Искусственное освещение, которое заменяет солнечный свет в темное время суток, открывает перед дизайнером целый спектр возможностей по превращению здания в сгусток энергии. Осветитель может корректировать архитектуру: разнообразить пространство, сделать среду динамичной, изменить глубину перспективы.
Метафорой управления временем стала иллюминация штаб-квартиры Sony в Берлине, созданная французским художником-осветителем Яном Керсале и компанией L’Observatoire International в 2001 году. У подсветки две функции — выхватывать из ночной панорамы города силуэты зданий Центра и инсценировать световой день внутри него.
Первая соответствует замыслу архитектора Рензо Пиано, согласно которому Центр Sony занимает одно из ключевых положений на Потсдамской площади. Гигантское сооружение (26.5 тыс. кв. м.) состоит из офисных пространств, жилого сектора, выставочного отдела с кинотеатром и музеем, атриумом площадью 4 тыс. кв. м. Атриум высотой с 10-этажный дом находится в центре световой инсталляции, устроенной с помощью 24 точечных источников по 1200 Вт и 24 «рассеянных» осветительных приборов мощностью 1800 Вт. Светильники закреплены на крыше и оснащены устройством для автоматической замены цвета лучей.
«Постановка» разворачивается под полупрозрачным светопроницаемым куполом, напоминающим наполовину раскрытый зонтик. Обступающие атриум строения подобны театральному заднику, в центре — проекция цветных световых потоков на складчатые стекловолокнистые мембраны купола. Инсталляция символизирует торжество света в северном городе, в осенние и зимние вечерние часы особенно эффектное. Яркий белый свет, отраженный в небе над площадью, доминирует в 16.00 в зимние и в 18.00 в летние часы. Когда на город опускается темнота, в пространстве атриума начинается второй акт «пьесы» с обыгрыванием всех оттенков заката — от небесно-голубого до пурпурно-красного. В полночь свет дублирует ночное небо, ранним утром сменяясь яркой белизной. Он освещает подкупольное пространство, пока не установится естественное дневное освещение.
Непрерывная подсветка соседних строений неоновыми лампами, расположенными на верхней границе каждого этажа башни, вызвана необходимостью визуально связать все здания центра. Их бесстрастное холодное сияние обретает динамику, объединяясь вокруг атриума, притягивающего внимание сменами освещения.
Гармоничное взаимодействие с окружающей средой характерно для здания Музея современного искусства в Форт Ворте (Техас, США). Это блестящая работа Джорджа Секстона и осветительной компании George Sexton Associates, выполненная в 2003 году.
Днем естественный свет благодаря оптическим системам концентрируется внутри здания. После захода солнца он остается внутри прозрачных застекленных павильонов, медленно «вытекая» наружу. Свет в отсутствие его основного источника дизайнеры «сохранили» весьма деликатно, с помощью флуоресцентных и галогенных светильников, а также используя особую конструкцию потолка.
Умеренно-холодное, рассеивающееся, но довольно интенсивное освещение как нельзя лучше имитирует дневной свет. Потолок затянут двумя слоями ткани, благодаря чему удается распределить свет так, чтобы он усиливался, расходясь от центра. Источником здесь служат флуоресцентные светильники, размещенные у световых люков и имитирующие солнечный поток (флуоресцентные лампы дороги, но ярки и имеют долгий срок службы; применение в них различных видов фосфора позволяет разнообразить оттенки получаемого белого света).
Наиболее яркая часть инсталляции — бетонные стены внутри галерей, на которые направлены галогенные светильники. В самые большие пространства свет поступает с помощью направляющих устройств, закрепленных на крыше. Своим героем дизайнеры сделали не освещенное здание, а сам свет.
Примером подсветки, отличающейся эффектностью в достижении художественного впечатления стала Юбилейная церковь в Риме, 2005 год. В прошлом году она была отмечена Почетной премией Независимой ассоциации светодизайнеров. Свет как символ присутствия Святого Духа является обязательным элементом культовой архитектуры. Если дневной свет наполняет церковь своим сиянием, проникая через три раскрывающиеся арки-раковины, то ночное освещение должно деликатно дополнить это впечатление в темное время суток. Главный дизайнер-осветитель Пол Марантц, возглавляющий Fisher Marantz Stone, совместно с ERCO GmbH использовал два вида освещения — прожекторы и флуоресцентные светильники, чтобы с помощью натурального цвета их излучения сохранить ощущение светоносной среды в отсутствие солнца.
Центром световой инсталляции стали четыре группы прожекторов, лучи которых направлены на область над алтарем и кафедрой. Напольные компактные флуоресцентные лампы излучают менее теплый свет у основания раковин, создавая эффект удаления от центра и ослабления сияния. Лампы этого же типа помещены в светильники, имеющие вытянутую форму и размещенные над источниками верхнего света, и повторяют эффект удаления, освещая вершины раковин. Так дизайнеры добиваются ощущения светоносного пространства, в центре которого рождается сияние.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания