15 марта 2012

Автор: Атаева Дженнет

Темная сторона красоты

   Готическим может быть все — от поэзии до стиля одежды, от архитектуры до мобильного телефона. Готика — это отчаянное стремление к красоте. Это черный цвет, декадентская меланхолия и мистицизм. У готического декора особое, темное и таинственное обаяние; он может быть возвышенным и пугающим. Дизайн в готическом стиле заставляет нас вспомнить то, о чем говорят лишь шепотом при свечах.

Gothic Mouse
   Да, декоративно. И невероятно романтично. Но очень серьезно и загадочно…


  После падения Рима в Европе начался новый виток развития культуры. К ХIII веку уже во всех эстетических областях шел процесс формирования того, что мы называем готическим стилем.
  Тогда же под влиянием христианского мистицизма развилась символичность мышления. Поэтому готический декор имеет чисто орнаментальный характер. Обычно мелкие фигуры людей и животных растворяются в общем хоре условных декоративных элементов. Язык готического орнамента богат и многогранен. Он впитал в себя многие достижения предшествующих культур, в частности, искусства древних кельтов, придумавших знаменитую кельтскую плетенку — орнамент, родившийся из переплетений кожаных ремешков, которыми представители этого народа украшали свою одежду, обувь, жилища, конскую сбрую.
  Впервые по отношению к искусству определение «готический» было применено в XVI столетии в уничижительном смысле: по сути, оно означало «варварский». Позже, в XVIII веке, термин потерял оскорбительный оттенок.

  Готическое мышление сравнимо с древнеегипетским — египтяне считали свою земную жизнь предварением главной, загробной. Оглянувшись в прошлое (например, на романтизм или позднейший декаданс), мы увидим, что готическая эстетика и философия то проявлялись особенно ярко, то отходили на второй план, но никогда не исчезали полностью.
Готический витраж  В конце 1970-х в постпанковской среде сформировалась новая, готическая субкультура, привлекшая к себе, в основном, образованную молодежь из обеспеченных семей. В ее основе были активны элементы «черной эстетики», коснувшиеся всего: норм поведения готов, стиля одежды и аксессуаров, оформления музыкальных клубов и т.д. Адепты этого молодежного течения увлеклись мировым наследием готики — архитектурой, прикладным искусством, иллюминованными рукописями XIII–XV веков. А также творчеством прерафаэлитов и живописью Ханса-Руди Гигера. Готам свойственен особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, любовь к мистицизму, но при этом — разочарование в боге. Это уводит их далеко от глубоко религиозного готического искусства, создавшего цветные витражи и живопись в ослепительно ярких тонах. Напротив, они предпочитают черный цвет в сочетании с украшениями из белого металла (подобно приверженцам стиля industrial, который не имеет ничего общего со средневековой эстетикой).
 

   Сильное влияние, которое нынешние поклонники стиля оказали на восприятие готического искусства людьми XXI века, выразилось в крайней эклектичности нового готического дизайна и символики. Декор базируется на масонской, панковской, той или иной оккультной атрибутике (от античной до древнеиндийской). Для него характерно обилие изображений черной и красной розы, секса, вина, крови, символов смерти. И конечно, образы ведьм, вампиров и падших ангелов. Доминирует свойственное постмодернизму поверхностное, потребительское восприятие культуры прошлого, эстетская игра с сюжетами и образами, к которой примешивается декадентское ощущение собственной порочности и неординарности.
 

  Теперь в готическом стиле не осталось и следа от четкой иерархии в расположении орнаментальных элементов, которая была так важна для средневековой архитектуры и живописи. Не осталось почти ничего, кроме таинственных знаков и символов.
  Однажды готический храм потерял былую романскую четкость и замкнутость, перестал быть комбинацией ясных геометрических объемов — благодаря пластическому членению ярусов, глубине перспективы в порталах и нишах (там всегда прячется тень), благодаря огромным окнам, сложной композиции башен. Он приобрел вид живого, органического, растущего вверх сооружения, погруженного в стихию воздуха и света. Угадав трепетную игру света и тени, сообщавшую ритм и динамику готическим сооружениям, нынешний декор в готическом стиле противопоставляет себя простым и лаконичным объемам. При всем внешнем единстве частей у него живой, текучий характер. Готический дизайн отвергает равновесие и устойчивую взаимосвязь частей объекта, но декларирует гармонию развития, восхождения форм. Мягкие, плавные линии, напоминающие изгиб стебля цветка или тела змеи*, естественны и органичны, в отличие от минималистских прямых углов или неестественных нервозных движений рокайлей.
Power Acoustik Gothic Series Amplifier   Наиболее последовательно современный готический дизайн позаимствовал у средневековой готики именно то, что было в ней самого острого, характерного и инновационного (для того времени): устремленную ввысь форму, вертикально ориентированный объем — зримое воплощение не гармонии, но экзальтации чувств. Красота как гармония и соразмерность, искусство как умение правильно установить пропорции — эти эстетические правила античности сохранили свою силу и в средневековом мире. Тогда был еще неизвестен принцип «золотого сечения». Не зная изометрии, готические архитекторы прибегали к сложному методу вращающейся проекции, чтобы рассчитать форму свода в трех измерениях и обеспечить стабильность конструкции. Этот метод и был знаменитым «секретом» зодчих, который в XIX веке облекся покровом интригующей таинственности. А теперь восхищенные точно выверенными пропорциями готических сооружений дизайнеры электроники стремятся передать то же ощущение взлетающей вверх формы. Она выразила неудержимую, головокружительную тоску по высокому небу, божеству, воплотила мечту о небесном Иерусалиме. Но сегодня это лишь изящная форма.
Logitech Harmony 880 Remote Control  Свет обладал огромным смыслом в готическом интерьере. Благодаря цветным витражам он воспринимался как мистическая субстанция, создающая особую атмосферу просветленности. Витражи (и иллюминованные рукописи) играют всеми цветами радуги, столь яркими, что сейчас они никак не вяжутся с мрачным и таинственным готическим искусством.
   От этой атмосферы произошло, в частности, подсвечивание клавиатуры (и других функциональных деталей электронных устройств) непривычными в этом качестве цветами — красным, фиолетовым. В том же ключе делается подсветка чисто декоративных деталей в готическом дизайне. Мерцающие на черном фоне основного объема какого-либо аппарата (например, LG Jukebox JM52), они напоминают о темном пространстве средневекового интерьера, прорезаемого лучами удивительного цветного света.
    А черный цвет, столь нехарактерный для витражей и живописи того времени, оставался, между тем, ассоциативно связан со сценами распятия и статуями химер. И для нынешнего гота черный — не цвет, а состояние. Это тьма души, рассеять которую не способна ни одна свеча.


Плеер Maxfield  Не так уж важно, что привело дизайнеров электроники к готическому стилю — желание удовлетворить потребности corporate slave goth** или восхищение средневековой эстетикой. Важно, что романтический взгляд на мир еще не утерян безвозвратно.


* Чем ближе к преисподней, тем более греховно существо, поэтому исчадиями ада считались все ползучие гады - реальные и фантастические - начиная со змея-искусителя.

** Corporate slave goth - "готы-рабы корпораций". Так называют готов, работающих в крупных компаниях и обязанных соблюдать офисный стиль одежды, однако стремящихся обозначить свою принадлежность к субкультуре хотя бы в деталях.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Высота | Дизайн | Искусство | История | Культура | Свет | Стиль | Цвет | Электроника | Готика | LG | Logitech | Maxfield | Power Acoustik

Комментариев: 13

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    А у антикварных готов зачастую нет чёрного цвета.Значит,они не готы?

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      А кто такие антикварные готы?

      Ответить на этот комментарий

      1. admin #
        Которые любят всё старинное
        1. admin #
          Должно быть, готы... Только антикварные! Я писала о готах - классических, что ли... Наверно, все отдельные течения в готической субкультуре не могла охватить в этой статье. А в целом вы согласны?
          1. admin #
            Классических готов нет,ибо у каждого гота своя готика...
            1. admin #
              Может это имеются ввиду те готы,которые появились самые первые?
              1. admin #
                Так это"тёмные панки"...
                1. admin #
                  "В конце 1970-х в постпанковской среде сформировалась новая, готическая субкультура, привлекшая к себе, в основном, образованную молодежь из обеспеченных семей. В ее основе были активны элементы «черной эстетики», коснувшиеся всего: норм поведения готов, стиля одежды и аксессуаров, оформления музыкальных клубов и т.д." - кажется, противоречия с вами нет.
                  1. admin #
                    Есть.Я не считаю готику субкультурой.
                    1. admin #
                      Конечно, вы же смотрите извне, а я - снаружи.
                  2. admin #
                    Готы появились тогда когда они стали называть себя готами. Это как с Германией, как её только не называют Germany, Vacija, Allemagne... а на самом деле это Deutschland.
      2. admin #
        Если кратко, то в готике есть одно высказывание: «Не суди о готах, по другим готам». Готика в первую очередь - индивидуальность, а не просто черный цвет, мрак и вселенская скорбь. По самым разным подсчетам видов готов от 14 до 23-25 и везде меняются лишь детали. Поэтому как по мне писать о готах надо именно или как о громадном субкультурном пласте, то и дело отвлекаясь, или уже брать именно определенные виды. Если брать данную статью, то классические готы (больше всего похоже ссылание на них) вообще не сильно технически заморочены (представьте себе вампира или викторианца с мобильным телефоном) или техника настолько должна быть в тему, что классический индустриальный дизайн как бы не справляется. А если брать, тот же стимпанк, то там и следа нет от черного. Но все равно спасибо за статью, но все же не смотря на интерес, я бы сказал что она как минимум не точна и написана хорошим языком, но без знания специфики субкультуры. P.S. Для корпоративных готов, выделением скорее будет трость, сюртук вместо пиджака, качественный кейс и, как вариант, дипломат. А телефон это суета, яркие в бизнессе не каждый возьмет, а черные это уже классика, а не готика

        Ответить на этот комментарий

        1. admin #
          Спасибо за отзыв! О готах писать очень трудно, во-первых, из-за их неоднородности (большого количества течений внутри субкультуры, как Вы и написали), а во-вторых, потому что от той первичной готики как стиля в искусстве XII-XIV веков, современные готы ушли уже слишком далеко и имеют мало общего. В любом случае, статья писалась не об аксессуарах для готов, а о дизайне электроники. Совсем необязательно, что упомянутыми гаджетами будет пользоваться гот, как и то, что только готы восхищаются готическими соборами))

          Ответить на этот комментарий

        Написать новый комментарий

        Спaсибо!




        Больше текстов

        et cetera

        ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

        et cetera

        Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

        et cetera

        Записки о Трактате

        et cetera

        Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

        et cetera

        Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

        et cetera

        Механические люди: история андроидов от А до Б

        et cetera

        Биомузыка: диалог композитора и слизевика

        et cetera

        Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

        et cetera

        Перечитываем марсианские хроники

        et cetera

        Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

        et cetera

        Зингер. О бренде и человеке

        et cetera

        В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

        et cetera

        Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

        et cetera

        Светодиоды: pro et contrа

        et cetera

        Механика vs электроники

        et cetera

        Garden Lighting

        et cetera

        Барбара Миллисент Робертс

        et cetera

        R. S. V. P.

        et cetera

        Pro svet. Часть II