Родился 6 февраля 1967 года, в Ленинграде. Некоторое время тому назад Олег был веб-дизайнером одной из Интернет-студий, и чувствовал себя в этой роли вполне уютно...
«Когда я занимался живописью,... было гораздо приятнее и спокойнее»
Масяня
Чем еще занимается Олег? У него была галерея в Германии, где он жил несколько лет. Рисовал в собственное удовольствие и выставлял свои работы раз в полгода. Также на сайте Олега www.sams.spb.ru вы сможете увидеть: его живопись «техника: холст, масло размеры: очень разные (от 30 cм до 2м)» его скульптуры «Все скульптуры сделаны из газбетона. Высота примерно 50-70 см. Сверху расписаны акриловыми красками. Один из основных приколов — противоречие между объемной формой и росписью поверхности. Противоречие как чисто оптическое так и метафизическое, хотя, впрочем, не деструктивное.
На данный момент работы являются собственностью галереи ”Am Finkenbush”, Германия» его графику «техника: акрил на паспарту-картоне размер: примерно 120 X 80 cм» его флэш-арт, видео-арт…
Но тут появилась Она... Масяня
Персонаж, родившийся в Интернете.
Дата рождения не точна: сайт www.mult.ru появился в октябре 2001 года, хотя некоторые утверждают, что Масяня слонялась по сети еще за месяц до этого.
Также называется многосерийный мульт (нарисованный в Macromedia Flash 5), рассказывающий истории из жизни обаятельной девушки по имени Масяня. Мульт является лауреатом Национальной Интернет-премии 2002 года в номинациях «Сетевое искусство» и «Открытие года»; обладателем призов «Веб Выбирает Вас!», приза журналистских симпатий и Гран-при Российской академии Интернета за режиссерскую работу.
АЕ: Вы работаете в жанре флэш-мультипликации1, куда более простом, чем мультипликация в кино. Может быть, однажды Вам захочется чего-то более сложного, чем Масяня?
ОК: У нас все шло, наоборот, от сложного к простому. Я занимался живописью, экспериментировал: от флэш-арта к более простым, рисованным вещам. Потом только появилась Масяня. А возвращаться обратно к сложному — зачем?
АЕ: Сейчас Масяню знают все. Вы даже как-то писали, что это скорее явление, чем персонаж.
ОК: К этому явлению я по-прежнему отношусь вполне несерьезно. Хотя, судя по последствиям, стоило быть серьезнее. Тем более, у нас в студии работает уже 8 человек, и им надо зарплату платить! Плюс менеджеры, композиторы…
АЕ: Кто рисует вместе с Вами?
ОК: Масяней занимается команда из трех человек, не считая композитора (это Евгений Дороган из группы «ЛенаТэ»2. Впрочем, музыку пишу и я, и другие наши друзья-музыканты. Помогает группа «Де-кабрь». С удовольствием пригласил бы еще кого-нибудь, да денег нет. А команда, сложившаяся с тех пор, как мы попали на телевидение — это Мария Якушина, Александр Проскура и я. Саша и Маша делают анимацию, самую трудоемкую часть процесса. У Маши еще есть собственный красивый проект «Deadfish»3. Но он совсем не коммерческий. И слава Богу. Ей повезло больше, чем нам… Саша тоже художник, мы нашли его через Интернет. Анимация — узкая область, на аниматоров никто не учит, и все питерские аниматоры друг друга знают. Правда, флэш-аниматоры сейчас выделились в отдельную тусовку: аниматоры из кино не считают их за аниматоров. Это правильно, но лишь отчасти.
Машу Якушину уже можно считать соавтором. Она оказала на проект и женское, и «дэд-фишевское» влияние. Я этому очень рад, потому что из слайд-шоу, которое я сделал раньше, действительно вышел мультфильм. И мульты на ТВ — это наше совместное с Машей творчество.
АЕ: Вы сказали, что у Вас получился «мультфильм». Но похоже, формат «мульта» Вам ближе?
ОК: Трудно сказать. Мы склонны ко всяким экспериментам. С «Треугольниками»4 же здорово попали, потому что они в телеформат не вписываются. Не знаю, что еще в голову придет. Я люблю играться с новыми технологиями. Сейчас занялись мобильниками, нью-граундом. PDA оказались фигней. Еще делаем DVD. Все развивается хаотично.
АЕ: А Вам не предлагали совмещать анимацию и кино?
ОК: Предлагали. Прикольная ситуация была. Мы сопровождали Национальную Интернет-премию прошлого года разбивками: роликами с Масяней. Было весело. А на следующий год они захотели сделать полнометражный фильм, в котором Масяня из виртуального проникает в реальный мир. Интересный замысел, но мы не знали, как впихнуть туда свои сценарные штуки. Вообще эта Интернет-премия совершенно перестала мне нравиться. Как звали ее ведущего? Дибров, кажется. Там был бог знает кто, «Иванушки-факинг-интернешнл». Слава богу, мы туда не вписались — наверно, интуиция сработала. Это пижонское мероприятие, а у них кухня простая — все на деньгах замешано. Чего туда лезть?
АЕ: Здесь Ваши инструменты лежат? Блок-флейта, гитара…
ОК: Эта гитара — историческая! Ей уже тысяча лет. Иногда играю.
АЕ: Ваше образование как-то связано с тем, что Вы сейчас делаете?
ОК: У меня множество разных «образований», но ничего законченного нет.
АЕ: И у Масяни поэтому «нет образования»? Она и не работает нигде толком.
ОК: И я так же всю жизнь. Только сейчас вот работаю, а до этого поработаешь годик — и…
АЕ: А Вы не хотите отдать Масяню в какой-нибудь вуз, занять чем-то …
ОК: По-моему, это скучно.
АЕ: Почему? Вас же интересует живопись, например…
ОК: Я и кино снимал, и спортом занимался, и музыку сочинял, и… Понятно, бывает у людей желание стать профессионалами. Но, по-моему, это от неуверенности в себе. Получить диплом и приобрести профессиональный апломб? Это не способствует творчеству, мне кажется.
АЕ: Масяня взрослеет. В тех же треугольниках у нее появились философские мысли, намеки. Она теперь менее смешливая и более взрослая. Это потому, что Вы прошли какой-то этап?
ОК: Тут много всего переплетено. Масяня, естественно, взрослеет. Взрослеет и техника, и сценарии, и сюжеты. Взрослеют тексты, потому что я учусь писать. Раньше ведь прямо у микрофона все и сочинялось. Сейчас подготавливается раскадровка и т.д. Кроме того, чтобы делать такие мультфильмы, как раньше, надо действительно жить без проблем (смеется). А сейчас их стало слишком много. Хотя мне не кажется, что мульты стали менее смешными.
АЕ: В первых мультфильмах она может спросить: не смешно вам? Ну и что. Она балованая, и ей немного наплевать…
ОК: А сейчас уже не наплевать! Теперь мы говорим, что к субботе мульт будет выложен, а в гостевой уже сидит толпа народа. Ответственность!
АЕ: Сейчас вариациям на тему Масяни нет числа. Просто диву даешься: «Уроки жизни от Масяни», игрушки, футболки…
ОК: Это я и называю проблемой. Все очень просто. У нас не хватало денег содержать сайт. Поэтому мы пытались связываться с разными коммерческими структурами, которые в результате нас «накалывали», и занимаются этим до сих пор.
АЕ: Все, с которыми вы общались?
ОК: Практически, 95% бизнеса, с которым приходится сталкиваться — это «кидалово». Мы даже уже привыкли. Когда приходит очередной бизнесмен, первым делом хочется сказать: «Shut up5, и скажи сразу, где ты хочешь меня наколоть». Конечно, есть пара человек, которые нас действительно поддерживают, помогают в сложных финансовых вопросах. Сейчас, однако, мы находимся в ситуации, когда вообще не имеем права рисовать свои собственные мультфильмы. Из-за этого мы и поставили проект на паузу. И нашлись ребята (что самое смешное, в Москве, на одной видеостудии), которые познакомили нас с хорошими юристами. Теперь будем все это расчищать.
АЕ: Вы имеете в виду историю с ООО «Масяня»?
ОК: Сейчас они перевели все свои права на другую контору, окончательно от нас избавившись. И вот идет трансляция на всю Украину — это их работа. Мы даже не знали об этом.
АЕ: По телевидению?
ОК: Да! По центральным каналам. И я ничего не могу поделать. Только в суд подать.
АЕ: Будете?
ОК: Да, мы уже начали всю эту галиматью. Нашли людей. Знакомые наши из гостевой очень помогают. Но, опять же, денег нет. Поэтому не знаю, чем все это кончится? Теперь в болоте сидим, — надо было, оказывается, контролировать все бумажки, авторские права. И заниматься этим непрерывно. А мы просто рисовали два года. И теперь наши собственные произведения нам больше не принадлежат. Но сейчас в таком же положении находится почти вся российская анимация. Они сидят и не рыпаются. А мы порыпаемся еще!
АЕ: У Вас есть пристрастия в анимации? Норштейн, например?
ОК: Норштейн, конечно, хороший, но он меня бандитом назвал (смеется). Дело, конечно, не в этом! Это совсем другое, там именно мультипликация. То, что делаем мы, больше с музыкой пересекается, или с литературой, чем с тем же «Ежиком в тумане».
АЕ: Телевидение «не повредило» Масяне?
ОК: У нас был большой конфликт с нашей аудиторией, когда мы «вылезли» на НТВ у Парфенова — они считали, что Масяня принадлежит Интернету. Шуму было много. А лично мне плевать: кассеты, телевидение или DVD. В Интернете достаточно выложить мульт, и его сразу все увидят. Кроме того, работая в сети, можно обойтись без серьезных финансовых вливаний, организации, бизнес-плана и всего такого.
АЕ: У Ваших персонажей есть прототипы?
ОК: У некоторых. Допустим, Лохматый не имеет вообще никакого прототипа, это персонаж сам по себе. У Ляськи московской есть абсолютно точный прототип, но сейчас он «исчез со сцены», и персонаж живет сам по себе. У Масяни много прототипов. Все достаточно спонтанно. Лохматый в одной из серий произносит слова, сказанные вполне конкретным человеком. Зависит от ситуации. В мульте про подарочки мы имели в виду конкретный случай, а потом решили все вверх ногами перевернуть. И перевернули. Это же мультфильм, он тем и хорош, что в нем можно все утрировать (смеется).
АЕ: Чем еще занимается студия «Мульт.ру»? Три человека делают Масяню, но есть еще пятеро.
ОК: Двое — менеджеры, а еще трое — рекламный отдел, они занимаются тем, что иногда спасают нас финансово.
АЕ: Делают сайты на заказ?
ОК: Да, но практически без моего участия. У нас часто бывают заказчики, которые хотят «что-то в стиле Масяни», таких мы сразу отметаем. Беремся только за вещи, ничего общего с Масяней не имеющие.
АЕ: Мы видели Ваш проект «Deadfish».
ОК: У нас много таких проектов. Мы стараемся помогать людям, которые оказались в той же ситуации, как мы сами два года назад. Есть понятие сетевого комьюнити (сообщество (от англ. community): в сети летает много идей. Недавно одна девочка детские сценарии прислала, такие безумные… Мы хотим, если появятся деньги, открыть некоммерческий мультяшный проект. В Сети для детей вообще ничего нет. Они, бедные, смотрят Масяню, и это ужасно, потому что на них она не ориентирована. Я своему ребенку, например, стараюсь поменьше такого показывать.
АЕ: Вы считаете Масяню антикоммерческим персонажем, однако хотите заработать денег.
ОК: Мы хотим зарабатывать, но нормальным способом. Зарплату людям платить надо и т.д. Сейчас в Сети, несмотря на всю ее демократичность, невозможно сделать популярный проект, не имея ни копейки. Когда к тебе на сайт начинает ходить более 300 человек в день, ты начинаешь платить за хостинг, то есть оплачиваешь их визиты. Нам хостинг обходится до 4 тысяч долларов в месяц.
АЕ: Вы собираетесь перевести «Масяню» на другие языки?
ОК: У меня столько попыток было! Есть куча переводов, но ничего так и не вышло. У нас сейчас около 60 релизов, из них половину можно перевести. Этого достаточно, чтобы запустить проект «на чужой территории». Но пока не сложилось.
АЕ: Вы думаете, западный зритель примет Масяню, она не окажется «чужой»?
ОК: Точных аналогов там нет, к сожалению. В Америке подобных проектов много, но они с американским чувством юмора.
АЕ: А сделать нечто подобное «Стене» Пинк Флойд Вам бы хотелось?
ОК: Если бы это был «полный метр», он обязательно был бы музыкальным: я сам играю, и почти все мои друзья — музыканты. Но не получилось пока. Я из-за этого не напрягаюсь: значит, так и должно быть.
АЕ: А если бы к Вам пришли с хорошим сценарием, деньгами…
ОК: Все сценарии мы всегда сами пишем! Масяню тоже рисуем сами. Масяня никогда ничего не рекламирует. И футболки сами бы делали, были б деньги. А то, что делают пираты, — просто безобразие, они все калечат! Книжечка эта, «Кулинария от Масяни», — настоящее уродство. Еще приписывают Масяне какие-то реплики, совершенно ей не свойственные… Они портят нашу репутацию, портят персонаж, все портят. Против этого мы и выступаем.
Перед 300-летием города о Масяне писали,что она стала символом чего-то. Тут, скорее, наоборот: она сначала стала символом, а потом нашлось для чего (смеется).
АЕ: Масяня стала символом немного наплевательского, немного трогательного отношения к жизни…
ОК: Это мое отношение, конечно. Не думаю, что это общее настроение. И не вижу тут никаких символов. Просто хорошо получилось, больше ничего. И я не понимаю, почему другие не делают такого — разве это трудно?
АЕ: С Вами трудно конкурировать.
ОК: Согласен. Действительно, все новые проекты в первую очередь сравнивают с Масяней. «Антимульт» или «Бешеные бабки», например. «Бешеные бабки» — единственный проект, который пытался с нами конкурировать. В него набрали имен для озвучки: Стрельников, Фоменко, Мамонов — но ничего не вышло громко. Не знаю, почему.
АЕ: Наверное, этого просто слишком много. Попытайтесь включить телевизор и не увидеть Фоменко.
ОК: У них и проекта не было еще, а уже куча статей, пресс-конференции, сувениры.. да и само название, «Бешеные бабки»! Совершенно московское. У них даже магазин был. Совсем недавно появились какие-то флэш-комиксы. Чуть не год проект существовал на кепках, чашках… Очень странно!
Если наш проект «накроется», я сам буду страдать в этой ситуации меньше всего. Мы уже столько раз его закрывали! Если сейчас при помощи нашего юриста не разберемся, то совсем закроем на фиг. Я вообще зол немножко на весь наш бизнес. Надоело, честно говоря, пробивать башкой бетонные стены. Такие мультфильмы можно делать только в хорошем настроении.
«Треугольники», например — тут я здорово оттянулся, просто чума! Знаете, как они были сделаны? Я всегда ношу с собой диктофончик и постоянно что-то записываю — разговоры и т.д. И вот за один вечер написал 15 сценариев! Прихожу, Маша меня спрашивает: «Ну что, есть сценарии?». Да, говорю, пятнадцать… А до этого месяц не писал. Я умею приходить в себя, но все равно, когда ты только что занимался договорами, юристами и т.п., тут же забыть об этом и заняться сценарием трудно.
Поэтому я и решил приостановить проект. Чтобы разобраться с этим барахлом раз и навсегда, а потом заняться только рисованием. Надо заниматься чем-то одним: либо бумажками, либо мультфильмами.
Над ними мы работаем, как левая нога захочет. В этом весь фокус: в спонтанности. Не потому, что надо, или по логике катит, а потому что вдохновило или петух клюнул. По-моему, это лучший способ. Для художника, конечно, не для бизнесмена (смеется). Но конечно, все должно оставаться в разумных пределах: если под твоим окном кладут в несколько слоев асфальт поверх снега, то хочется все сделать самому и как следует.
АЕ: Как Вы думаете, почему Норштейн назвал Вас бандитом? Он это в шутку сказал?
ОК: Нет, совершенно серьезно. Нас пригласили в качестве гостей на ежегодный весенний фестиваль российской анимации в Суздале. В программу мы не вписались, просто в голову не пришло лезть туда. Мы приехали посмотреть на весь этот бомонд. Они тех, кто флэш-анимацией занимается, за своих не считают, но как дань… (хотел сказать «моде», но потом подумал, что ребятам-то этим на моду начхать)... они просто много раз слышали слово «флэш», поэтому пригласили нас, чтобы оставаться в контексте современности.
Во флэше есть тот «жареный петух», которого «монстры» не чувствуют. Их интересует хорошая прорисовка, качественная анимация, законченность и выстроенность сюжета, то есть академизм. Лучше всего быть где-нибудь посередине: немного профессионализма, немного энергии.
Так вот, добирался на фестиваль я долго, поэтому провел там всего один день. Мне рассказывали, что там приготовились встречать меня с ножами и с вилами. Но я сказал: вы что, ребята, я же вообще не аниматор, по крайней мере, с вашей точки зрения, так что вы тут выступаете? Странная ситуация получилась, конечно.
АЕ: А Вы не обиделись?
ОК: Мне абсолютно наплевать. Ну, не считают меня профессионалом… Не знаю, как на Западе, а здесь, по-моему, даже слегка оскорбительно, если тебя называют профессионалом. У нас профессионализм ассоциируется с этаким снобом, который только правила знает. Может, я и не прав. Но такие «профессионалы» командуют в искусстве. Там были странные моменты, конечно. Например, подходит ко мне один тип и говорит: «Ты хорошие мультфильмы делаешь, но не называй себя мультипликатором. Мы тут по 20 лет сидим, потеем, ненавидим это дело, работаем по 20 часов, а ты тут ерундой занимаешься: пять минут, и уже и на телевидении, и везде». Я вполне их понимаю: люди гробят свою жизнь под настольными лампами, а у нас все так легко и просто. Так что они тоже правы.
Заниматься живописью было гораздо приятнее и спокойнее. Рисовал в свое удовольствие, без всякого шума выставлялся где-то раз в полгода, и мне этого вполне хватало.
АЕ: Вы продавали свои картины?
ОК: Ну да. Я на это жил, собственно, примерно шесть лет. Ездил в Германию. Здесь как-то не очень получалось продавать картины, а там более-менее покупали, на жизнь хватало. Такой образ жизни мне нравится, я к нему привык. А то, что в последние 2 года творится, не очень весело. На улицу иногда не выйти, в нормальное заведение не зайти…
АЕ: Узнают?
ОК: Ну да!
АЕ: Но неизбежно…
ОК: Интернетовская публика мучить не станет. А публика, которая видит по телевизору… Хочется иногда, чтобы так не было. Амбиций у нас нет, они только вредили бы Масяньскому делу, которое, в принципе, антипижонское. Туда «Мерседес» никак не впишешь. Я в последние полгода со Староневского вообще не вылезал: я тут живу и работаю, тут же клуб, магазины.
АЕ: Живописью Вы по-прежнему занимаетесь?
ОК: Да, конечно. Вот одна из моих работ — она приобрела особенный оттенок после небольшого пожара… Или вон на стене часы. Это самые прикольные часы на свете, в Америке мне сделали: они идут полминуты вперед, полминуты назад.
АЕ: В первых сериях у Масяни был зуб, а теперь его нет. Он выпал?
ОК: Когда появилась Маша, Масяня стала более женственной. Она не может ее рисовать страшненькой, да и никакая женщина не сможет...
1флэш-мультипликация — на сегодняшний день является новейшим направлением анимационного искусства, основанным на технологии Macromedia Flash и набирающим все большую популярность в сети Internet. Мультипликационные сериалы (флэшмульты), объединенные единой сценарной концепцией, становятся все более популярным развлечением и собирают значительную аудиторию зрителей. Технология анимации началась с тех далеких времен, когда люди делали зарисовки событий на камнях, которые неслож о было выстроить в логичные фильмы. С появлением бумаги у художников появилась возможность рисовать и складывать друг за другом последовательность картинок, которые при быстром перелистывании создавали эффект анимации. Это был настоящий переворот. Позднее стали появляться различные механизмы, упрощающие технологию управления мультфильмом
2«Лена Тэ» — питерская группа, созданная в 1999 году певицей и виолончелисткой Леной Тэ, продюсером Евгением Дороганом и гитаристом группы «Сплин» Станиславом Березовским. Сотрудничество группы с проектом Олега Куваева «Мульт.ру» началось в феврале 2002, когда в серии мультфильма про Масяню «8 Марта» впервые прозвучал отрывок песни Лены Тэ. Музыка «Декабря» звучит в «мультах» «Русский Панк-рок» и «Пого-дэнс».
3проект «Deadfish» — сайт посвящен анимации и, в первую очередь, авторской флэш-анимации.
4«Треугольники» — десятый, последний, на данный момент, мультраздел на сайте . «Некая новая форма подачи мультов вдруг взбрела в голову. Три коротких зарисовки без особого (прямого) смысла или сюжета, объединенные в один мульт» Олег Куваев
5Shut up - заткнись (англ.)
6Юрий Норштейн — двадцать лет назад американские критики официально объявили его мультфильм «Сказка сказок» лучшим мультфильмом всех времен и народов. А в нашей новой киноэнциклопедии даже имени — Юрий Норштейн — нет.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания