17 ноября 2014

Автор: Элькина Мария

При чем тут Седрик Прайс?

Мария Элькина

Архитектор Седрик Прайс © Courtesy of the Cedric Price Estate, London   Седрик Прайс (Cedric Price) не входит в число архитекторов, имена которых крутятся на языке. В то же время в профессиональном кругу он - легенда.

   Рем Колхас сказал про Седрика Прайса, что никто не изменил архитектуру так сильно столь малыми средствами. Он имел в виду, что Прайс построил слишком мало, самые важные его проекты не были реализованы... 



Птичник в Лондонском зоопарке

Птичник в Лондонском Зоопарке, построенный по проекту Седрика Прайса

Птичник в Лондонском Зоопарке, построенный по проекту Седрика Прайса в 1963 году

   Один из немногих осуществлённых проектов Седрика Прайсаптичник в Лондонском зоопарке. Используя новейшие технологии, архитектор сделал стальную клетку сложной формы, которая оставляет птицам максимум пространства для полётов внутри неё. Однако своей исключительной ролью в истории архитектуры он обязан как раз тому, чего не построил.

Фотоколлаж Седрика Прайса: здание районного центра искусств с высоты птичьего полета, 1970-1981.

Фотоколлаж Седрика Прайса: здание районного центра искусств с высоты птичьего полета, 1970-1981.

Архитектура в движении

   Революция, которую совершил в архитектуре Седрик Прайс, сводится к нескольким идеям, лёгким для понимания, но невероятно сложно реализуемым.

   Сначала отношения архитектуры и времени были примитивны: здание должно было пережить свою эпоху и тем самым увековечить её. Когда в XX веке появляются во множестве недолговечные конструкции, это воспринимается как их недостаток. Седрик Прайс радикально изменил угол зрения, объявив, что архитектура должна избегать постоянства, иметь потенциал к изменению. Он считал (это и сейчас достаточно революционно), что нашей среде обитания можно придать способность к трансформации, способность приспосабливаться к разным функциям. Архитектурный объект в этом случае не диктует ничего «тоталитарно» людям, своим обитателям, он остается лишь набором возможностей.


Дворец Веселья

   Прайс делает свой главный утопический проект в начале 1960-х годов по заказу театрального режиссёра Джоан Литлвуд, мечтавшей превратить зрителей из пассивных наблюдателей в участников спектакля.

Эскиз Дворца Веселья Седрика Прайса

Эскиз Дворца Веселья

   Проект Прайса никак не соответствует классическим представлениям о здании театра, и вообще о здании. Сооружение, придуманное им, похоже на гигантский конструктор.

   Единственным статичным элементом Дворца Веселья была сетка из балок и стоек. Стены и горизонтальные платформы представляли собой стандартные заводские модули, которые можно передвигать с места на место с помощью подъёмных кранов. Подмостки, зрительские места, киноэкраны, колонки, пространства для выставок — всё это тоже было мобильным, легко складывалось на любой из платформ в нужную в данный момент конфигурацию. «Музей XXI века будет использовать просчитанные неопределённости и намеренную незавершённость для того, чтобы провоцировать живительные перемены», — так Седрик Прайс описывал культурную институцию будущего. Дворец Веселья стал её эталоном, и в последующие десятилетия многие архитекторы возвращались к нему. В частности, Ричард Роджерс утверждал, что Дворец Веселья послужил образцом для Центра Помпиду в Париже. Легендарная постройка Роджерса состоит из тех же горизонтальных платформ, которые, хоть и не могут быть легко перемещены, все же остаются толерантны к временным изменениям функции.

Эскиз Дворца Веселья Седрика Прайса

Эскиз Дворца Веселья

   Однако Дворец Веселья и сам был передвижным — его в любой момент можно было разобрать и собрать на новом месте. Правда, в Лондоне 1960-х годов для него места не нашлось. Ни сам Дворец Веселья, ни его уменьшенная пилотная версия не были построены: в течение более чем десяти лет на его конструкцию так и не удалось получить разрешение городских властей. Против реализации проекта резко высказывались представители городской общественности и церкви.

   Этот проект вовлекает зрителя в процесс создания культурного события, превращая его из пассивного потребителя в соавтора, наделённого возможностью выбора.

   Потом призрачный Дворец Веселья сделался прототипом десятков и сотен других сооружений.

Эскиз Дворца Веселья Седрика Прайса

Эскиз Дворца Веселья

Конец стиля

   Вот, в частности, конструктивная находка этого проекта: внутрь статичных стоек прятались лифты, лестницы и все инженерные коммуникации. Через двадцать лет полуобнажённые инженерные элементы здания стали чуть ли не хорошим тоном. Один из наиболее известных афоризмов Седрика Прайса: «Ответом являются технологии, но в чем состоит вопрос?». Сведя архитектуру к технологии, доведя её до своего рода абсолютной честности, Прайс, по сути, придумал новый стиль — хай-тек. Его поиск всего лишь оптимального практического решения привел к новой эстетике.

Проект комплекса Potteries Thinkbelt в Стаффордшире, 1965

Проект комплекса Potteries Thinkbelt в Стаффордшире, 1965

Университет на колёсах

   Седрик Прайс — автор ещё одного архитектурного сюжета, без которого непредставимо современное градостроительство: в середине 1960-х годов он предложил превратить пришедшую в упадок индустриальную зону (район Поттериз в Стаффордшире) в мобильный университет. В течение XIX и первой половины XX века тут располагались крупные керамические производства, опутанные сетью железных дорог, которые обслуживали потребности фабрик. Седрик Прайс предложил использовать эту зону для создания образовательного учреждения. Он назвал его Potteries Thinkbelt, на русский это можно перевести как «конвейер знаний в Поттериз». Жильё, библиотеки, компьютерный центр, по его замыслу, разбросаны по всей территории, составлявшей около ста квадратных километров. Города, оказавшиеся внутри этой зоны, тоже должны были стать частью мобильного университета. В качестве аудиторий и лабораторий Прайс предлагал использовать вагоны, которые могли бы соединяться между собой в разных конфигурациях и свободно путешествовать между частями гигантского кампуса. Предложение было настолько неожиданным, что его реализацию в Министерстве образования даже не стали обсуждать. Однако и в данном случае Седрик Прайс оказался хорошим пророком: переоборудование бывшей фабрики в кампус университета теперь стало общепринятой практикой.

   Проекты Седрика Прайса и поныне кажутся утопическими. Хотя метафоры, которые они содержат, при этом сделались источником современных архитектурных стандартов. Сегодня, посмотрев вокруг, вы обязательно обнаружите кое-что из придуманного Седриком Прайсом.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Седрик Прайс | Ричард Роджерс | Рем Колхас | Архитектура | Город | Хай-Тек

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    Мария #
    Спасибо за очень полезную и интересную статью!

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    architectural fantasy

    Дерево возвращается в города

    architectural fantasy

    Укол оптимизма: как Ричард Роджерс и Норман Фостер вернули архитектуре будущее

    architectural fantasy

    Главные события в архитектуре в 2015 году: тенденции, потери и скандалы

    architectural fantasy

    Квартал «Штрих-код» в Осло: изобретая набережную

    architectural fantasy

    Гуггенхайм в Хельсинки: стресс-тест для архитектуры

    architectural fantasy

    Случай Ханнеса Мейера

    architectural fantasy

    Четыре книги о городе. Как города преодолевали функционализм

    architectural fantasy

    Архитектура 2014. Пять лучших проектов года

    architectural fantasy

    Зеленая архитектура по-шведски

    architectural fantasy

    Ричард Бакминстер Фуллер: многогранник как предчувствие

    architectural fantasy

    Вертикальные города

    architectural fantasy

    Вчерашнее будущее архитектуры: город Шо

    architectural fantasy

    Sliced Porosity Block: площадь пяти небоскребов

    architectural fantasy

    Города в движении

    architectural fantasy

    Новый выставочный павильон в Базеле: как дом меняет город

    architectural fantasy

    Загородный дом с нулевым потреблением энергии

    architectural fantasy

    Living on water. Дом-амфибия

    architectural fantasy

    Эко-конструктор

    architectural fantasy

    Руками трогать