В начале этого года в китайском городе Чэнду закончено строительство квартала небоскребов по проекту известного американского архитектора Стивена Холла (Steven Holl). Узнаем ли мы здесь того Стивена Холла, которого любили за неповторимую, почти магическую игру со светом и осязаемость форм?
Sliced Porosity Block в Чэнду, Китай
Sliced Porosity Block (что буквально означает «разрезанный пористый квартал») - это, как утверждает Холл, не просто очередное «здание-икона». Пять небоскребов становятся гранями площади. Они ограничивают пространство, но не доминируют. Этот квартал - «город в городе», здесь расположились жилые дома, офисы, гостиницы, магазины, зоны отдыха. Внутренняя площадь небоскребов – три миллиона квадратных метров. Однако здесь реализована концепция «микро-урбанизма»: человек остается в кругу объектов, ему соразмерных: дверью магазина, фонтаном, лестницей, павильоном... Магазины, что важно, обращены не только во внутреннее пространство, но и в сторону улиц.
Эскизы Стивена Холла к Sliced Porosity Block: от отдельных зданий к встроенным городским формам
Микро-урбанизм: магазины на две стороны, несколько центров, встроенные подвесные конструкции
Пусть везде будет солнце Небоскребы в Чэнду имеют странную форму, они словно недостроены. Но, разумеется, этот квартал «разрезан» именно так не случайно. Стивен Холл работает с естественным светом так, как иной дизайнер с искусственным. Или еще более виртуозно. Стивен Холл как будто приручил солнечные лучи. Они падают туда, куда ему нужно, скрывают одни части здания и выхватывают из пространства другие, делают простые объемы сложными, а сложные – простыми. Так сделан, к примеру, музей Киазма в Хельсинки, где и форма здания, и фактура его поверхностей подчинены движению солнца по небесному своду. Как правило, Стивен Холл использует «светотень» с эстетическими целями. Но в Sliced Porosity Block она играет иную роль. Основной изъян небоскреба со времен появления этого феномена состоит в том, что он загораживает от солнца соседние здания. На этот раз Холл умудрился рассчитать разницы в высотах зданий и углы между ними так, что внутренняя площадь весь день залита светом.
Внутренняя площадь квартала Sliced Porosity Block
О «порах» Фасады небоскребов полностью остеклены и покрыты чем-то вроде сетки с шириной ячейки чуть меньше двух метров. Кое-где на эту сетку наложены диагональные линии. Ее легко принять за декор, но это не так - на фасад вынесена несущая железобетонная конструкция, а диагонали служат дополнительным креплением на случай нередких в Чэнду землетрясений.
Квартал Sliced Porosity Block
Поэзия воды Китайский поэт Ду Фу сбежал из дворца императора в город Чэнду в 759-м году и жил здесь четыре года в соломенной хижине. Три фонтана на площади («Фонтан китайского года», «Фонтан двенадцати месяцев» и «Фонтан тридцати дней») сделаны как символическая отсылка к стихотворению Ду Фу о трех долинах. Все три находятся на разных уровнях и служат световыми окнами для торгового центра, расположенного на шести этажах под площадью. Кроме того, небоскребы имеют гигантские ниши, в которых размещены три павильона: «Павильон истории», «Световой павильон» и «Павильон местных искусств».
Павильон истории. Архитектор Стивен Холл
«Павильон истории» - работа самого Холла. Архитектор построил павильон из традиционного материала – дерева, и облицевал его частично кортеновской сталью, всегда оставляющей ощущение «старой вещи». Наиболее известный павильон - световой. Он оказался единственной реализованной постройкой архитектора Леббеуса Вудса, скончавшегося этой осенью. Хаотично переплетающиеся световые трубы, открытые на одном из фасадов, сравнивают с соломой. Снаружи видна только часть труб. Они и сверху, и снизу уходят словно внутрь здания. «В этом павильоне у людей возникает ощущение, будто им удалось преодолеть силу притяжения земли,» - говорит Стивен Холл. Цвета, которыми светится павильон, могут меняться в течение ночи. Павильон местных искусств построил известный китайский скульптор Хан Мейлин. Он же в 1996-м году соорудил «Башню пяти драконов» для Олимпийских игр в Атланте.
Световой павильон. Архитектор Леббеус Вудс
Световой павильон. Внутренний вид
Здание удостоено золотого сертификата LEED. Все три фонтана во внутреннем дворе собирают дождевую воду. Квартал охлаждается благодаря 468-ми геотермальным скважинам, пробуренным на глубину 90 метров. В пространстве, окруженном небоскребами, - обилие газонов, деревьев и клумб с лилиями. Также в зданиях внедрены энергоэффективные технологии, использовано высокопроизводительное стекло и отдано предпочтение местным материалам в отделке.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания
проект Стивена Холла уже завершен, а у нас ничего подобного даже нет в проектах
на Крестовском острове "строится" арена для чемпионата по футболу 2018 года, была запроектирована с выезжающим полем
сегодня уже согласны без выездов, но не достроить никак, все пиз...ся на лету. В итоге Газпром построит стадион для Зенита совсем в другом месте и за свои деньги /сейас "строит" бюджет\.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания