03 сентября 2014

Автор: Харькина Анна

Зеленая архитектура по-шведски

   Интервью с архитектором Улой Бромсом Весселом (Ola Broms Wessel) из SPRIDD

   Шведское архитектурное бюро Spridd остается в фокусе внимания: в этом году его пригласили к участию и в Венецианской, и в Московской архитектурных биеннале. Сотрудники Spridd подчеркивают «антикварный» характер своей архитектуры. Это соответствует нынешнему увлечению ретро, всем аутентичным, имеющим историю, вызывающим ностальгию по прошлому. Но, все-таки, как современная архитектура сочетается с эпитетом «антикварная»? Об этом мне рассказал Ула Бромс Вессел, один из сотрудников Spridd.

Офис SPRIDD в Стокгольме

Офис SPRIDD в Стокгольме

   Офис бюро Spridd расположен недалеко от главного здания Королевского технологического института, на тихой улице Körsbärsvägen. Одну из стен офиса занимают стеллажи, набитые книгами. Кофе меня угостили из белой с золотой каймой чашки — такой старинный фарфор можно недорого купить в одном из многочисленных антикварных магазинов Стокгольма.

Архитектор Ула Бромс Вессел (Ola Broms Wessel)   «Нам интересно менять представления о том, что может делать архитектура», — решительно и без промедления, как человек, ценящий свое и чужое время, начал рассказывать Ула Бромс Вессел.

  АЭ: Смещая перспективу с единичного здания на его окружение? Вы поэтому называетесь «Spridd» (глагол «sprida» в переводе со шведского значит «распространять»)?

 УБВ: Мы пытаемся работать одновременно со многими смыслами. Нами движет желание переформулировать роль архитектуры так, чтобы она соответствовала современной ситуации.

   АЭ: К примеру, насколько я знаю, вы сотрудничаете с художниками?

   УБВ: Мы тесно сотрудничаем с основателем Konsthall C Пэром Хасселбергом (Per Hasselberg) и другими художниками, с выставочным центром Färgfabriken. Мы делаем совместные проекты со Statens konstråd. В них участвуют художники и специалисты по градопланированию. А также с Riksantikvarieämbetet, организацией по охране культурного наследия. Мы много работали, в частности, над дизайном выставок. Нас крайне интересует все, что связывает искусство и архитектуру, архитектуру и городское планирование, архитектуру и защиту старины.

Книга SPRIDD "Живем ли мы в том же городе?", 2005   АЭ: Итак, теперь подробнее о ваших взглядах на архитектуру...

   УБВ: Когда-то, вначале, мы выпустили книгу «Живем ли мы в том же городе?». Она содержала вопрос: что мы имеем в виду, говоря о городе? Этот вопрос важен для всех. Наш ответ состоит в том, что не существует одного ответа. Когда люди получают слишком много импульсов, когда у них слишком много информации, они склонны упрощать, чтобы получить единственный ответ. Мы же пытаемся найти формулу, которая не была бы статичной, но адаптировалась бы к уникальным, меняющимся во времени, условиям. Ты строишь дом, но потом в нем будет кто-то жить, тем самым изменяя его.

   АЭ: В архитектурных журналах здания часто фотографируют без людей, которые там живут…

   УБВ: Вот именно. Одна тенденция в современном строительстве — делать экспрессивную зрелищную архитектуру, приглашать архитекторов с громкими именами. Создавать то, чего хочет рынок. Другая тенденция — советоваться с жильцами, делать небольшие, временные вещи. Но связь между этими двумя подходами, как правило, отсутствует.

   АЭ: Другими словами, вы хотите наводить мосты?

   УБВ: Да, можно так сказать. Дом, или двор, или общественное пространство существуют в рыночном и политическом контексте, исторической перспективе и т. д. Однако некий человек будет открывать дверь, заходить в комнату...

Работа над проектом "Fittja People's Palace"

Работа над проектом Fittja People's Palace

   АЭ: Вы описываете свою работу так, будто вы одновременно должны быть и архитекторами, и историками, и социологами, и много кем еще...

   УБВ: Мы, конечно, сами всего знать не можем. Поэтому часто сотрудничаем с другими. Издаем книги, публикуем разных авторов. Наша основная тема — архитектура и ее интерпретация. А говоря об истории, я говорю, конечно, прежде всего об истории архитектуры — в этом мы разбираемся.

   АЭ: Как все, что вы рассказали, относится к тому, что на вашем сайте называется «grön social arkitektur» — «зеленая социальная архитектура»?

   УБВ: Мы придумали этот слоган довольно давно. Может быть, сегодня он уже приобретает оттенок гринвошинга, зеленого камуфляжа. В словах «grön social arkitektur» заключена вся идея sustainability — устойчивости окружающей среды. Когда мы начинали, в разговорах о sustainability акцент делался на экологичность и экономию энергии - в связи с темой изменения климата. Но существен и социальный аспект, которому в либеральной экономике уделяют мало внимания. Мы хотели работать с этими двумя перспективами вместе.

   Для рекламы проекта мы использовали изображение девушки, бросающей вместо коктейля Молотова букет цветов. Это вызвало бурное обсуждение. Нас критиковали за сексизм, рекламу насилия, но для нас этот символ имеет ясный смысл: нужно использовать ту энергию, которая уже есть, использовать имеющиеся возможности, а не только говорить, чтó неправильно. Мы не одиноки в этом подходе. Это новое направление в архитектуре называется «experimental preservation» — экспериментальное сохранение.

Проект «Vav», SPRIDD и Etat.

Проект «Vav», SPRIDD и Etat

   АЭ: Ваши клиенты обычно обращаются к вам, так как им близка идея «зеленой социальной архитектуры»?

   УБВ: К нам приходят самого разного рода клиенты. Кому-то нравится, как выглядят наши дома, кого-то привлекают наши идеи; кроме того, мы участвуем в конкурсах и получаем заказы. Мы много работали с индустриальными зданиями. Сейчас один заказчик хочет, чтобы мы построили офисное здание в стиле 1890-х годов. Это безумие, но, вместе с тем, у заказчика есть свои эстетические представления, и понять их — интересная задача.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Архитектура | Строительство | Интервью | SPRIDD

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

architectural fantasy

Дерево возвращается в города

architectural fantasy

Укол оптимизма: как Ричард Роджерс и Норман Фостер вернули архитектуре будущее

architectural fantasy

Главные события в архитектуре в 2015 году: тенденции, потери и скандалы

architectural fantasy

Квартал «Штрих-код» в Осло: изобретая набережную

architectural fantasy

Гуггенхайм в Хельсинки: стресс-тест для архитектуры

architectural fantasy

Случай Ханнеса Мейера

architectural fantasy

Четыре книги о городе. Как города преодолевали функционализм

architectural fantasy

Архитектура 2014. Пять лучших проектов года

architectural fantasy

При чем тут Седрик Прайс?

architectural fantasy

Ричард Бакминстер Фуллер: многогранник как предчувствие

architectural fantasy

Вертикальные города

architectural fantasy

Вчерашнее будущее архитектуры: город Шо

architectural fantasy

Sliced Porosity Block: площадь пяти небоскребов

architectural fantasy

Города в движении

architectural fantasy

Новый выставочный павильон в Базеле: как дом меняет город

architectural fantasy

Загородный дом с нулевым потреблением энергии

architectural fantasy

Living on water. Дом-амфибия

architectural fantasy

Эко-конструктор

architectural fantasy

Руками трогать