03 марта 2013

Автор: Элькина Мария

Новый выставочный павильон в Базеле: как дом меняет город

Мария Элькина

Здание Нового выставочного павильона в Базеле

Архитекторы: Herzog & de Meuron Жак Герцог и Пьер де Мерон

Место: Базель, Швейцария

Над проектом работали: Жак Герцог, Пьер да Мерон, Стефан Марбах, Вольфанг Хардт

Архитекторы Жак Герцог и Пьер де Мерон

Жак Герцог и Пьер де Мерон

   В феврале этого года один из самых известных архитектурных дуэтов в мире, лауреаты премии Притцкера 2001-го года Жак Герцог и Пьер де Мерон закончили свою первую постройку в Базеле, своем родном городе – Новый выставочный павильон.

   Чуть больше десяти лет назад они поразили архитектурное сообщество образцовой реконструкцией старой фабрики, в результате которой мир получил один из лучших музеев современного искусства, лондонский Tate Modern.


   "Если в начале двухтысячных в центре внимания было здание само по себе, то сегодня акценты сместились на взаимодействие здания и городской среды".


Новый выставочный павильон Messe в Базеле, 2013

   Выставочный павильон Герцога и де Мерона позволяет судить не столько об эволюции архитекторов, сколько о господствующих тенденциях в архитектуре. Если в начале двухтысячных в центре внимания было здание само по себе, то сегодня акценты сместились на взаимодействие здания и городской среды. Выставочный павильон в Базеле – это урбанистическое решение: он преобразил планировку главной площади города, позволил создать на ней новые общественные пространства, тем самым усилив ее роль в качестве центра близлежащих кварталов. В новой постройке Герцога и де Мерона происходит стирание физических и визуальных границ между помещением и улицей. Понятия «внутри» и «снаружи» становятся относительными. Увы, за все приходится платить, и той остроумной продуманности деталей, за которую многие хвалили Tate Modern, в Базеле уже нет.

Новый выставочный павильон в Базеле, 2013

Новая концепция площади

   Строительство нового здания было задумано с целью сконцентрировать всю городскую выставочную деятельность вокруг площади Messeplatz. Здание Герцога и де Мерона – только первый шаг на этом пути, за ним последуют новые проекты выставочных площадок.

   Павильон, построенный Герцогом и де Мероном, заменил собой два старых, Павильон 1 и Павильон 3. И тот, и другой совсем устарели. Кроме того, было важно спроектировать новое здание таким образом, чтобы все выставочные площадки были соединены между собой. Наконец, необходимо было сохранить находящуюся рядом с площадью парковку для машин.

Новый выставочный павильон Messe в Базеле, 2013   Каждый из трех этажей нового здания – это универсальные современные выставочные пространства с широкими пролетами и потолками высотой в десять метров. Для того, чтобы обеспечить связь между всеми зданиями на площади, новый павильон словно нависает над ней, создавая новое общественное пространство, напоминающее железнодорожный вокзал или крытый рынок. Сами архитекторы назвали его Городская гостиная. Городская гостиная, где сконцентрировались магазины и рестораны, будет местом отдыха не только для посетителей выставки, но и для множества людей, прогуливающихся по примыкающей торговой улице Clarastrasse. В Павильоне 2, который сохранился в прежнем виде, для общественности открыт круглый двор, который до сих пор был одним из самых популярных мест встречи в Швейцарии. Однако попасть в него можно только во время выставки, остальное время он пустует. Между тем,  городская гостиная доступна всем и всегда.

Новый выставочный павильон Messe в Базеле, 2013   Наличие крытого пространства, по замыслу архитекторов, также разнообразит уличную активность на Messeplatz. К примеру, во время осенней ярмарки на ней можно расположить открытые стенды: вроде  на свежем воздухе, и в то же время без риска промокнуть.

   Новый выставочный павильон фактически изменил планировку Messeplatz. Раньше площадь  была вытянутым прямоугольником, который оставался непосредственным продолжением Clarastrasse без видимой границы, но сейчас она стала более четко обозначена как площадь.

   Новый проход между только что построенным павильоном и многоэтажной парковкой, в свою очередь, является продолжением одной из соседних улиц, так что заодно соединяет Messeplatz с близлежащими жилыми кварталами, делая площадь более доступной для пешеходов. При этом деятельность в павильоне не будет создавать дополнительных проблем для городского движения: все служебные подъезды и грузовые терминалы находятся под землей.

Новый выставочный павильон Messe в Базеле, 2013

Новая концепция павильона

   "Внешне выставочные павильоны, как правило, выглядят нагромождением коробок".

   Как известно, основная проблема выставочных павильонов состоит в том, что функционально идеальные формы для них – это простые параллелепипеды. Выставочное помещение должно быть прямоугольным в плане, иметь широкие пролеты, потолки и возможность быстрого изменения планировки (а также минимум окон и любого рода неровностей на стенах). Практика международных выставок предполагает, что каждый экспонент сам занимается оформлением своего стенда, так что интерьер в павильоне особо не нужен. Вопрос собственно архитектуры при таких жестких функциональных требованиях уходит на второй план, она обнажается только в холлах  и на лестницах.

Интерьер выставочного павильона Messe в Базеле, архитекторы Херцог и де Мерон   Словом, внешне выставочные павильоны, как правило, выглядят нагромождением коробок. Но Герцог и де Мерон нашли принципиально новый подход к композиционному решению Нового павильона. Нижний из трех его этажей находится на уровне земли – таким образом снимается психологический барьер между помещением и улицей, люди могут свободно и не задумываясь заходить и выходить, павильон и Городская гостиная оказываются объединены общим пространством. На первом этаже находятся конференц-зал на 2500 человек, магазины, кафе и рестораны.

   В стенах первого этажа (и внешних, и внутренних) использовано много стекла, этим достигается гибкость в организации пространства.

Внутренние пространства выставочного зала Messe в Базеле   Два выставочных этажа, второй и третий, решены как два отдельных объема, поставленных один на другой. В итоге Новый павильон состоит как бы из трех блоков, каждый из которых обращен к улице под разным углом. Благодаря этому фасады здания могут выглядеть совершенно по-разному в зависимости от того, с какого места и при каком освещении на него смотреть. Подобный эффект диктуется, как ни парадоксально, еще и тем, что все фасады однородно облицованы алюминием. Благодаря своим светоотражающим свойствам переплетенные алюминиевые полосы заставляют здание менять внешний вид в зависимости от положения солнца и снижают  визуальную массивность постройки в городском ландшафте.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Жак Герцог | Пьер де Мерон | Архитектура | Премия | Herzog and de Meuron

Комментариев: 2

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    Только что узнала, что Пьер де Мерон — член градостроительного совета фонда «Сколково».

    Ответить на этот комментарий

      Написать новый комментарий

      Спaсибо!




      Больше текстов

      architectural fantasy

      Дерево возвращается в города

      architectural fantasy

      Укол оптимизма: как Ричард Роджерс и Норман Фостер вернули архитектуре будущее

      architectural fantasy

      Главные события в архитектуре в 2015 году: тенденции, потери и скандалы

      architectural fantasy

      Квартал «Штрих-код» в Осло: изобретая набережную

      architectural fantasy

      Гуггенхайм в Хельсинки: стресс-тест для архитектуры

      architectural fantasy

      Случай Ханнеса Мейера

      architectural fantasy

      Четыре книги о городе. Как города преодолевали функционализм

      architectural fantasy

      Архитектура 2014. Пять лучших проектов года

      architectural fantasy

      При чем тут Седрик Прайс?

      architectural fantasy

      Зеленая архитектура по-шведски

      architectural fantasy

      Ричард Бакминстер Фуллер: многогранник как предчувствие

      architectural fantasy

      Вертикальные города

      architectural fantasy

      Вчерашнее будущее архитектуры: город Шо

      architectural fantasy

      Sliced Porosity Block: площадь пяти небоскребов

      architectural fantasy

      Города в движении

      architectural fantasy

      Загородный дом с нулевым потреблением энергии

      architectural fantasy

      Living on water. Дом-амфибия

      architectural fantasy

      Эко-конструктор

      architectural fantasy

      Руками трогать