей которого был Джон Кейдж. Кейдж активно сотрудничал с Мерсом Каннингемом, известным танцором и хореографом, который одним из первых использовал компьютер в своих работах. В танцевальной композиции «Biped» свет и проекции управляются через компьютер, считывающий движения актеров. Эта пьеса довольно поздняя, относится к 1999 году. Biped, 1999. Хореография Мерса Каннингема Из послевоенных театральных компаний и медиагрупп можно выделить Laterna Magika. Эта чешская фирма первой начала делать постановки на основе заранее записанных проекций. Их перформансы можно сравнить с работами Уинзора Маккея. К выставке 1958 года в Брюсселе они подготовили большое представление: на мультиэкранах были запущены документальные проекции, а актеры периодически появлялись на сцене и продолжали действие, записанное в фильме. Перформанс «Prune Flat» Роберта Уитмена 1965 года выполнен с использованием видео и тени. Исполнитель синхронизировал свои движения с накладываемой кинопроекцией. Современный театр Американская авангардная The Wooster group была создана в 1975 году в Нью-Йорке. К тому времени технологии проецирования уже не были такими дорогими, что позволило использовать их в большом количестве. Интересен их спектакль «Гамлет» — в современной бродвейской постановке использована видеозапись спектакля 1965 года в качестве проекции. Гамлет. The Wooster Group, 2012 Другая знаменитая нью-йоркская театральная группа — Jet Lag. The Builders Association в сотрудничестве с Diller&Scofidio, 1999 Канадскую группу Zulu time. Ex Machina, 1999-2001 Одним из представителей современного абстрактного театра является художник Отто Пине. Многие его инсталляции разворачиваются на фоне неба: он запускает ракеты, которые становятся участниками действа. В 1969 году он создал инсталляцию «Световой балет». В его работах нет актеров, фигурирует исключительно изображение. Light Ballet. Отто Пине, 1969 Ромео Кастеллуччи – тоже режиссер абстрактного театра. В его постановках больше визуальной составляющей, чем нарратива. Любопытна его постановка «Весны Священной»: машины, наполненные мукой, выбрасывают ее на сцену под музыку, отчего создается эффект замутнённости, дымка. Для него характерна одна черта: на сцене первоначально находится множество объектов, которые постепенно «оживают» в течение спектакля. Часто в его постановках совсем нет текста, но есть действие. Кастеллуччи использует все возможные технологии и создает структурные композиции. Танцевальная компания Wrecking Crew Orchestra была создана в 2003 году в Японии. Ее актеры принципиально отказываются от национальных танцевальных традиций; используют в своих представлениях много света и уделяют большое внимание костюмам. У этой компании большой коммерческий успех, поскольку ее постановки зрелищны и развлекательны. Tron Dance от Wrecking Crew Orchestra Что дальше? Сегодня театр продолжает развиваться в русле идей футуристов и конструктивистов. Многие новшества связаны с техническим прогрессом, поэтому сложно загадывать, какие изменения претерпит театр даже через десяток лет. Возможно, актер будет вытеснен со сцены роботами. Александра Дементьева предсказывает появление нового жанра в театре, связанного с голографией. В ближайшее же время наступит новый этап, когда зрители в театре смогут смотреть 3D проекции без специальных очков. Фото © Бабетта Мэнголдт (Babette Mangoldt) Комментариев: 1 |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания