Безумцы / Sileni Ольга Скоркина
Чехия, 2006
Режиссер: Ян Шванкмайер
В ролях:Павел Лишка, Ян Тржиска
На экраны вышел новый шедевр «алхимика сюрреализма», как его называют на Западе, чешского художника-аниматора, поэта, сценариста и кинорежиссера Яна Шванкмайера. Фильм под названием «Безумцы», как и все прежние картины этого мастера, снят в ключе притчи-ребуса.
В начале картины на экране появляется сам Шванкмайер и заявляет: «Сейчас вы увидите философский фильм ужасов со всей присущей этому жанру низостью и упадком нравов. Следовательно, речь не идет об искусстве. Впрочем, искусство уже мертво».
Литературный сценарий фильма, написанный по мотивам двух рассказов Эдгара По («Заживо погребенный» и «Безумный психиатр»), а также под влиянием романов маркиза де Сада, Шванкмайер создал тридцать лет назад. Однако руководство социалистического кинематографа тогда отказалось от постановки. Теперь Шванкмайер выпустил этот фильм.
Действие картины происходит, в основном, в сумасшедшем доме и в замке некоего Маркиза, произносящего богохульные тирады из произведений де Сада. Время действия не обозначено. Это может быть и XIX век, и современность. Об этом говорит в пояснении к фильму и сам режиссер (сейчас он, ввиду траура в семье, не дает интервью). «В фильме соединены реалии сегодняшнего дня и исторические декорации — все это аллегории современного мира. А сумасшедший дом — это его репрезентативная декорация».
Молодой человек по имени Берло после похорон матери ночь за ночью видит повторяющийся сон. Раздается стук в дверь и его личные вещи — полотенце, рубашка, белье — предательски ползут к двери, чтобы открыть ее. В комнату врываются санитары, надевают на Берло смирительную рубашку, он сопротивляется и во сне крушит и разбивает все в комнате. Однажды очнуться от кошмара ему помогает неизвестный пожилой человек, приглашающий Берло к себе в гости. Так герой знакомится с загадочным Маркизом и его замком, где хозяин устраивает оргии в часовне. Они сопровождаются богохульными проклятьями и последующими каталептическими приступами. Излечивается Маркиз от них весьма оригинально: он распоряжается похоронить себя заживо. И только эта процедура на некоторое время возвращает его к «нормальной жизни». С Берло после всего увиденного случается приступ (с видениями бегающих отрезанных языков и кусков ожившего мяса), и Маркиз советует ему полечиться в больнице для душевно больных, которой заведует его друг, активный участник оргий…
Во всех фильмах Яна Шванкмайера персонажи многозначны и таинственны.
Игровые эпизоды перемежаются анимационными сюжетами, герои которых —ломти сырого мяса, глаза, мозги и кости — танцуют, играют, дерутся, занимаются любовью и вообще живут собственной жизнью, не менее насыщенной, чем у людей. Последний кадр фильма — кусок мяса в супермаркете, «дышащий» под полиэтиленовой оболочкой. Пессимизм Шванкмайера не нов. Он присутствовал и в предыдущих работах — «Полено», «Алиса», сборнике «Игра с камнями».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания