Страна приливов / Tideland Ольга Скоркина
Канада-Великобритания, 2005
Режиссер: Терри Гиллиам
В ролях: Жодель Ферланд, Джефф Бриджес
Что привело юную Желизу-Розу из шумного Ванкувера в старенький домик в сельской глуши? Почему ее отец Ной, рок-музыкант, с ней больше не разговаривает? И кто создает этот адский шум на чердаке?
После смерти матери от наркотической передозировки 9-летняя Желиза-Роза (Ферланд) оказывается в жарком мире летних прерий, где реальность быстро трансформируется в иллюзию. Пока девочка изучает живописные окрестности, ее отец (Бриджес) тихо «уходит на каникулы». Предоставленная самой себе, маленькая героиня все глубже погружается в причудливый мир собственных фантазий, в котором находит новых друзей и знакомится со странной соседкой, носящей защитную сетку от пчел...
Расположенная среди бескрайних канадских прерий Страна приливов выглядит соблазнительной, чарующей и вдохновенной. Это воображаемый мир, в котором у светлячков есть имена, где в сумерках пробуждаются болотные люди, гигантская акула скользит по железнодорожным рельсам, а головы бестелесных кукол сопровождают Желизу-Розу в ее приключениях.
Девочка с любопытством изучает свое новое окружение, а зритель начинает смотреть на происходящее глазами ребенка. Моралистов возмутят в фильме «нарушения табу». Здесь есть и кремация, и педофилия, и бальзамированные трупы, и некрофилия. И все это увидено глазами несовершеннолетней девочки. Однако фильм ни на миг не выходит из рамок «магического реализма», изобретенного, среди прочих, и Гиллиамом. Магический реализм — это когда все по-настоящему, но в то же время понарошку, поэтому не стоит стенать, когда Желиза-Роза принесет папе наполненный шприц и заботливо поможет перетянуть вену.
За последние два года Терри Гиллиам снял два совершенно разных фильма. Развлекательную и уже подзабытую публикой сказку «Братья Гримм» и провокационную экранизацию книги американца Митча Каллина «Страна приливов». Сам режиссер назвал ее «пленительной комбинацией хичкоковского «Психо» и «Алисы в Стране чудес».
Визуально это чистый Гиллиам: необычные ракурсы, пестрая детальность и яркие, поэтично-гротескные пейзажи.
Лучшими в фильме стали сцены, в которых Желиза-Роза общается со своими куклами. Бегство в эту сказочную вселенную остается для девочки единственным шансом вынести кошмар повседневности. Компоненты макабра в фильме сильно щекочут нервы. К тому же балансировать на грани черного юмора и разрушительного драматизма автору удается не всегда, и зритель часто не понимает, плакать ему или смеяться.
Зловещая, но захватывающая антисказка.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания