14 марта 2012

Автор: Атаева Дженнет

R. S. V. P.

Mail-artR. S. V. P.
[Repondez s’il-vous-plait]1

   Мэйл-арт — весьма демократичная форма искусства. Для успеха здесь не нужно признание художественных галерей. При этом, однако, мэйл-арт ярок и убедителен. Его объектом делается все, что можно послать по почте. Например, иллюстрированное письмо в украшенном наклейками и рисунками конверте, самодельная почтовая карточка и т.д. «Жанровая классификация» мэйл-искусства необычайно обширна.

   «Я должен признать, что испытываю очень острые ощущения, получая что-нибудь необычное по почте. Мне присылали гигантские картонные открытки, алюминиевые канистры, разрисованные куски пластмассы, поношенную одежду и один раз бумажную куклу. Забавно приносить что-нибудь этакое на почту и наблюдать за реакцией служащих».
   Кен Миллер, мэйл-художник


Mail-art   Традиция отправления эстетических объектов по почте имеет сложную историю. Ближайший пример — официальные почтовые конверты серийного выпуска, украшенные рисунками. Уверяют, что появился мэйл-арт, когда Клеопатра проникла к Цезарю в свернутом рулоном ковре, посланном ему ею же самой.
   В действительности происхождение мэйл-арта связано с появлением почтовых марок. Первым создателем художественно оформленных знаков почтовой оплаты считается английский художник Уильям Малреди (1786–1863). Его работа была холодно принята публикой, однако он первым продемонстрировал возможности сочетания искусства и почтовых услуг. В течение следующих 50 лет почтовые службы во всем мире обработали миллионы авторских конвертов с самым разнообразным оформлением.
   Эта самая ранняя форма мэйл-искусства была наполнена социальной сатирой и пропагандой демократических ценностей: свободной торговли, отмены рабства. Энтузиазм, сопровождавший изготовление художественных конвертов на протяжении второй половины XIX века, привел к тому, что Всемирная почтовая организация официально разрешила использовать художественные открытки. Впервые они были предложены для продажи в Австрии в 1869 году.
   В каком-то смысле это было началом конца бума графического оформления конвертов. Изготовление рисованных открыток вручную или на печатном станке было намного легче. А выглядели они эффектнее иллюстрированных конвертов. Почтовые карточки были плоскими и имели прямоугольную форму листа бумаги, а конверт надо было сначала согнуть и склеить. Дизайн открыток стал более популярен.
   Футуристы, сюрреалисты и дадаисты в начале XX века использовали некоторые приемы будущего мэйл-арта, однако «отцом» нового вида искусства стал Рей Джонсон, в 1955 году основавший нью-йоркскую Школу корреспонденции. Под столь серьезным названием на первых порах скрывался личный список адресатов Рея, рассылавшего красочные письма своим друзьям.
 Mail-art  Джонсон также является автором функционирующей по сей день формы мэйл-арта «Добавь и отправь» (Add and Pass). Он создавал некий рисунок или коллаж и посылал его одному из своих корреспондентов с инструкциями по изменению письма, а также с наказом перенаправить его следующему адресату. Прошедшая через руки нескольких людей работа считалась завершенной, и ее копия рассылалась всем участникам акции.
   С годами интернациональная сеть почтового искусства росла и менялась. Старые «подписчики» уходили, к группе присоединялись новые, и в конце концов Рей и его Школа перестали быть для всех связующим звеном. Сеть связывает художников по всему миру и в идеале никогда не должна прерываться.
   Так обстояло дело до появления цифровой электроники в конце 70-х. Благодаря ей у многих появилась возможность создавать (на мониторе) и печатать (на принтере) конверты и письма, каждое из которых — уникальная композиция текста и графики.
   Почтовое искусство достигло зрелости в 70-х наряду с другими «новыми медиа» —видеоартом и перформансом. Все они расцвели на ниве антикультурной риторики с ее презрением к академическому искусству и галерейной системе. Сегодня, однако, «новые медиа» регулярно выставляются в крупнейших галереях и музеях мира. А большинство мэйл-художников благополучно остается «по ту сторону» наиболее значимых художественных учреждений. Они по-прежнему настаивают на том, что их работы являются формой «антиискусства», провозглашают революционный авангардистский дух почтового творчества и работают в небольшом кругу единомышленников. Девиз движения — «Получают отправители» (Senders receive) — делает активность участника непременным условием акции. Возможно, сами по себе работы значат для этих художников меньше, чем постоянный процесс обмена информацией (иногда мэйл-арт называют «вечной сетью»).
Mail-art   Собственно акт отправки произведения искусства по почте нередко является частью его создания. По-прежнему в числе традиционных тем мэйл-арта политика и социальная сатира. А также ирония в адрес академического искусства. Объектами мэйл-арта остаются созданные или преобразованные адептами открытки, самодельные марки, конверты с рисунками, книги и т.п. Широко используются авторские штампы и наклейки, бумага ручной работы, ксерокопирование, коллаж.
   В 1988 году был основан Международный союз мэйл-художников (International Union of Mail Artists).
   Когда вместе с интернетом возникла электронная почта, часть современных художников заговорила о традиционной почтовой службе как о «бумажной сети» или «улиточной почте» (snail-mail-net). Споры об отношениях e-mail-арта с mail-артом не утихают до сих пор. Говорить о том, что такое e-mail-арт и есть ли он вообще, трудно (любой цифровой эстетический объект, посланный по электронной почте, можно принять за e-mail-арт). Критики указывают на отсутствие «материального» контакта между получателем и отправителем. А также на утрату традиционной формы письма из-за почти неограниченных объемов и разнообразных форматов вложенных файлов. Впрочем, многие из этих выпадов направлены против интернета в целом.
Mail-art   Первое сетевое сообщество художников появилось в интернете в 1990 году. Многие из них, лишь занявшись arto posto, постепенно осознали себя художниками. Расцвет начался после того, как в 1992 году в интернете, ранее ориентированном на текст, появилась графика, затем анимация, потом 3D-модели и так далее. Часто e-mail-художники работают анонимно или коллективно под вымышленными именами. Их цифровые «художественные коммерческие открытки» (ATC, Artist Trading Cards) активно продаются в сети. Продукты e-mail-творчества можно встретить и в выставочном пространстве.
   Вместе с тем интернет не открыл ничего принципиально нового для мэйл-арта. И отчасти ограничил его. Критики правы: все-таки по электронной почте невозможно послать реальный объект.


1 R. S. V. P. (от франц. repondez s’il-vous-plait - ответьте, пожалуйста) - принятое в международном этикете сокращение, означающее настоятельную просьбу отправителя ответить на послание.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Уильям Малреди | Искусство | Мэйл-арт | R_ S_ V_ P_

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

et cetera

ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

et cetera

Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

et cetera

Записки о Трактате

et cetera

Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

et cetera

Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

et cetera

Механические люди: история андроидов от А до Б

et cetera

Биомузыка: диалог композитора и слизевика

et cetera

Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

et cetera

Перечитываем марсианские хроники

et cetera

Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

et cetera

Зингер. О бренде и человеке

et cetera

В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

et cetera

Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

et cetera

Светодиоды: pro et contrа

et cetera

Механика vs электроники

et cetera

Garden Lighting

et cetera

Барбара Миллисент Робертс

et cetera

Темная сторона красоты

et cetera

Pro svet. Часть II