10 марта 2012

Автор: Скоркина Ольга

Руками трогать

PhaenoНаучно-развлекательный центр Phaeno (www.phaeno.com)

Местоположение: Вольфсбург, Германия
Период проектирования и постройки: 1998–2005 гг.
Архитектурное бюро: Zaha Hadid Architects (Великобритания), Mayer-Baehrle Architects (Германия)
Заказчик: Комитет культуры города Вольфсбург
Общая площадь: 12631 кв. м.
Материалы: бетон, сталь, стекло
Стоимость работ: 80 млн. евро (проектирование и строительство самого здания, подземного гаража, привязки к городскому мосту над Среднегерманским каналом, создание экспонатов и внутреннего убранства)

   Привычные публичные научные музеи появились сравнительно недавно. В середине XIX века попасть в Британский национальный музей было непросто даже для специалистов, которым надлежало заранее подать письменное прошение и пройти специальное интервью, чтобы получить разрешение от администрации.
   В то время британский палеонтолог Ричард Оуэн стал настаивать, чтобы научные музеи открыли для всех. Он внес радикальное предложение — сделать пояснительные таблички к каждому экспонату. Первым воплотил эти замыслы лондонский Музей естественной истории, открывшийся в 1880 году. Однако с тех пор идеи Оуэна успели устареть.
   Теперь интерактивный научный музей — или научно-развлекательный центр (Science Center) —ищет способы увлечь посетителей с помощью новой  концепции «Learning by doing», то есть приглашая к активному участию, к действию. «Активный музей» начинается с игровых экспонатов и информации, которую может предложить компьютер. Далее идут экспонаты-аттракционы, которые посетитель может привести в движение, залезть внутрь устройств или самостоятельно поставить с их помощью демонстрационный опыт. Рядом обычно лекторий, 3D-кинотеатр IMAX, планетарий, различные лаборатории. Плюс стандартная инфраструктура — от автостоянки до кафе.
   У большинства научно-развлекательных центров нет постоянных коллекций и собственных хранилищ, имеющих научную ценность. Поэтому Международный Музейный Совет (ICOM) официально не относит их к музеям, а выделяет в особую категорию.

Phaeno
  Одним из первых «публичных толкований науки» стали знаменитые «Рождественские лекции» Майкла Фарадея (1860), а также доклад «О природе пространства», сделанный Александром Гумбольдтом в Берлине. В 1889 году открылся берлинский музей Urania, имевший собственную обсерваторию и лабораторию. Здесь посетителям демонстрировались первые интерактивные аттракционы — «Путешествие от Земли до Луны» и «История первобытного мира».
  На выставке EXPO-1967 в Монреале немецкий философ Гуго Кюкельхауз представил свой проект «Экспериментальное поле для раскрытия сознания» — 40 игровых экспонатов, помогающих «познать устройство природы при помощи пяти собственных чувств».
  В 1969 году в Сан-Франциско был открыт Exploratorium, первый научно-развлекательный центр в полном смысле слова. Его основал Фрэнк Оппенгеймер (брат которого, Роберт, создал первую атомную бомбу). Целью было «просвещение посетителей с помощью средств современной техники и их собственных органов чувств». Exploratorium открыт по сей день и пользуется необыкновенной популярностью — ежегодно его посещает свыше полумиллиона человек. За последние 30 лет в США было открыто более 300 научно-развлекательных центров. Большинство из них купило «репродукции» экспонатов Exploratorium (кстати, последний имеет собственный завод, делающий лицензионные копии своих экспонатов).
   В начале 80-х был открыт первый европейский интерактивный центр. Сейчас их более 100: Spektrum, Phaenomenta, Universum, Phaeno, Glasgow Science Center и т.д.
Phaeno  Что такое Phaeno? Выставочный зал? Лунная поверхность с кратерами, холмами и плато? Или стартующий космический корабль?
  Это здание очень сложно описать. Оно выглядит не как законченный архитектурный объект, а как неизвестное существо из класса простейших, увеличенное до размеров десятиэтажного дома. Сперва это, возможно, была своего рода грелка на ножках — гигантская произвольной формы емкость, конусообразные опоры которой «ползут» по земле. Но затем монстр остановился, и оказалось, что он обладает способностью мимикрировать, подстраиваться к формам и расположению окружающих объектов. Округлая южная часть здания, охваченная железной дорогой, вытянулась сообразно последней и застыла острым углом на севере. Мотив бетонного носа гигантского корабля обыгрывает тему Среднегерманского канала, который течет поблизости. Изогнутый, монолитный каркас фантастического здания — апофеоз органической формы.
  Власти немецкого города Вольфсбург потратили на сооружение интерактивного музея Phaeno 80 млн. евро. В XXI веке город не хочет оставаться индустриальным центром Нижней Саксонии (здесь расположено основное производство легендарного концерна Volkswagen). Таким он был с момента своего основания в 1938 году.
   Разработку проекта Phaeno заказчики поручили британскому профессору архитектуры Захе Хадид (Zaha Hadid). В техническом исполнении участвовало немецкое архитектурное бюро Mayer-Baehrle. Проектирование Phaeno заняло более семи лет. Строительные работы велись четыре с половиной года.
  Кстати, Хадид не первая, кто пытался изменить автомобильный образ небольшого провинциального Вольфсбурга. Архитекторы Ханс Шароун и Альвар Аальто работали здесь еще в 60-х. А в начале 90-х у города с населением всего 120000 человек появился собственный Музей искусств. И хотя архитектурный стиль Захи Хадид давно сложился и не приемлет влияний извне, в здании Phaeno ощущается определенная перекличка с Церковью Святого Духа и Центром немецкой культуры Аальто. Работы Шароуна и Аальто переосмыслены Хадид как складки рельефа, в которые должен вписаться новый «геологический» объем ее центра. При этом все здания выглядят как звенья одной горной цепи.

Phaeno   Мощное, громоздкое, однако очень динамично структурированное сооружение сделано из бетона и стали. Несмотря на 27000 кубометров бетона снаружи и внутри, здание Phaeno производит впечатление непостоянства, текучести, парения в воздухе. Его высота — 16 м, а в длину оно простирается на 170 м. Десять конических бетонных опор диаметром 7 м каждая несут на себе основной вес. В их корпусах скрыты входы-выходы, сувенирный магазинчик, кафе.
   Фасад здания оставляет брутальное впечатление. Лишь в одной точке — примыкания моста — бетон одет в металл. Здесь контуры музея пластикой напоминают корпус автомобиля или реактивного самолета. В остальном здание схоже со строениями в стиле необрутализма начала 1970-х гг. — тяжелый неоштукатуренный бетон, изгибающийся причудливыми абрисами. Изнутри кажется, что находишься в гигантском колышущемся бетонном брюхе, ровно обрезанном сверху потолком. Настоящий пир бетона! Кстати, технология самоуплотняющегося бетона1 в Phaeno впервые на территории Европы использовалась в подобных масштабах.
   Внутри здания перспективы меняются с каждым шагом, благодаря скошеным стенам, изогнутым и незамаскированным стальным балкам несущей конструкции крыши, панорамным окошкам-прорезям в массивных стенах и наклонным плоскостям ниш. Подобная динамика безусловно требовала от автора проекта свободы от канонов.
Phaeno   Phaeno имеет слабоструктурированный, «аморфный» интерьер. В нем пять основных зон: входная, две экспозиционные, зона детских кружков («кратер») и зона торговли сувенирами. Они свободно перетекают одна в другую и разделены не столько стенами, сколько меняющимся уровнем пола. Попав из одной зоны в другую, посетитель не сразу осознает этот переход.
   Входом в павильоны первого этажа служат узкие, искусно замаскированные ворота в одном из опорных столбов. А затем — вверх по эскалатору. Между тем стеклянно-металлический каркас главного входа Phaeno — это произведение искусства. Он создан с помощью сферически изогнутых стальных «рельсов». Необычные размеры и вес массивных труб (более 500 кг каждая) делали весьма рискованной их подгонку с миллиметровой точностью к стеклянным элементам конструкции входа.
   Огромный, безграничный (в буквальном смысле слова) зал первого этажа Phaeno сложным переплетением опор и изогнутых коридоров напоминает лабиринт. И только крыша — мощная композиция стальных решеток — остается доминантой в этом бесформенном пространстве. И слишком технотронным элементом в этом органически мягком мире. Конструкция крыши из 4700 стальных балок похожа на раскрытый веер. Подобно опорам первого этажа, каждая из стальных спиц закреплена автономно и отличается от прочих не только длиной, но и углом наклона.
Phaeno   Искусственное покрытие пола ассоциирует с шершавой наждачной бумагой — в Phaeno ощущаешь себя в гроте таинственной пещеры, сталагмиты которой отшлифованы давно высохшим древним морем.
  Острые и прямые углы, разрезающие пространство поверхности стен из облицовочного бетона, изборожденные абстрактными орнаментами, остроугольные, сужающиеся кверху навесные окна —перед нами техногенно-биоморфный ландшафт.
  Фактор развлечения в Phaeno доминирует. «Посетители должны наслаждаться интереснейшим зрелищем и много играть», — полагает директор Вольфганг Гутардт.
  250 интерактивных экспериментов (из которых 40 были оформлены профессиональными художниками) иллюстрируют азы естественных наук и техники. Выставочное пространство площадью 9000 кв. м. разбито на секторы по основным темам центра: свет и зрение, движение, ветер и климат, микро и макро, энергия, материя, информация, игры. Определенные маршруты не предполагаются — посетитель выбирает то, что ему больше приглянулось. На все вопросы готовы ответить сотрудники Phaeno в красной униформе.
  И разумеется, на стенах развешены поучительные «тематические» высказывания ученых и философов: например, «Без вопросов не бывает ответов» (Джон Кейдж) или «Самое прекрасное, что мы можем испытать — это ощущение тайны» (Эйнштейн).
Phaeno   Куратор проекта, американец Джо Энсел (соратник того самого Фрэнка Оппенгеймера), создал музей, в котором все можно потрогать собственными руками. Такие феномены как образование тумана и облаков, сила тяжести, магнетизм, свет и тень, электричество и звук можно изучать на уникальной аппаратуре, проводя соответствующие эксперименты. Можно послушать эхо, поуправлять собственной тенью и понаблюдать за теплоотделением разных участков тела на термокартинках. Здесь создаются песчаные дюны, извергаются гейзеры и образуются огненные торнадо, здесь в телефонной трубке можно послушать со стороны свой искаженный голос, потанцевать на проекции в мыльной пене или «облить» себя фонтаном из букв, которые затем можно выловить из беспорядочного потока и составить из них слова. Драматический сценарий представлен в «Большом волновом резервуаре», он рисует последствия землетрясения на морском дне. Нажав на кнопку, посетитель создает волну и наблюдает, как она на огромной скорости несется к поверхности воды — так в океане возникают цунами.
   Подобные диковины, по мнению Энсела, заставляют посетителя шевелить мозгами. Каждую из экспериментальных станций американец либо где-то отыскал, либо улучшил, либо сделал сам. Он напоминает мастера Q из фильмов о Джеймсе Бонде, демонстрирующего тайному агенту новинки шпионской техники.
   При всей любви к своим экспонатам Энсел нисколько не волнуется за их сохранность, — они совершенно доступны для всех 180000 посетителей, которые ежегодно приезжают на экскурсию в Вольфсбург. И все приборы сконструированы таким образом, что им не причинят вреда даже озорные школьники.

Заха Хадид
  Заха Хадид (1950), живущая в Лондоне уроженка Ирака, сделала блистательную карьеру в архитектуре. Она стала первой женщиной, которая получила Притцкеровскую премию — высшую архитектурную награду. По ее проектам построены, в частности, пожарное депо Vitra в немецком городке Вайль, штаб-квартира BMW в Лейпциге, музеи современного искусства в Цинцинатти и Копенгагене, Транспортный музей в Глазго.
   Заха Хадид о Phaeno: «Раньше моя архитектура была более тектонической, а теперь в ней сильнее проявляется органическое начало. В каждом проекте я пытаюсь изобрести что-то новое. За этим стоят принципы наложения различных уровней друг на друга, принципы направления объектов в разные стороны и элементы фрагментирования. Я хочу создать бесконечную композицию, чтобы у здания не было одного входа и одного выхода, чтобы проект не предусматривал только одного способа использования пространства».

  Куратор проекта, американец Джо Энсел, соратник того самого Фрэнка Оппенгеймера, создал музей, в котором все можно потрогать собственными руками.



1Самоуплотняющийся бетон (Self-Compacting Concrete, SCC) — строительный материал нового поколения, позволяющий без вибрации заполнять самые сложные конфигурации в форме или опалубке зданий и достигать высокой однородности бетона без вовлеченного воздуха и водоотделения. Из него, в частности, делают уникальные сверхтонкостенные сооружения с очень высоким содержанием арматуры в сечениях.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Джо Энсел | Заха Хадид | Архитектура | Дизайн | Строительство | Phaeno

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

architectural fantasy

Дерево возвращается в города

architectural fantasy

Укол оптимизма: как Ричард Роджерс и Норман Фостер вернули архитектуре будущее

architectural fantasy

Главные события в архитектуре в 2015 году: тенденции, потери и скандалы

architectural fantasy

Квартал «Штрих-код» в Осло: изобретая набережную

architectural fantasy

Гуггенхайм в Хельсинки: стресс-тест для архитектуры

architectural fantasy

Случай Ханнеса Мейера

architectural fantasy

Четыре книги о городе. Как города преодолевали функционализм

architectural fantasy

Архитектура 2014. Пять лучших проектов года

architectural fantasy

При чем тут Седрик Прайс?

architectural fantasy

Зеленая архитектура по-шведски

architectural fantasy

Ричард Бакминстер Фуллер: многогранник как предчувствие

architectural fantasy

Вертикальные города

architectural fantasy

Вчерашнее будущее архитектуры: город Шо

architectural fantasy

Sliced Porosity Block: площадь пяти небоскребов

architectural fantasy

Города в движении

architectural fantasy

Новый выставочный павильон в Базеле: как дом меняет город

architectural fantasy

Загородный дом с нулевым потреблением энергии

architectural fantasy

Living on water. Дом-амфибия

architectural fantasy

Эко-конструктор