04 апреля 2013

Автор: Элькина Мария

Города в движении

Мария Элькина

Архитектурный проект   Архитектурные фантазии на тему городов будущего – особый жанр,  сплетение архитектурного проекта, чистого вымысла, социальной утопии и технического предсказания.
   В XX веке архитектура столкнулась с проблемой автомобильного движения и сама увлеклась движением.


   Движение на пяти уровнях. Харвей Уилей Корбетт
   В 1925-м году в журнале Popular Science появляется изображение мегаполиса будущего. Высота небоскребов в нем достигает полумили (800 м), а движение людей и транспорта организовано на четырех уровнях. Под землей находятся железнодорожные станции, на привычном уровне земли – улицы для быстрых потоков машин, еще выше – дороги для медленного движения автотранспорта и, наконец, уровень для пешеходов.

Изображение «Мегаполиса будущего» в журнале Popular Science в 1925 году

Страница журнала Popular Science с изображением «Мегаполиса будущего», 1925. На рисунке показаны четыре уровня движения в городе


   Автором идеи был Харвей Уилей Корбетт (Harvey W. Corbett), в то время президент Лиги Архитекторов Нью-Йорка. Этот замысел нисколько не был плодом досужего воображения. В 1920-е годы в Нью-Йорке активно велась дискуссия о небоскребах и их урбанистической роли. Корбетт был защитником высотных сооружений, он искал решения для проблемы перенаселенности, которую небоскреб неизбежно создает. Итак, первые несколько этажей зданий должны были строиться с отступом от красной линии, благодаря этому расширялась проезжая часть улиц. На пешеходном уровне вдоль всех фасадов зданий устроены аркады, заменяющие привычные тротуары и соединенные между собой мостами. Предложение Корбетта позволяло увеличить пропускную способность городских дорог в общей сложности на 700%.
   Как ни парадоксально, прообразом своего мегаполиса Харвей Корбетт называл Венецию. Причина - не только аркады, прототипом сплошного потока машин на уровне земли он считал венецианские каналы.

Ранний рисунок Харвея Корбетта «Город завтрашнего дня», 1913

Ранний рисунок Харвея Корбетта «Город завтрашнего дня», 1913


   Харвей Корбетт был скорее мыслителем от архитектуры, чем архитектором. Он не умел сам делать архитектурные чертежи и для визуализации своих идей приглашал коллег. Самым известным исполнителем графических работ для Корбетта был Хью Феррис (Hugh Ferris), будущий автор книги «Метрополис завтрашнего дня». Именно Феррисом сделана знаменитая картинка, появившаяся в Popular Science.
   Предсказания Корбетта отчасти сбылись. Самый высокий небоскреб сегодня, Бурдж Халифа в Дубаи, действительно, достиг полумили. Тоннелями и эстакадами в городах уже никого не удивишь. В современных столицах вроде Токио даже четыре уровня для движения – не предел. Что до идеи отступа первых этажей от красной линии, то в этом Корбетт даже недооценил масштаб тенденции – сейчас приходят к тому, чтобы весь первый этаж высокого здания делать открытым для пешеходов.

Многоуровневое движение в Токио

Многоуровневое движение в Токио



   Мото-утопия. Джеффри Джеллико
   Если Корбетт предлагал освободить улицы для машин, то английский архитектор Джеффри Джеллико (Geoffrey Jellicoe), спустя тридцать с лишним лет, мыслит с точностью до наоборот. В его городе будущего, названном «Мотопия», машины ездят на уровне крыш домов, целиком отдавая уровень земли пешеходам.

«Мотопия» Джеффри Джеллико, 1961

«Мотопия» Джеффри Джеллико, 1961


   Как и город Корбетта, «Мотопия» не была утопией в полном смысле слова. Существовал сравнительно реалистичный план построить что-то подобное «с нуля», на расстоянии 17 миль от Лондона. По послевоенным ценам стоимость проекта составляла 170 миллионов долларов, что делало идею экономически сомнительной. Тем более, что никакого промышленного производства в «Мотопии» не предполагалось, его жители, по замыслу, должны были в основном заниматься интеллектуальным трудом или работать в сфере услуг.

План города «Мотопия» Джеффри Джеллико

План города «Мотопия» Джеффри Джеллико


    Интерес в городе Джеллико представляет не столько транспортная система, сколько то, что он фактически предсказал деиндустриализацию больших городов в США и Европе, начавшуюся в 1970-е годы.

«Мотопия». План города в разрезе

«Мотопия». План города в разрезе


   Плавучий город. Ричард Фуллер
   Знаменитый американский архитектор и инженер Ричард Бакминcтер Фуллер (Richard Buckminster Fuller) в 1960-е годы сделал проект плавучего города. В огромном блоке в форме тетраэдра могли бы жить от 3000 до 6000 человек.

Модель плавающего города Ричарда Бакминстера Фуллера

Модель плавающего города Ричарда Бакминстера Фуллера


   В отличие от корабля, город в форме тетраэдра не может быстро плавать, - способность перемещаться не была ключевой в изобретении Фуллера. Его идея несла скорее социальный смысл. Фуллер всего лишь исходил из того, что три четверти поверхности земли покрыты водой, и на воде пока некому платить за аренду пространства.
   Тетраэдр – геометрическое название пирамиды (грани - четыре треугольника). Эта фигура имеет наибольшее из всех многогранников отношение площади поверхности к объему. Поэтому внутри «плавучего города» можно было сделать множество уличных садиков и террас.
   Жители могли покинуть город Фуллера на специальных лодках или вернуться. Или выйти на землю по раскладному мосту, если тетраэдр приблизился к берегу.
   Фуллер, в отличие от многих коллег по цеху архитектурных фантастов, был блестящим инженером, и его «плавающий город» технически осуществим. Более того, может быть, сейчас, при высоких ценах на недвижимость во многих странах, создание таких тетраэдров приобрело бы рациональный смысл – строительство одной водной квартиры по примерным расчетам сегодня обошлось бы в сто тысяч долларов, и при этом за землю не пришлось бы платить ничего. Город-тетраэдр, однако ж, имеет один изъян - он идеально устойчив только на глубокой воде, но не в более опасной прибрежной области.

   Город, который гуляет сам по себе. Рон Херрон
   Представьте себе, что вы легли спать в своей квартире в Петербурге, а проснулись в той же самой квартире, но уже, скажем, в Риге…

«Шагающий город». Рон Херрон, 1964

«Шагающий город». Рон Херрон, 1964


   В 1964-м году в журнале Archigram, который издавала одноименная группа из шести архитекторов, появилось ставшее позже знаменитым изображение «Шагающего города», сделанное Роном Херроном (Ron Herron). Картинка была скорее похожа на комикс, чем на серьезный архитектурный проект. Внутри гигантского насекомоподобного робота находился город. И он двигался - шел в поисках все равно чего, земли обетованной, к примеру. Найдя себе новую локацию, «шагающий город» останавливается и складывает ноги.
   У «шагающего города» были не только ноги, но и руки, с помощью которых города могли бы подсоединяться друг к другу, обмениваться ресурсами и информацией.

Города, «взявшиеся за руки». Рон Херрон

Города, «взявшиеся за руки». Рон Херрон


   В конце 1960-х годов в журнале International Times шагающий город был преподнесен как орудие войны: гигантское насекомое-робот на картинке в журнале топтало дома и танки. Однако сам Рон Херрон считал свой передвижной мегаполис вполне дружелюбным. Он должен был медленно передвигаться по земле или по воде на воздушной подушке, а «ноги» использовались бы только для того, чтобы опустить город на землю в нужном месте.
   Разумеется, проект Херрона никто не принял всерьез. Хотя он находился в русле вполне академической концепции «недетерминированной архитектуры», которой придерживалась группа «Архиграм». Ее участники проектировали, в частности, изменчивыми формы зданий. Как бы то ни было, не исключено, что однажды нечто подобное роботу Рона Херрона окажется на лунной поверхности. В 1989-м году американский ученый Джеффри Лэндис предложил построить на Луне станцию, которая передвигалась бы, чтобы всегда оставаться на солнечной стороне.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Джеффри Джеллико | Ричард Фуллер | Рон Херрон | Харвей Корбетт | Архитектура | Город | Изобретение

Комментариев: 12

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    дааа было бы так...

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      Если бы многоуровневый город стал реальностью, все нижние ряды оказались в частичном мраке, чем ниже-тем изолированней от солнца. А на счет ходячего мегаполиса: вот где Хаяо Миядзяке вдохновение взял на создание Ходячего Замка, возможно.

      Ответить на этот комментарий

      1. admin #
        Если я не ошибаюсь, в Гонконге есть районы, которые целиком покрыты пешеходным маршрутом (где-то мосты, где-то галереи или подземные переходы) и этот маршрут позволяет машинам двигаться по своим дорогам, а людям не пересекаясь с машинами - по своим.

        Ответить на этот комментарий

      2. admin #
        чего только не придумают люди

        Ответить на этот комментарий

        1. admin #
          «Город завтрашнего дня», 1913 мне напоминает торговый центр. Те же многоуровневые дорожки, вдоль магазинов, тот же "колодец" между ними, и мосты...

          Ответить на этот комментарий

          1. admin #
            мне понравился плавучий город. так романтично! ))

            Ответить на этот комментарий

            1. admin #
              А мне понравился "шагающий город" - все-таки важно знать, куда город придет завтра, да и морской болезни не будет))

              Ответить на этот комментарий

            2. admin #
              Оказывается, Харвей Корбетт был масоном!! http://www.mason.ru/masonry/istoriya/spisok-masonov/

              Ответить на этот комментарий

              1. admin #
                гелиотектура лучше.

                Ответить на этот комментарий

                1. admin #
                  несколько упрощенный вариант второго фото - гонгконг

                  Ответить на этот комментарий

                    1. userpic
                      mechanismone #
                      Сегодня это реальность)

                      Ответить на этот комментарий

                      Написать новый комментарий

                      Спaсибо!




                      Больше текстов

                      architectural fantasy

                      Дерево возвращается в города

                      architectural fantasy

                      Укол оптимизма: как Ричард Роджерс и Норман Фостер вернули архитектуре будущее

                      architectural fantasy

                      Главные события в архитектуре в 2015 году: тенденции, потери и скандалы

                      architectural fantasy

                      Квартал «Штрих-код» в Осло: изобретая набережную

                      architectural fantasy

                      Гуггенхайм в Хельсинки: стресс-тест для архитектуры

                      architectural fantasy

                      Случай Ханнеса Мейера

                      architectural fantasy

                      Четыре книги о городе. Как города преодолевали функционализм

                      architectural fantasy

                      Архитектура 2014. Пять лучших проектов года

                      architectural fantasy

                      При чем тут Седрик Прайс?

                      architectural fantasy

                      Зеленая архитектура по-шведски

                      architectural fantasy

                      Ричард Бакминстер Фуллер: многогранник как предчувствие

                      architectural fantasy

                      Вертикальные города

                      architectural fantasy

                      Вчерашнее будущее архитектуры: город Шо

                      architectural fantasy

                      Sliced Porosity Block: площадь пяти небоскребов

                      architectural fantasy

                      Новый выставочный павильон в Базеле: как дом меняет город

                      architectural fantasy

                      Загородный дом с нулевым потреблением энергии

                      architectural fantasy

                      Living on water. Дом-амфибия

                      architectural fantasy

                      Эко-конструктор

                      architectural fantasy

                      Руками трогать