id: 936
Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текстФото © Ивана Симонова Феномен нелинейного текста шире, чем можно предположить. Нарративы в офлайн пространстве тоже могут быть частью нелинейного текста, если они создаются в рамках какого-либо концепта. У такого текста может быть своя драматургия, которая управляет вниманием аудитории или приспосабливается к нему. Примеры таких нелинейных текстов: серии граффити и стрит-арт объектов, уличный акционизм. Сейчас стираются границы между офлайн и онлайн-реальностью, поэтому большинство явлений и объектов представлены и там, и там – иначе реальность их существования может быть поставлена под вопрос. Стрит-арт объекты дублируются в сети фотографиями, описаниями и видео. Уличный акционизм всегда дублируется, воспроизводится и сопровождается видео, фотографиями, материалами в СМИ, постами в социальных сетях. Такие мультимедийные сочетания в свою очередь создают нелинейный нарратив, иногда управляемый, иногда спонтанный, а иногда не поддающийся контролю.
Одним из толчков к запуску акции было задержание Ильдара Дадина за одиночный пикет. Дарья Серенко сначала определила свою акцию как просветительскую, назвала ее передвижной энциклопедией и даже следовала буквам алфавита при выборе тем. Но когда «Тихий пикет» стал общим делом уже двадцати пяти ранее незнакомых между собой людей, был продуман и опубликован в сети кодекс акции. Авторы обозначают три главных ориентира: опираться на исследования, быть открытыми, выступать против любой дискриминации. Остальные принципы повторяют правила интерсекционального феминистского сообщества Check Your Privilege: сексизма против мужчин не существует; расизма против белых людей не существует; никого не интересуют твои мысли о внешности других людей и т. д. Люди, чьи взгляды отличаются от этих, свободны участвовать в «Тихом пикете», но если конкретный плакат или текст противоречит принципам сообщества – его опубликуют с сопроводительным комментарием. Дискуссии и вопросы в комментариях к постам никогда не остаются без внимания лидеров акции, осознаются как часть общего посыла, который считывается аудиторией «Тихого пикета».
Закономерны попытки лидеров укрепить связи между участниками «Тихого пикета» с помощью творческих и просветительских офлайн-встреч. К примеру, был спектакль в «Театре.doc», в котором люди читали свои и чужие отчеты. Кроме этого, Даша Серенко приглашает участников на события, которые организует в Библиотеке им. Н. А. Некрасова: Фестиваль 8 марта, «Карточки» Льва Рубинштейна, Фестиваль пабликов. Предлагались идеи провести психологическую встречу по преодолению стресса и форум-театр по методике Аугусто Боала, где все зрители-участники могли бы попытаться переиграть ситуацию конфликта, угнетения – так, чтобы персонаж вышел из неё. Дарья Серенко с плакатом в метро. Фото © Сергея Максимишина Офлайн-проекты дополняют нелинейный текст акции, систематизируют и создают новые сюжетные элементы. В таком ключе была сделана экспозиция тихопикетных плакатов на выставке «Политика хрупкости». Там можно было увидеть и плакаты, и отчёты, и комментарии к ним. Дарья планирует выпустить «Книгу отчетов». И даже из своей свадьбы она сделала тихопикетную акцию: проехала с женихом в метро, держа в руках плакат: «Мы любим друг друга, и сегодня наша свадьба, но что бы изменилось, если бы мы были одного пола?». В этот день ей дарили плакаты и собирали для неё поздравления среди пассажиров метро, в процессе «тихого пикета». Итак, «Тихий пикет» состоит из текстовых и мультимедийных фрагментов, объединённых одним идейным концептом, а также прямых и косвенных связей между ними. Аудитория может считывать этот «нелинейный текст» в любом порядке и не полностью, но воспринятое содержание всё равно будет сохранять ценность. Ещё аудитория может активно включаться в процесс его создания, по определенным правилам. И понятие авторства при этом, конечно, размывается. Личные мысли и переживания, вписанные в плакат, обретают форму схем, вопросов, восклицаний, цитат, рисунков. Посты в социальных сетях более развернуты, откровенны, как дневниковые записи, и публикуются почти всегда от чьего-то имени, в формате: «Даша пишет», «Николай пишет», «Саша пишет». Однако эта подпись резко отличается от имени фотографа на снимке или имени автора на обложке книги. Аккаунты участников, как и все интернет-аккаунты, совершенно виртуальны: у человека их может быть несколько, или у нескольких человек он может быть общим, аккаунт может содержать реальную информацию или нет, может быть переименован и полностью изменен. Art Electronics: Какие цели у «Тихого пикета» были изначально и менялись ли они со временем? Дарья Серенко: Нас в «Тихом пикете» теперь больше ста, и у каждого участника, я думаю, свои цели и ожидания. Изначально я хотела выработать новую форму публичного диалога, трансформировать политическую коммуникацию. Наша акция – это исследование пространств и языка. В процессе «Тихий пикет» стал движением и сообществом, площадкой для высказывания, и одной из важных для меня целей стало сохранение этого сообщества. Спустя год после начала акции мой личный «Тихий пикет» закончился, я занялась обработкой собранного опыта и материала, а инициатива продолжилась без моего участия – я и планировала поступить именно так. AE: Что значит «трансформировать политическую коммуникацию»? ДС: То, что мои родители, к примеру, подразумевают под политической коммуникацией – это всё билеты в один конец (депутат говорит избирателям, президент – народу, медиа – реципиенту и т. д.), то есть это высказывание автоматически иерархично. Мне хотелось проверить, возможно ли говорить на равных на самые странные темы в нетипичных для этого пространствах. Для меня очевидно, что личное – это политическое. Моё телесное присутствие, неотъемлемое от плаката, мой язык – это все тотальное высказывание о биополитике. Современный гражданин считает, как я замечаю, что государство и система где-то далеко, что, к примеру, вмешательство в тело женщины – это не политика. Я хотела это артикулировать. Не демонизируя возможного оппонента и создавая такие условия разговора, чтобы не демонизировали и меня.
ДС: Мы пытаемся вырабатывать разные формы солидарности. Иногда договариваемся делать плакаты на сходные темы или поддерживаем темы друг друга. Встречаемся в реале. Обсуждаем опыт. Дружим. Учимся друг у друга. Делает ли это нас движением? У нас есть как онлайн, так и офлайн активизм. И акция размывает границу между ними. Подписчики какого-то паблика, фандом – это движение или нет? Мы, с одной стороны, тоже паблик, где 7234 подписчика. А с другой, люди ежедневно выходят с плакатами. Я предпочитаю называть нас «инициатива». Кто-то называет нас проектом. AE: «Тихий пикет» превзошёл твои ожидания? ДС: Огорошил меня «тихий пикет». У меня не было ожиданий. Было отчаяние, в котором родился странный активизм. AE: Сколько городов, стран задействовано в акции? Ведешь статистику? ДС: Около 30 городов. 5 или 6 стран. AE: Метро разных городов одинаково удобно для «Тихого пикета»? ДС: Я была только в московском, питерском и нижегородском. Везде бывают коммуникативные затишья. Это зависит от потоков, маршрутов, времени суток, длины веток, загруженности метрополитена… Здесь можно вспомнить теорию дрейфа Ги Дебора.
ДС: Да! Нарративов много: плакат-новость, плакат-словарная статья, плакат с поэтическим текстом, плакат-арт-объект, плакат-перформанс, плакат уже готовый и плакат, где оставлено место для дописывания. У меня нарратив связан ещё и с формой репрезентации плаката. Например, крайне удобно сшивать два плаката вместе: есть, куда прятать глаза, при этом ты совершаешь приметное и символичное действие, при этом есть возможность вертеть плакат и показывать ненавязчиво обе стороны. Но тематически шитьё подходит не везде. Я использовала шитьё в связи с «женскими» темами, в связи с политзаключением – «шью» дело – и в связи с насилием в принципе – накладываю швы на некую рану. AE: Этот проект в большей степени творческий, политический или социальный? ДС: Поскольку я интерсекциональная феминистка, то для меня и этот проект «интерсекционален». Интерсекциональный феминизм учитывает угнетение не только по гендерному, но и расовому, классовому, возрастному и прочим признакам. Хотя можно сказать, что проект политический – в самом широком смысле этого слова. Думая об этом, я написала стихотворение: Несмотря на то, что каждый год моей жизни убеждает меня в обратном, я поняла окончательно, что главное в жизни – быть честным и объемным, честным и объемным, ребята, чтобы, когда беда и кровеносные тучи, развернуться и охватить это всё до гладкости собственных складок, чтобы, когда видишь чужую боль и унижение, петь – а тучи как люди тучи как люди тучи – и встать, и главное – не молчать в присутствии сильного, но и не воспринимать себя рядом с ним как слабого, что это я, как слабую, встать на место каждого, чтобы понять – я никогда не займу их места. я никогда не займу их места я никогда не займу их места я никогда не займу их места каждый день – быть честным и объемным с воздушным шаром в руке надутым одним объемным человеком не лопнувшим никогда Вы можете стать первым, кто оставит комментарий! |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания