04 декабря 2013

Автор: Элькина Мария

Вертикальные города

Мария Элькина

   По мнению многих, небоскребы – это прообразы будущих вертикальных городов.

Городские небоскребы
    Гарвардский профессор экономики Эдвард Глейзер в своей книге Триумф города пишет о том, что высокая плотность населения – необходимое условие процветания городов. Его аргументация незамысловата, он полагает, что человеческое общение (создающее поле для новых идей) - это основной ресурс экономического роста. Чем меньше расстояние между людьми, тем неизбежнее и проще становится их взаимодействие. Поэтому оптимальной архитектурной формой оказывается небоскреб.
    Есть и экологический аргумент в пользу небоскреба: если сравнивать с частным коттеджем, квартира в высотном доме занимает настолько же меньше места на поверхности земли, насколько след от шпильки дамского каблука меньше отпечатка мужского ботинка.
    «…Мы должны быть более толерантны к сносу низких зданий ради строительства высоких, и менее толерантны к активистам, которые сопротивляются уменьшающему загрязнение среды росту городов», - заключает Глейзер.
    Однако если города должны расти ввысь, а не вширь, то и ресурсы в них тоже должны распространяться равномерно не только по горизонтали. Город должен меняться при движении снизу вверх не менее интенсивно и ощутимо для человека, чем при движении с Севера на Юг или с Запада на Восток.

    Небоскреб как деревня

Карикатура Рема Колхаса из книги «Обезумевший Нью-Йорк»

Карикатура Рема Колхаса из книги «Обезумевший Нью-Йорк», 1909


    Сначала небоскребы строили просто потому, что это стало технически возможно, а их оправданием служили высокие цены на землю. Затем этот феномен попытались осмыслить. Рем Колхас в книге Обезумевший Нью-Йорк, написанной им в 1970-е годы, представляет Манхеттен как продукт не сформулированной архитектурной теории. Небоскреб у него несет в себе потенциал автономного поселения, «города в городе».

Проект «дома в доме»

    На одной карикатуре 1909-го года на каждом из этажей небоскреба  изображены порознь стоящие домики. Колхаса это не рассмешило. Он пишет:
    «На каждом этаже, как на участке земли (словно другие не существуют), устраивается частное владение: хозяйский дом и служебные постройки – конюшни, домики для прислуги и т.д. «Виллы» на 84 этажах имеют самую разную социальную принадлежность, от сельской хижины до дворца. ...на каждой остановке лифта свой мир и, следовательно, своя идеология. Однако все они поддерживаются одним и тем же совершенно нейтральным каркасом.
    Жизнь внутри здания становится набором разрозненных зарисовок: на 82-м этаже ослик отскакивает от края площадки, на 81-м парочка космополитов машет рукой пролетающему мимо самолету. События, происходящие на разных этажах, так откровенно не связаны друг с другом, что невозможно представить их частями одного сценария. Их разобщенность, казалось бы, противоречит тому, что все этажи являются частями одного здания. Однако становится понятно, что конструкция остается цельной именно благодаря сохранению и эксплуатации их автономности, и что успех в данном случае должен измеряться ее способностью поддерживать эти горизонтальные плоскости, не определяя их назначения. Здание становится множеством частных владений»
.
    Небоскреб здесь впервые описан как вертикальный город, части которого даже более толерантны друг к другу, чем в привычном горизонтальном городе.


    Утопические трущобы

   Исследование «Вертикальная деревня», проводимое Why Factory в сотрудничестве с архитектурным бюро MVRDV – попытка найти альтернативу существующему типу высотных домов. Сегодня в Азии поселки фактически вытесняются небоскребами под давлением высоких цен на землю и непрерывным увеличением числа жителей города. Однако нынешний высотный дом не может похвастаться ни такими тесными контактами между жителями, ни таким разнообразием архитектурных форм, как «горизонтальные» районы.
    Идея Why Factory состоит в том, чтобы увеличить плотность неформальных городских поселений (сделав их тем самым актуальными в современных экономических условиях), но в то же время сохранить их индивидуальность и легкость коммуникации.
   Сложность в том, что эти районы складывались стихийно, их жители многое строили сами, и очевидно, что строить в высоту они не смогут... Необходимую для этого технологию и ищет центр Why Factory, думая и о ее органичности для среднего класса, и о модели общества будущего.

Выставка «The Why Factory»

Выставка «The Why Factory»


    Результатом его работы стала выставка, показанная в нескольких городах мира. На ней можно увидеть нагромождения крупных разноцветных деталей конструктора: параллелепипедов, кубиков, шаров, домиков, цилиндров. Вообразить этот проект воплощенным трудно, но однажды такие дома, вероятно, станут пользоваться не меньшим успехом, чем когда-то лофты, перестроенные промышленные здания.

    Что будет в 2050-м году...

    В январе 2013-го года знаменитая команда инженеров и дизайнеров ARUP опубликовала проект небоскреба 2050-го года под названием «It’s alive!» («Он живой!»).  Аннотация содержит описание того, как здание будет функционировать. По мысли ARUP, небоскреб сможет прокормить и обогреть своих обитателей, и даже сам себя перестроить.

Схема концепта небоскреба от ARUP

Концепт небоскреба будущего от ARUP


    Слагаемые здания имеют разные степени прочности. Самая устойчивая часть – это горизонтальные уровни и несущая их конструкция. Между тем, стены небоскреба рассчитаны на эксплуатацию лишь в течение 20-30 лет. Затем их можно обновить или поменять. Заниматься этим будет робот, тоже являющийся частью здания. Наименее долговечная часть живого дома – все, что связано с IT технологиями.
    Благодаря солнечным батареям и ветряным электростанциям небоскреб будет производить больше энергии, чем потреблять. Он не будет выбрасывать в атмосферу углекислый газ, - его удержит специальная мембрана, и потом он будет переработан в кислород. Несколько этажей будут заняты животноводческими фермами и огородами - еду не придется привозить из далекой деревни. Внутри здания действует фуникулер. А пешеходные дорожки, ведущие от небоскреба к небоскребу, находятся не только на земле, но и на уровне тридцатого, к примеру, этажа. Специальная система будет регулировать энергообеспечение и коммуникации всего города.
    Под землей, естественно, - площадка для транспорта.  (В ARUP полагают, что у людей будущего будут не только общие велосипеды, но и общие машины).
    Итак, переход с этажа на этаж станет равнозначен перемещению внутри города и будет давать не менее широкий спектр возможностей: здесь находится административный офис, а здесь - парк...

    Технологически мир уже сегодня способен воплотить любой из описанных концептов. Но, вероятно, сохраняется психологический барьер: мы слишком привыкли передвигаться горизонтально.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Рем Колхас | Архитектура | Прогноз будущего | Строительство | Энергосбережение | Arup

Комментариев: 6

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    После революции хотели и женщин иметь общих в доме! Трубку, лошадь и жену не дам никому!

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      А я бы велосипедом поделилась, а вот автомобилем - уже сложнее.

      Ответить на этот комментарий

      1. admin #
        Вспоминаются слова Вилли Токарева - Небоскребы, небоскребы, а я маленький такой... То мне страшно, то мне грустно, То теряю свой покой

        Ответить на этот комментарий

        1. admin #
          А хотелось бы под небом голубым и Солнцем естественным, дышать воздухом лесным, плавать в естественном море...

          Ответить на этот комментарий

          1. admin #
            Возможно, скоро это будет либо непозволительной роскошью, либо уделом несчастных из стран Третьего мира.
            1. admin #
              Все мы страны единого Мира!

        Написать новый комментарий

        Спaсибо!




        Больше текстов

        architectural fantasy

        Дерево возвращается в города

        architectural fantasy

        Укол оптимизма: как Ричард Роджерс и Норман Фостер вернули архитектуре будущее

        architectural fantasy

        Главные события в архитектуре в 2015 году: тенденции, потери и скандалы

        architectural fantasy

        Квартал «Штрих-код» в Осло: изобретая набережную

        architectural fantasy

        Гуггенхайм в Хельсинки: стресс-тест для архитектуры

        architectural fantasy

        Случай Ханнеса Мейера

        architectural fantasy

        Четыре книги о городе. Как города преодолевали функционализм

        architectural fantasy

        Архитектура 2014. Пять лучших проектов года

        architectural fantasy

        При чем тут Седрик Прайс?

        architectural fantasy

        Зеленая архитектура по-шведски

        architectural fantasy

        Ричард Бакминстер Фуллер: многогранник как предчувствие

        architectural fantasy

        Вчерашнее будущее архитектуры: город Шо

        architectural fantasy

        Sliced Porosity Block: площадь пяти небоскребов

        architectural fantasy

        Города в движении

        architectural fantasy

        Новый выставочный павильон в Базеле: как дом меняет город

        architectural fantasy

        Загородный дом с нулевым потреблением энергии

        architectural fantasy

        Living on water. Дом-амфибия

        architectural fantasy

        Эко-конструктор

        architectural fantasy

        Руками трогать