id: 879
Главные события в архитектуре в 2015 году: тенденции, потери и скандалыМария Элькина о главных архитектурных потерях, приобретениях, тенденциях и скандалах прошлого года. Разрушили Пальмиру 2015-й год войдёт в историю, прежде всего, потерями. Весной боевики Исламского государства захватили Пальмиру – на редкость хорошо сохранившийся памятник поздней античности на Ближнем Востоке. В течение нескольких месяцев ими были взорваны храм Бэла, храм Баалшамина, римские погребальные башни. В начале октября была уничтожена триумфальная арка Пальмиры – та самая, которая украшала обложку учебника по истории Древнего мира. Разрушение памятников по религиозным мотивам далеко не всегда было связано с мусульманством. В периоды расцвета раннего христианства или реформации это тоже происходило. Еще целая триумфальная арка Пальмиры. В октябре 2015 года она будет взорвана боевиками Исламского государства Однако нынешние набеги несут несколько иной смысл. Сакрализация исторического наследия сейчас не имеет религиозного характера, и покушение на него становится вызовом цивилизации вообще. Новые варвары, кажется, гораздо больше движимы желанием шокировать просвещённый мир, чем убеждениями. Разрушение Пальмиры – потеря, масштаб которой миру еще только предстоит оценить. Лёгкая архитектура Фрая Отто Самой трогательной архитектурной историей 2015-го года стало присуждение премии Притцкера немецкому архитектору Фраю Отто. В 2015-м году медаль впервые в истории была вручена посмертно. Фрай Отто не дожил одного дня до объявления его лауреатом и двух месяцев до церемонии награждения. Фрай Отто, навес над Олимпийским парком в Мюнхене, 1972 Отто в течение всей своей карьеры, начиная с 1950-х годов, занимался конструированием и совершенствованием тентовых и мембранных конструкций. Недорогие, лёгкие и часто недолговечные, они стали примером демократичности и гуманизма в архитектуре. Важнее, впрочем, то, что крыши и навесы Фрая Отто действительно столь конструктивно изощренны, что могут выглядеть как податливая полупрозрачная ткань. Павильон Японии на Экспо-2000 в Ганновере. Архитекторы Шигеру Бан, Фрай Отто Кстати, годом ранее Притцкера вручили японцу Шигеру Бану, совместно с которым Фрай Отто работал над павильоном Японии на Экспо-2000 в Ганновере. Заха Хадид вышла из эфира «Не задавайте мне вопрос, если не хотите слышать ответ. Давайте прекратим эту беседу прямо сейчас», - с этими словами Заха Хадид покинула эфир Радио 4 BBC в сентябре этого года. Этот эпизод стал кульминацией скандалов, участницей которых архитектурная дива оказалась в последнее время. Первый связан со слухами о гибели рабочих на стройке стадиона в Катаре, которая, впрочем, не доказана. Второй – с отказом правительства Японии от строительства стадиона, конкурс на который Хадид выиграла несколько лет назад. Именно эти две темы Однако случившееся не стало поражением Захи Хадид. Во-первых, в эфир ее позвали потому, что накануне она получила Золотую медаль от Королевского института Британских архитекторов, одну из наиболее уважаемых и ценимых наград в своей области. Во-вторых, на следующей день руководство радиостанции принесло извинения: ведущая некорректно процитировала статистику смертей рабочих на стройках, названные ею цифры описывали общую ситуацию на стройплощадках Катара и не имели к стадиону никакого отношения. Наивно думать, что газетная шумиха вокруг Захи Хадид и других её знаменитых коллег станет концом эпохи архитектурных звёзд. Скорее, наоборот, скандалы перестают мешать их профессиональной деятельности и становятся её неотъемлемой частью – все более отчетливой делается аналогия с шоу-бизнесом. Интерьер бизнес-центра Dominion Tower в Москве, архитектор Заха Хадид, 2015 В Москве в этом году, между тем, было, наконец, завершено многолетнее строительство бизнес-центра по проекту Захи Хадид на Шарикоподшипниковской улице. На стороне человечества
Шигеру Бан тем временем использовал своё ноу-хау для помощи жителям Непала после землетрясения – он строил из подручных материалов временные убежища для пострадавших. Наконец, уже в 2016-м году премию Притцкера получил Алехандро Аравена, прежде ставший известным своими социальными проектами, в том числе домами для небогатых семей, которые можно со временем постепенно достраивать. Тот же Аравена был выбран куратором Венецианской архитектурной биеннале, тема которой, «Репортаж с фронта», характерно социальна. Архитектура погружается в социальные проблемы всё глубже. Остается надеяться, что от этого она не перестанет быть собой. Вход в башни «Сиамские близнецы» в Сантьяго, архитектор Алехандро Аравена, 2005 Рост вверх
828-метровый небоскрёб Burj Khalifa в Дубае останется самым высоким зданием в мире, вероятно, только до 2019-м года – затем его сменит километровой высоты Jeddah Tower в Саудовской Аравии. Тем не менее, континентальные и второстепенные позиции обновляются постоянно. В прошлом году в Шанхае была достроена Shanghai Tower, занявшая второе место в мире – 632 метра. В Москва-сити по проекту бюро SOM открыли башню «Око», а восточная часть башни «Федерация» от архитектурной мастерской SPEECH вошла в завершающую стадию строительства, и в следующем году она, вероятно, официально станет самым высоким зданием в Европе. Или им станет Лахта-центр в Петербурге, если его все же построят. Небоскрёбы становятся все причудливее. В Милане, например, достроены Bosco Verticale Стефано Боери с настоящими деревьями на балконах. Жилой комплекс из двух башен «Вертикальный лес» в Милане, 2014. Архитектор Стефано Боери Если считать небоскрёбами здания выше двухсот метров, то через пять лет количество таких сооружений удвоится. Ностальгия по модернизму Бюро Рема Колхаса в 2015 году завершило сразу две знаковые стройки, связанные с современным искусством: фонд Прада в Милане и Гараж в Москве. Оба по сути являются реконструкцией, в первом случае – бывшей промзоны, во втором – позднемодернистского ресторана «Времена года». Здание Фонда Prada в Милане, 2015. Бюро Рема Колхаса Что до московского «Гаража», то Колхас одел оголённый каркас советской постройки в двойной слой поликарбоната. Этот материал хорошо знают те, кто имел дело с дачными теплицами, но вместе с тем он невероятно фотогеничен. Превращение угрюмой советской архитектуры в идеальный объект для съёмки таким простым жестом обнажает всё бесстыдство современной архитектуры – автор кажется насмешником. В интерьерах – сохранённые мозаики, ковёр на полу буфета, обитые красной тканью диваны напротив деревянных столиков. Все это сдержанно намекает на стиль 1960-х. Здание Музея современного искусства «Гараж», реконструированное Рем Колхасом в 2015 году Тонкость стилизации в «Гараже» обращает нас к тому, что период позднего модернизма совпадает с молодостью самого Колхаса, и проект имеет ту же логику, что и приукрашенное воспоминание, в котором реальные детали из прошлого легко смешиваются с придуманными позже. Конец жилых муравейников? Пока Рем Колхас стилизует архитектуру 1960-х, другие с ней сражаются. Шесть жилых домов взорваны в британском городе Глазго (причем верхние десять этажей крайних зданий устояли, их пришлось демонтировать с помощью техники). На момент своего строительства, около 50-ти лет назад, эти башни по 89 метров были самыми высокими зданиями такого типа в Европе. Однако дело в том, что до сих пор аналогичные жилые дома – безликие средней высоты многоквартирные здания – во многих странах, в том числе в России, остаются едва не самыми распространёнными. Пример Глазго показывает, что, возможно, стоит уже сейчас заменить их на что-то другое – потому что все равно придётся сносить. Здание Центральной библиотеки в Бирмингеме, 1974. Снесено в 2015 году Между тем, в Британии пострадали и куда более стоящие постройки. После долгих дискуссий под экскаваторы пустили два важнейших памятника брутализма – Центральную библиотеку в Бирмингеме (проект Джона Мадина) и автобусную остановку бюро Arup в Нордхэмптоне. Фото © AFP/Getty, Joseph Eid, Atelier Frei Ottowarmbronn, Bas Princen, Laurian Ghinitoiu Комментариев: 2
Написать новый комментарий |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания