Вероятно, в близком будущем основным искусственным источником света станет светодиод, который сейчас теснит лампу накаливания.
До середины 80-х годов прошлого века светодиоды не имели широкого применения, потому что их цветовой спектр был невелик, и они дорого стоили. Однако создание спектра RGB (красного, зеленого и синего светодиодов), а также получение белого света путем смешения трех световых потоков определило этому продукту рыночную перспективу.
Что такое светоизлучающий диод (СИД) или light-emitting diode (LED)? Это полупроводниковый прибор, излучающий некогерентный свет при пропускании через него электрического тока. Излучаемый свет лежит в узком участке спектра, а его цветовые характеристики зависят от химического состава используемого в СИД полупроводника. В светодиодах используются алюминий (Al), индий (In), фосфор (P), вызывающие свечение в диапазоне от красного до желтого. Тот же индий (In), а также галлий (Ga) и азот (N) используют для получения голубого и зеленого свечений.
Светодиод — низковольтное устройство, оно позволяет существенно экономить электроэнергию, потребляя от 2 до 10 Вт. Вибро- и ударопрочность делают его безопасным. Отсутствие нити накаливания дает длительный срок эксплуатации, несравнимый с временем службы прежних ламп (до 100 тыс. часов, то есть 11 лет непрерывной работы, что в 100 раз больше, чем у лампы накаливания, и в 5–10 раз больше, чем у люминесцентной лампы) и устойчивость к климатическим воздействиям (диапазон рабочих температур от –40° С до +60° С). Впрочем, по яркости и чистоте свет СИД несопоставим с испускаемым другими источниками.
Однако с тех пор, как в 1962 году светодиоды были продемонстрированы компанией General Electric, и до середины 1980-х, они были знакомы обывателю лишь в виде индикаторов (преимущественно красного или зеленого цветов) в аудио- и видеотехнике. В 1993 году был создан высокоэффективный синий светодиод. Именно это стало импульсом к распространению и развитию нового осветительного прибора.
Очевидно, что переход на светодиоды будет эволюционным, длительным. Хотя уже теперь многие дизайнерские проекты осуществляются исключительно с их помощью — потому что они способны менять цвет и, следовательно, позволяют выстраивать сложнейшие сценарии вечерней и ночной подсветки.
Например, освещение Finsbury Avenue в Лондоне. По сути, подсвечена лишь пешеходная зона между двумя соседними зданиями. Сияющая сетка размером 20x20 м оборудована более чем 100 тыс. светодиодов, которые меняют цвет в пределах всего спектра. Приборы вмонтированы в несущий канал из стали, покрытый матовым уплотненным стеклом. Специальные датчики, подключенные к каждому из квадратов сетки, способны не только регулировать яркость подсветки, но и, замеряя плотность и скорость пешеходного движения, генерировать разнообразные световые комбинации, вносящие динамический элемент в ночную жизнь деловой части Лондона. Проект осуществлен в 2003 году при участии компании Maurice Brill Lighting Design (MBLD).
К рождественским праздникам было разработано оформление частного коттеджа в городе Леви (Финляндия). Здесь опять оказалась востребованной способность светодиодов к «переключению» цвета. Для подсветки фасада и отдельных элементов бревенчатого дома были выбраны контрастные цвета, изменяющиеся в соответствии с запрограммированным сценарием и имитирующие северное сияние. Проект был реализован при помощи 20 светодиодных RGB-прожекторов, установленных вокруг коттеджа, а 10 дополнительных обеспечили фоновую подсветку заснеженных деревьев.
Еще один финский проект — подсветка Sokos Hotel Ives в Тампере. Владельцы гостиницы хотели придать зданию динамичный вид, но им мешала черная поверхность стен отеля, абсолютно не отражающая свет. Проект светодизайна предложила группа во главе с Руопе Сииройненом. Схема освещения состоит из ста светодиодных приборов. Палитра световых сценариев позволяет «настроить» поверхности гостиницы, к примеру, на определенное время года. Менеджер отеля Лоренц Сало говорит: «Люди любят проводить вечера в наших ресторанах. Приятно видеть, что фасад отеля оживает в сумерках и при этом не ослепляет жителей соседних зданий и гостей».
Эксплуатационный ресурс светодиодов гарантирует длительность «цельной» световой картины, без перегоревших лампочек и погасших частей. Hotel Ives стал имиджевой доминантой деловой части Тампере, повлиял на облик города, сменив темные наружные стены на светящиеся поверхности.
Наконец, несколько слов о светодиодной «шутихе», мультимедийной инсталляции в парке Millenium в Чикаго (штат Иллинойс, США). На расстоянии 70 м друг от друга в парке установлены две пятнадцатиметровые башни из стеклянных блоков. Между ними устроен бассейн. Три грани каждой из башен подсвечены меняющими цвет светодиодами, а четвертая (та, что обращена к соседней башне) служит гигантским светодиодным экраном, на который проецируются лица жителей города. По стенам башен стекает вода, и периодически лицо на экране, сложив губы трубочкой, извергает на посетителей парка струю воды.
Светодиоды вместе с тем успешно конкурируют с оптоволоконными технологиями — к примеру, в подсветке витрин. Они, однако, искажают цвет освещаемого объекта (максимальный индекс цветопередачи светодиодных приборов — 80%). Поэтому их логично использовать для подсветки скульптуры там, где требуется контраст, яркий луч. На выставке Нормана Фостера «Пространство и время» (2006) ими был подсвечен архитектурный макет.
Итак, светодиод пытается сбросить с корабля современности лампочку Эдисона. Сейчас он стал еще и фаворитом ландшафтного дизайна: светодиоды развешивают на деревьях, прячут на дне фонтанов и даже монтируют в лед (они не излучают тепло).
Светодиоды проникли в автоиндустрию, мобильные телефоны, рекламу… И вскоре, вероятно, светодиод будет «светить всегда, светить везде».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания