14 марта 2012

Автор: Атаева Дженнет

R. S. V. P.

Mail-artR. S. V. P.
[Repondez s’il-vous-plait]1

   Мэйл-арт — весьма демократичная форма искусства. Для успеха здесь не нужно признание художественных галерей. При этом, однако, мэйл-арт ярок и убедителен. Его объектом делается все, что можно послать по почте. Например, иллюстрированное письмо в украшенном наклейками и рисунками конверте, самодельная почтовая карточка и т.д. «Жанровая классификация» мэйл-искусства необычайно обширна.

   «Я должен признать, что испытываю очень острые ощущения, получая что-нибудь необычное по почте. Мне присылали гигантские картонные открытки, алюминиевые канистры, разрисованные куски пластмассы, поношенную одежду и один раз бумажную куклу. Забавно приносить что-нибудь этакое на почту и наблюдать за реакцией служащих».
   Кен Миллер, мэйл-художник


Mail-art   Традиция отправления эстетических объектов по почте имеет сложную историю. Ближайший пример — официальные почтовые конверты серийного выпуска, украшенные рисунками. Уверяют, что появился мэйл-арт, когда Клеопатра проникла к Цезарю в свернутом рулоном ковре, посланном ему ею же самой.
   В действительности происхождение мэйл-арта связано с появлением почтовых марок. Первым создателем художественно оформленных знаков почтовой оплаты считается английский художник Уильям Малреди (1786–1863). Его работа была холодно принята публикой, однако он первым продемонстрировал возможности сочетания искусства и почтовых услуг. В течение следующих 50 лет почтовые службы во всем мире обработали миллионы авторских конвертов с самым разнообразным оформлением.
   Эта самая ранняя форма мэйл-искусства была наполнена социальной сатирой и пропагандой демократических ценностей: свободной торговли, отмены рабства. Энтузиазм, сопровождавший изготовление художественных конвертов на протяжении второй половины XIX века, привел к тому, что Всемирная почтовая организация официально разрешила использовать художественные открытки. Впервые они были предложены для продажи в Австрии в 1869 году.
   В каком-то смысле это было началом конца бума графического оформления конвертов. Изготовление рисованных открыток вручную или на печатном станке было намного легче. А выглядели они эффектнее иллюстрированных конвертов. Почтовые карточки были плоскими и имели прямоугольную форму листа бумаги, а конверт надо было сначала согнуть и склеить. Дизайн открыток стал более популярен.
   Футуристы, сюрреалисты и дадаисты в начале XX века использовали некоторые приемы будущего мэйл-арта, однако «отцом» нового вида искусства стал Рей Джонсон, в 1955 году основавший нью-йоркскую Школу корреспонденции. Под столь серьезным названием на первых порах скрывался личный список адресатов Рея, рассылавшего красочные письма своим друзьям.
 Mail-art  Джонсон также является автором функционирующей по сей день формы мэйл-арта «Добавь и отправь» (Add and Pass). Он создавал некий рисунок или коллаж и посылал его одному из своих корреспондентов с инструкциями по изменению письма, а также с наказом перенаправить его следующему адресату. Прошедшая через руки нескольких людей работа считалась завершенной, и ее копия рассылалась всем участникам акции.
   С годами интернациональная сеть почтового искусства росла и менялась. Старые «подписчики» уходили, к группе присоединялись новые, и в конце концов Рей и его Школа перестали быть для всех связующим звеном. Сеть связывает художников по всему миру и в идеале никогда не должна прерываться.
   Так обстояло дело до появления цифровой электроники в конце 70-х. Благодаря ей у многих появилась возможность создавать (на мониторе) и печатать (на принтере) конверты и письма, каждое из которых — уникальная композиция текста и графики.
   Почтовое искусство достигло зрелости в 70-х наряду с другими «новыми медиа» —видеоартом и перформансом. Все они расцвели на ниве антикультурной риторики с ее презрением к академическому искусству и галерейной системе. Сегодня, однако, «новые медиа» регулярно выставляются в крупнейших галереях и музеях мира. А большинство мэйл-художников благополучно остается «по ту сторону» наиболее значимых художественных учреждений. Они по-прежнему настаивают на том, что их работы являются формой «антиискусства», провозглашают революционный авангардистский дух почтового творчества и работают в небольшом кругу единомышленников. Девиз движения — «Получают отправители» (Senders receive) — делает активность участника непременным условием акции. Возможно, сами по себе работы значат для этих художников меньше, чем постоянный процесс обмена информацией (иногда мэйл-арт называют «вечной сетью»).
Mail-art   Собственно акт отправки произведения искусства по почте нередко является частью его создания. По-прежнему в числе традиционных тем мэйл-арта политика и социальная сатира. А также ирония в адрес академического искусства. Объектами мэйл-арта остаются созданные или преобразованные адептами открытки, самодельные марки, конверты с рисунками, книги и т.п. Широко используются авторские штампы и наклейки, бумага ручной работы, ксерокопирование, коллаж.
   В 1988 году был основан Международный союз мэйл-художников (International Union of Mail Artists).
   Когда вместе с интернетом возникла электронная почта, часть современных художников заговорила о традиционной почтовой службе как о «бумажной сети» или «улиточной почте» (snail-mail-net). Споры об отношениях e-mail-арта с mail-артом не утихают до сих пор. Говорить о том, что такое e-mail-арт и есть ли он вообще, трудно (любой цифровой эстетический объект, посланный по электронной почте, можно принять за e-mail-арт). Критики указывают на отсутствие «материального» контакта между получателем и отправителем. А также на утрату традиционной формы письма из-за почти неограниченных объемов и разнообразных форматов вложенных файлов. Впрочем, многие из этих выпадов направлены против интернета в целом.
Mail-art   Первое сетевое сообщество художников появилось в интернете в 1990 году. Многие из них, лишь занявшись arto posto, постепенно осознали себя художниками. Расцвет начался после того, как в 1992 году в интернете, ранее ориентированном на текст, появилась графика, затем анимация, потом 3D-модели и так далее. Часто e-mail-художники работают анонимно или коллективно под вымышленными именами. Их цифровые «художественные коммерческие открытки» (ATC, Artist Trading Cards) активно продаются в сети. Продукты e-mail-творчества можно встретить и в выставочном пространстве.
   Вместе с тем интернет не открыл ничего принципиально нового для мэйл-арта. И отчасти ограничил его. Критики правы: все-таки по электронной почте невозможно послать реальный объект.


1 R. S. V. P. (от франц. repondez s’il-vous-plait - ответьте, пожалуйста) - принятое в международном этикете сокращение, означающее настоятельную просьбу отправителя ответить на послание.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Уильям Малреди | Искусство | Мэйл-арт | R_ S_ V_ P_

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

et cetera

Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

et cetera

Записки о Трактате

et cetera

Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

et cetera

Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

et cetera

Механические люди: история андроидов от А до Б

et cetera

Биомузыка: диалог композитора и слизевика

et cetera

Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

et cetera

Перечитываем марсианские хроники

et cetera

Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

et cetera

Зингер. О бренде и человеке

et cetera

В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

et cetera

Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

et cetera

Светодиоды: pro et contrа

et cetera

Механика vs электроники

et cetera

Garden Lighting

et cetera

Барбара Миллисент Робертс

et cetera

Темная сторона красоты

et cetera

Pro svet. Часть II

et cetera

Майкл Муркок «Лондон, любовь моя»