Местоположение: Вольфсбург, Германия Период проектирования и постройки: 1998–2005 гг. Архитектурное бюро: Zaha Hadid Architects (Великобритания), Mayer-Baehrle Architects (Германия) Заказчик: Комитет культуры города Вольфсбург Общая площадь: 12631 кв. м. Материалы: бетон, сталь, стекло Стоимость работ: 80 млн. евро (проектирование и строительство самого здания, подземного гаража, привязки к городскому мосту над Среднегерманским каналом, создание экспонатов и внутреннего убранства)
Привычные публичные научные музеи появились сравнительно недавно. В середине XIX века попасть в Британский национальный музей было непросто даже для специалистов, которым надлежало заранее подать письменное прошение и пройти специальное интервью, чтобы получить разрешение от администрации.
В то время британский палеонтолог Ричард Оуэн стал настаивать, чтобы научные музеи открыли для всех. Он внес радикальное предложение — сделать пояснительные таблички к каждому экспонату. Первым воплотил эти замыслы лондонский Музей естественной истории, открывшийся в 1880 году. Однако с тех пор идеи Оуэна успели устареть.
Теперь интерактивный научный музей — или научно-развлекательный центр (Science Center) —ищет способы увлечь посетителей с помощью новой концепции «Learning by doing», то есть приглашая к активному участию, к действию. «Активный музей» начинается с игровых экспонатов и информации, которую может предложить компьютер. Далее идут экспонаты-аттракционы, которые посетитель может привести в движение, залезть внутрь устройств или самостоятельно поставить с их помощью демонстрационный опыт. Рядом обычно лекторий, 3D-кинотеатр IMAX, планетарий, различные лаборатории. Плюс стандартная инфраструктура — от автостоянки до кафе.
У большинства научно-развлекательных центров нет постоянных коллекций и собственных хранилищ, имеющих научную ценность. Поэтому Международный Музейный Совет (ICOM) официально не относит их к музеям, а выделяет в особую категорию.
Одним из первых «публичных толкований науки» стали знаменитые «Рождественские лекции» Майкла Фарадея (1860), а также доклад «О природе пространства», сделанный Александром Гумбольдтом в Берлине. В 1889 году открылся берлинский музей Urania, имевший собственную обсерваторию и лабораторию. Здесь посетителям демонстрировались первые интерактивные аттракционы — «Путешествие от Земли до Луны» и «История первобытного мира».
На выставке EXPO-1967 в Монреале немецкий философ Гуго Кюкельхауз представил свой проект «Экспериментальное поле для раскрытия сознания» — 40 игровых экспонатов, помогающих «познать устройство природы при помощи пяти собственных чувств».
В 1969 году в Сан-Франциско был открыт Exploratorium, первый научно-развлекательный центр в полном смысле слова. Его основал Фрэнк Оппенгеймер (брат которого, Роберт, создал первую атомную бомбу). Целью было «просвещение посетителей с помощью средств современной техники и их собственных органов чувств». Exploratorium открыт по сей день и пользуется необыкновенной популярностью — ежегодно его посещает свыше полумиллиона человек. За последние 30 лет в США было открыто более 300 научно-развлекательных центров. Большинство из них купило «репродукции» экспонатов Exploratorium (кстати, последний имеет собственный завод, делающий лицензионные копии своих экспонатов).
В начале 80-х был открыт первый европейский интерактивный центр. Сейчас их более 100: Spektrum, Phaenomenta, Universum, Phaeno, Glasgow Science Center и т.д. Что такое Phaeno? Выставочный зал? Лунная поверхность с кратерами, холмами и плато? Или стартующий космический корабль?
Это здание очень сложно описать. Оно выглядит не как законченный архитектурный объект, а как неизвестное существо из класса простейших, увеличенное до размеров десятиэтажного дома. Сперва это, возможно, была своего рода грелка на ножках — гигантская произвольной формы емкость, конусообразные опоры которой «ползут» по земле. Но затем монстр остановился, и оказалось, что он обладает способностью мимикрировать, подстраиваться к формам и расположению окружающих объектов. Округлая южная часть здания, охваченная железной дорогой, вытянулась сообразно последней и застыла острым углом на севере. Мотив бетонного носа гигантского корабля обыгрывает тему Среднегерманского канала, который течет поблизости. Изогнутый, монолитный каркас фантастического здания — апофеоз органической формы.
Власти немецкого города Вольфсбург потратили на сооружение интерактивного музея Phaeno 80 млн. евро. В XXI веке город не хочет оставаться индустриальным центром Нижней Саксонии (здесь расположено основное производство легендарного концерна Volkswagen). Таким он был с момента своего основания в 1938 году.
Разработку проекта Phaeno заказчики поручили британскому профессору архитектуры Захе Хадид (Zaha Hadid). В техническом исполнении участвовало немецкое архитектурное бюро Mayer-Baehrle. Проектирование Phaeno заняло более семи лет. Строительные работы велись четыре с половиной года.
Кстати, Хадид не первая, кто пытался изменить автомобильный образ небольшого провинциального Вольфсбурга. Архитекторы Ханс Шароун и Альвар Аальто работали здесь еще в 60-х. А в начале 90-х у города с населением всего 120000 человек появился собственный Музей искусств. И хотя архитектурный стиль Захи Хадид давно сложился и не приемлет влияний извне, в здании Phaeno ощущается определенная перекличка с Церковью Святого Духа и Центром немецкой культуры Аальто. Работы Шароуна и Аальто переосмыслены Хадид как складки рельефа, в которые должен вписаться новый «геологический» объем ее центра. При этом все здания выглядят как звенья одной горной цепи.
Мощное, громоздкое, однако очень динамично структурированное сооружение сделано из бетона и стали. Несмотря на 27000 кубометров бетона снаружи и внутри, здание Phaeno производит впечатление непостоянства, текучести, парения в воздухе. Его высота — 16 м, а в длину оно простирается на 170 м. Десять конических бетонных опор диаметром 7 м каждая несут на себе основной вес. В их корпусах скрыты входы-выходы, сувенирный магазинчик, кафе.
Фасад здания оставляет брутальное впечатление. Лишь в одной точке — примыкания моста — бетон одет в металл. Здесь контуры музея пластикой напоминают корпус автомобиля или реактивного самолета. В остальном здание схоже со строениями в стиле необрутализма начала 1970-х гг. — тяжелый неоштукатуренный бетон, изгибающийся причудливыми абрисами. Изнутри кажется, что находишься в гигантском колышущемся бетонном брюхе, ровно обрезанном сверху потолком. Настоящий пир бетона! Кстати, технология самоуплотняющегося бетона1 в Phaeno впервые на территории Европы использовалась в подобных масштабах.
Внутри здания перспективы меняются с каждым шагом, благодаря скошеным стенам, изогнутым и незамаскированным стальным балкам несущей конструкции крыши, панорамным окошкам-прорезям в массивных стенах и наклонным плоскостям ниш. Подобная динамика безусловно требовала от автора проекта свободы от канонов. Phaeno имеет слабоструктурированный, «аморфный» интерьер. В нем пять основных зон: входная, две экспозиционные, зона детских кружков («кратер») и зона торговли сувенирами. Они свободно перетекают одна в другую и разделены не столько стенами, сколько меняющимся уровнем пола. Попав из одной зоны в другую, посетитель не сразу осознает этот переход.
Входом в павильоны первого этажа служат узкие, искусно замаскированные ворота в одном из опорных столбов. А затем — вверх по эскалатору. Между тем стеклянно-металлический каркас главного входа Phaeno — это произведение искусства. Он создан с помощью сферически изогнутых стальных «рельсов». Необычные размеры и вес массивных труб (более 500 кг каждая) делали весьма рискованной их подгонку с миллиметровой точностью к стеклянным элементам конструкции входа.
Огромный, безграничный (в буквальном смысле слова) зал первого этажа Phaeno сложным переплетением опор и изогнутых коридоров напоминает лабиринт. И только крыша — мощная композиция стальных решеток — остается доминантой в этом бесформенном пространстве. И слишком технотронным элементом в этом органически мягком мире. Конструкция крыши из 4700 стальных балок похожа на раскрытый веер. Подобно опорам первого этажа, каждая из стальных спиц закреплена автономно и отличается от прочих не только длиной, но и углом наклона. Искусственное покрытие пола ассоциирует с шершавой наждачной бумагой — в Phaeno ощущаешь себя в гроте таинственной пещеры, сталагмиты которой отшлифованы давно высохшим древним морем.
Острые и прямые углы, разрезающие пространство поверхности стен из облицовочного бетона, изборожденные абстрактными орнаментами, остроугольные, сужающиеся кверху навесные окна —перед нами техногенно-биоморфный ландшафт.
Фактор развлечения в Phaeno доминирует. «Посетители должны наслаждаться интереснейшим зрелищем и много играть», — полагает директор Вольфганг Гутардт.
250 интерактивных экспериментов (из которых 40 были оформлены профессиональными художниками) иллюстрируют азы естественных наук и техники. Выставочное пространство площадью 9000 кв. м. разбито на секторы по основным темам центра: свет и зрение, движение, ветер и климат, микро и макро, энергия, материя, информация, игры. Определенные маршруты не предполагаются — посетитель выбирает то, что ему больше приглянулось. На все вопросы готовы ответить сотрудники Phaeno в красной униформе.
И разумеется, на стенах развешены поучительные «тематические» высказывания ученых и философов: например, «Без вопросов не бывает ответов» (Джон Кейдж) или «Самое прекрасное, что мы можем испытать — это ощущение тайны» (Эйнштейн). Куратор проекта, американец Джо Энсел (соратник того самого Фрэнка Оппенгеймера), создал музей, в котором все можно потрогать собственными руками. Такие феномены как образование тумана и облаков, сила тяжести, магнетизм, свет и тень, электричество и звук можно изучать на уникальной аппаратуре, проводя соответствующие эксперименты. Можно послушать эхо, поуправлять собственной тенью и понаблюдать за теплоотделением разных участков тела на термокартинках. Здесь создаются песчаные дюны, извергаются гейзеры и образуются огненные торнадо, здесь в телефонной трубке можно послушать со стороны свой искаженный голос, потанцевать на проекции в мыльной пене или «облить» себя фонтаном из букв, которые затем можно выловить из беспорядочного потока и составить из них слова. Драматический сценарий представлен в «Большом волновом резервуаре», он рисует последствия землетрясения на морском дне. Нажав на кнопку, посетитель создает волну и наблюдает, как она на огромной скорости несется к поверхности воды — так в океане возникают цунами.
Подобные диковины, по мнению Энсела, заставляют посетителя шевелить мозгами. Каждую из экспериментальных станций американец либо где-то отыскал, либо улучшил, либо сделал сам. Он напоминает мастера Q из фильмов о Джеймсе Бонде, демонстрирующего тайному агенту новинки шпионской техники.
При всей любви к своим экспонатам Энсел нисколько не волнуется за их сохранность, — они совершенно доступны для всех 180000 посетителей, которые ежегодно приезжают на экскурсию в Вольфсбург. И все приборы сконструированы таким образом, что им не причинят вреда даже озорные школьники.
Заха Хадид (1950), живущая в Лондоне уроженка Ирака, сделала блистательную карьеру в архитектуре. Она стала первой женщиной, которая получила Притцкеровскую премию — высшую архитектурную награду. По ее проектам построены, в частности, пожарное депо Vitra в немецком городке Вайль, штаб-квартира BMW в Лейпциге, музеи современного искусства в Цинцинатти и Копенгагене, Транспортный музей в Глазго.
Заха Хадид о Phaeno: «Раньше моя архитектура была более тектонической, а теперь в ней сильнее проявляется органическое начало. В каждом проекте я пытаюсь изобрести что-то новое. За этим стоят принципы наложения различных уровней друг на друга, принципы направления объектов в разные стороны и элементы фрагментирования. Я хочу создать бесконечную композицию, чтобы у здания не было одного входа и одного выхода, чтобы проект не предусматривал только одного способа использования пространства».
Куратор проекта, американец Джо Энсел, соратник того самого Фрэнка Оппенгеймера, создал музей, в котором все можно потрогать собственными руками.
1Самоуплотняющийся бетон (Self-Compacting Concrete, SCC) — строительный материал нового поколения, позволяющий без вибрации заполнять самые сложные конфигурации в форме или опалубке зданий и достигать высокой однородности бетона без вовлеченного воздуха и водоотделения. Из него, в частности, делают уникальные сверхтонкостенные сооружения с очень высоким содержанием арматуры в сечениях.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания