id: 874
Квартал «Штрих-код» в Осло: изобретая набережнуюОсло – уникальное место: чуть не половина здешних достопримечательностей построена за последние десять лет. Белоснежное здание оперы в виде айсберга по проекту местного бюро Snohetta в путеводителях уверенно обгоняет Национальную галерею. Три года назад открылся деревянный музей современного искусства Astrup Fearnley по проекту Ренцо Пьяно, к которому от главной пристани ведёт тоже сравнительно недавно устроенная прогулочная зона. Музей Astrup Fearnley в Осло по проекту Ренцо Пьяно Горнолыжный курорт Хольменколлен под Осло известен прежде всего благодаря трамплину, построенному по проекту датского бюро JDS architects в 2010 году. В 2011 он вошёл в список десяти мест в мире, которые рекомендовал посетить сайт Lonely Planet. Здание Национальной норвежской оперы по проекту Snohetta Столица Норвегии сегодня – самый быстрорастущий город Европы. Высокие цены на нефть некоторое время давали норвежцам возможность воплощать фантазии любой смелости. При этом они не пошли проторённой тропой, архитектурного ренессанса здесь практически не коснулись громкие имена из прошлого века. Ренцо Пьяно – кажется, единственное исключение, но и он скорее принял местные реалии, чем навязал свои. Результатом стало появление архитектуры нового поколения, которая поражает не экспрессией и новизной, а тем, как она приспосабливается к деталям окружающего пространства, использует его и, в конце концов, создаёт. Трамплин в Хольменколлен по проекту JDS architects В 2003 году голландское бюро MVRDV в сотрудничестве с норвежскими офисами a-lab и Dark Architects выиграло конкурс на проект набережной в районе Бьорвика, расположенном между главным вокзалом и фьордом. Проект составляют двенадцать узких зданий, благодаря чему он получил название «Штрих-код» – дома как будто имитируют разной толщины полоски на товарных этикетках. Сейчас, когда строительство близится к концу, силуэт этих зданий на фоне мунковского неба стал одним из самых популярных открыточных видов города. Хотя это всего лишь городской квартал, а не эффектный музей или театр. В двадцатом веке, когда были разрушены привычные паттерны, города сделались неуютными благодаря однообразию и большим масштабам. «Штрих-код» на сегодня является одним из редких удачных опытов решения этих проблем – без того, чтобы возвращаться к методам девятнадцатого века. Территория вокруг вокзала в Осло традиционно считалась неблагополучной и даже безнадёжной. Бьорвика долгое время была портовой зоной. По другую сторону железнодорожных путей находится район мигрантов и большой автобусный терминал. Прежние идеи обновления Бьорвики оказались неубедительными (тем более, что её разрезает на две части трасса E18). Вид на Осло со стороны порта Однако десяти лет оказалось достаточно, чтобы радикально изменить ситуацию. Дорогу только собираются уводить в тоннель, но и без этого строительство здания оперы и «Штрих-кода» вкупе произвели эффект градостроительного чуда. Сейчас здесь едва не самая дорогая недвижимость в центральной части города, а туристов больше, чем в стоящем неподалёку средневековом замке Аскерхус. Идея «Штрих-кода» состояла в том, чтобы застроить участок высокими и узкими домами, создав насколько возможно плотную сетку пешеходных улиц. Дорожки не только отделяют дома друг от друга, но и проходят сквозь них, позволяя передвигаться «короткими перебежками» и укрывая от сырого ветра. Каждое из двенадцати зданий «Штрих-кода» спроектировано разными архитекторами, а большинство принадлежит и разным владельцам. Первое здание «Штрих-кода» - офис компании PWC - спроектированное a-lab Мастер-план подразумевал гораздо больше, чем деление территории на участки и обозначение объёмно-пространственных характеристик домов. Он включал сложный набор правил относительно обязательных и возможных перепадов высот, детальности фасадов, количества и ширины продольных и поперечных проходов. Одним из условий было создание внутри каждого здания зон под открытым небом, площадь которых равнялась бы по крайней мере половине от общей площади, занимаемой зданием на поверхности земли. Все «полоски» объединены общим подземным пространством. Рецепт «Штрих-кода» отчасти такой же, как у многих исторических европейских набережных: разнообразие, ограниченное общей схемой. Эффектность видов на воду – в Амстердаме, Париже или Петербурге – заключается в том, что дома вдоль набережной выстраиваются в сплошную или почти сплошную линию, а их отличия друг от друга сводятся к незначительным перепадам высот и рисунку фасадов. Сами по себе здания «Штрих-кода» по большей части не слишком примечательны, но в сумме они дают визуальный и функциональный результат не менее впечатляющий, чем архитектурные иконы рубежа веков. Здание банка DNB по проекту MVRDV Так или иначе, внимание в «Штрих-коде» привлекает прежде всего центральное из трёх зданий банка DNB, составленное как конструктор из кубов со стороной в шесть метров. Вроде бы примитивная структура с аллюзией на детскую игру и компьютерные пиксели открыла поле для изощрённых планировочных решений. Выкидывая по одному или несколько кубов, архитекторы сделали открытую террасу, входную зону и даже сквозной проход через здание. Голландцы из Здание банка DNB Nor, Dark Architects Соседнее здание (слева, авторы Здание банка DNB Nor, спроектированное a-lab Третье здание DNB выполнено Офис компании Statoil по проекту a-lab в Осло, 2012 В «Штрих-коде» они куда более сдержанны, здесь в их проекте симметричные террасные уступы в верхней части здания рифмуются с проёмами в основании и над десятым этажом. Кстати, в 2008 году a-lab построили самый первый небоскреб «Штрих-кода», офис PWC, из которого тоже «вынули» кусок в три этажа. Офис компании Deloitte, спроектированный бюро Snohetta Самое узкое здание «Штрих-кода» – жилой дом шириной всего в 7,8 метра, спроектированный Кроме домов, каждый архитектор должен был придумать для «Штрих-кода» какое-то общественное пространство, так что по части скамеек, деревьев, клумб и прочих радостей для «маленького человека» здесь можно наблюдать необычайное разнообразие. Оба проекта, преобразивших Бьорвику, вызвали протесты жителей. Оперу в свое время они сочли слишком дорогой: примерно полмиллиарда евро на строительство и ещё несколько миллионов на ежегодное содержание. А высокие здания «Штрих-кода», казалось, отрежут город от фьорда. В 2007 году петиция против его реализации собрала несколько десятков тысяч подписей. Они, несомненно, возымели определённый эффект – высота и расположение зданий стали в результате предметом публичного обсуждения, и архитекторы пошли на некоторые компромиссы. Этот случай убеждает в том, что настоящая архитектура не может быть совсем уж демократичной – большинство не склонно приветствовать перемены. Но, вместе с тем, история «Штрих-кода» – поучительный пример того, что обо всем можно договориться. Важно лишь из идеологического перевести разговор в конструктивное русло. Основное достоинство «Штрих-кода» в том, что он смог стать одновременно и завораживающим видом, и живой частью города. Вместе эти качества встречаются прискорбно редко. Пятнадцать лет тому назад в архитектурных проектах преобладало стремление удивлять, стремление к невероятному. Затем наступило пресыщение, своего рода кризис архитектурного футуризма. И теперь в странах Северной Европы возникает новый приоритет – поиск органичности, «вписанности» архитектуры в окружающий мир. В «Штрих-коде» создан гибрид из двух хорошо известных моделей: города небоскрёбов и средневекового европейского квартала. В прошлом веке футуристические идеи ассоциировали с утопией. Сегодня лучшие архитекторы видят их скорее как усовершенствованное настоящее. Фото: © Christian Roth Christensen, Jiri Havran Комментариев: 3
Написать новый комментарий |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания