"Парящие крылья" Гвадалахары
Центр JVC Urban Entertainment (1998–2007), Гвадалахара (Мексика)
Разработка проекта: COOP HIMMELB(L)AU (Wolf D. Prix, Helmut Swiczinsky & Partner)
Заказчик: Omnitrition de Mexico (Хорхе Вергара Кабрера)
Инженерное обеспечение: Bollinger+Grohmann, Германия
Техническое обеспечение: Pickl+Partner, Австрия; AKF, Мексика
Общая площадь проекта JVC: 293 730 кв. м
Общая площадь торгового центра: 75 000 кв. м
Период проведения работ: 08.1998 — 03.2007
Общая стоимость проекта: $500 млн. (торговый центр — $136 млн.)
Основные материалы: бетон, сталь, стекло
Мультифункциональный урбанистический центр JVC (Jorge Vergara Cabrera), строительство которого сейчас проходит в мексиканском городе Гвадалахара и завершится в 2007 году, обещает стать поистине беспрецедентным архитектурным событием начала XXI века. Оно революционным образом изменит традиционную концепцию мультифункциональных урбанистических центров. Мексиканский магнат Хорхе Вергара Кабрера, руководитель компании Grupo Omnilife, инвестирует $500 млн. в это уникальное сооружение в западной части Гвадалахары. Объект общей площадью 300 000 кв. м состоит из 11 зданий, разработанных всемирно известными архитекторами современности и предназначенных для проведения международных конгрессов, коммерческих ярмарок и выставок, спортивных состязаний и концертов. Одна из основных целей проекта — развитие науки и демонстрация достижений в сфере высоких технологий.
JVC включает стадион, корпоративные офисы, Музей искусства и дизайна, отели, Конгресс-холл и бизнес-центр с выставочной площадкой, университет нa 3900 студентов, а также многоэтажный коммерческий центр. Как уже сказано, к проекту привлечены 11 архитекторов из разных стран мира, включая мексиканцев Энрике Нортена и Теодоро Гонсалеса де Леона, француза Жана Новэля, а также американцев Торна Мэйна, Филиппа Джонсона и Тода Уильямса, японца Тойо Ито и немца Даниэля Либескинда.
Частью этого колоссального объекта станет развлекательный центр JVC Urban Entertainment, разработанный австрийской инженерной компанией COOP HIMMELB(L)AU. Инновационная дизайнерская концепция центра, по словам его авторов, подчеркивает новое понимание слова «развлечение» в XXI веке: не только потребление развлекательного продукта, но и интеллектуальное взаимодействие. Рынок будущего объединит традиционные формы развлечений и потребления с новыми возможностями информационного обмена и производства знаний. Как и многие другие проекты австрийского архитектурного бюро, JVC Center, сконструированный Приксом и Свичински, состоит из множества почти автономных элементов, сгруппированных под одной крышей. Закрытая, монолитная система комплекса расщеплена на более мелкие тематические блоки. Вытекающая отсюда секвенция пространства нарушает традиционную центральную перспективу и одновременно раскрывает различные возможности восприятия здания.
Пространство знаний
В условиях современного коммуникационно-информационного социума развитие рынка все в большей степени зависит от применения соответствующих знаний. Следовательно, повышается спрос на высококвалифицированных специалистов. Поток знаний становится основным индикатором социальных достижений общества.
Проект торгово-развлекательного центра JVC не предусматривает создание «пространства чистого потребления». Эта «торговая площадь будущего» соединяет общепринятые формы развлечения и коммерции с новыми возможностями производства и обмена знаниями. Также комплекс располагает целым набором спортивных заведений.
Развлекательная зона Центра включает кинотеатры и эксклюзивные рестораны, бары и клубы, магазины и бутики, фитнес-залы, бассейны и салоны красоты. «Познавательная» часть состоит из исследовательских бюро и научных лабораторий, а также выставочных площадок, оборудованных по последнему слову демонстрационной техники: акустические 3D-системы, видеопроекторы, инсталляционное оборудование. В основном корпусе JVC и пристроенных к нему блоках располагаются 16 различных кинотеатров: самый крупный из них вмещает 1000 посетителей и предназначен для демонстрации новинок кино, его дополняет кинотеатр IMAX на 500 человек и «обычные» залы с системой Dolby-surround, рассчитанные на 750, 500, 300 и 200 зрительских мест. Семь «тематических» ресторанов и баров комплекса оформлены европейскими и американскими дизайнерами так, чтобы вызывать определенные этнографические и художественные ассоциации.
«Парящее крыло»
Немецкие инженеры из бюро Bollinger-Grohmann выполнили дизайн пластической 27-метровой крыши торгового центра с помощью компьютерной программы R-Stab, учитывающей гравитационное взаимодействие крыши с расположенными под ней строительными объектами. Воздухопроницаемая стеклянно-стальная конструкция возносится над 60-метровым бетонным цоколем, у основания которого будет располагаться искусственное озеро. Через специальные круглые отверстия в плоском «теле» крыши днем будет проникать солнечный свет, а ночью открываться панорама звездного неба. Парящее в воздухе стеклянное «крыло», ответвляющееся от основной плоскости крыши, создает ощущение динамики и прозрачной невесомости. Оно также служит входом в бетонные «кубы» кинотеатров, торговые холлы и подземный гараж, а в его внутренней многоуровневой плоскости будут располагаться офисы кибернетических компаний, тестирующих новые продукты для компьютерного рынка.
Многоуровневая «деформация» сделает крышу пластичнее и надежнее. Многочисленные лестничные уровни и плато причудливыми зигзагами спускаются книзу и расположены таким образом, чтобы в сезон дождей вода стекала по «крылу», наполняя внутренние озера и искусственные пруды (так называемые stone tanks).
Массивные бетонные блоки, поддерживающие прозрачные плиты крыши, вмещают лифты и лестницы, рестораны и магазины, клубы и бары, а также специализированный спортивный центр и кинотеатры. Помимо защиты от солнца и осадков «рабочих» частей здания, а также открытых пространств между элементами комплекса, крыша будет служить естественным светофильтром JVC-центра. Контраст между пестрой вереницей внутренних торговых площадок и этим тектоническим пейзажем, покрытым стеклянной «шахматной доской», подарит посетителям дополнительные визуальные и пространственные впечатления.
Архитектурная концепция здания
Здание JVC-центра, имеющее полезную площадь 75 000 кв. м (плюс четырехэтажный подземный гараж площадью 50 000 кв. м), обещает стать крупнейшим проектом австрийских архитекторов. На данный момент JVC Urban Entertainment — одно из основных сооружений комплекса, расположенного на территории в 240 га, — практически незаметен, хотя строительные работы продолжаются с 1998 года (в феврале 2004 года началось строительство основного футбольного стадиона и Конгресс-центра). Однако для COOP HIMMELB(L)AU большая часть работ уже позади: проект сдан и одобрен мексиканскими заказчиками. Стальные балки, стекло и бетон, применяемые в конструкции, приобретены на месте, из Австрии пришлось везти только идеи и макет.
Проектировалось не просто здание, а открытый урбанистический ландшафт, отражающий центральное положение и функции JVC-центра в мастер-плане всего проекта. Этот ландшафт состоит из пяти элементов: основного уровня (плоскости), бетонных колонн, внутренних торговых зон, соединительных элементов и двухчастной крыши.
Часть основного уровня (фундамента) врыта в землю, чтобы придать наклон центральной площадке (Plaza). Верхние этажи и парковые территории, расположенные над основным уровнем, соединяют между собой кубические кинотеатры и центральную торгово-выставочную площадь, на которой размещаются магазины и офисы компаний.
Три из пяти опорных колонн причудливой формы несут на себе крышу. Эти колонны создают уникальную площадь для сооружения ресторанов и клубов самых необычных форм. Многоугольная башня в центре строения вмещает экзотический кубинский клуб, а двойные пирамидальные конструкции по ее краям использованы для оформления бразильского клуба, ресторана необычной треугольной формы и караоке-бара. Сдвоенный конус служит световой шахтой для чаши плавательного бассейна, а в колонне, похожей на выпрыгивающего из воды кита, размещено «пространство знаний»: научные лаборатории и конструкторские бюро.
Огромное пространство требует множества различных способов перемещения. Лестницы и лифты на всех сторонах комплекса, тротуары, пешеходные дорожки, дополнительные наклонные платформы под разными углами ведут во все точки здания: от центральных улиц до прогулочной площадки перед озером. Дорожки прорезают центр в диагональных направлениях и образуют так называемую «змеящуюся аллею», средневековую торговую улицу с маленькими базарчиками и разнообразными магазинами: от традиционных киосков до гипермаркетов компьютерной техники.
Так, в союзе с кино, офисами и лабораториями формируется «рыночная площадь будущего».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания