13 марта 2015

Автор: admin

«Вселенная Стивена Хокинга»: волнующе и со вкусом

Фелисити Джонс и Эдди Редмэйн в фильме "Вселенная Стивена Хокинга"

Режиссер: Джеймс Марш. В главных ролях: Эдди Редмэйн, Фелисити Джонс, Чарли Кокс, Эмили Уотсон, Саймон МакБерни, Дэвид Тьюлис.

Нынешний год стал урожайным на фильмы-биографии: на экране появились «Жертвуя пешкой»Бобби Фишере), «Игра в имитацию» (об Алане Тьюринге) и «Вселенная Стивена Хокинга». Герои всех трех фильмов — интеллектуальные гиганты века. Им всем пришлось нелегко.

Нелегко пришлось и самим фильмам. Они ускользают от штампов, - у зрителей не должно возникнуть ощущение, будто им навязывают то, что они уже много раз видели.

Профессору Хокингу не повезло больше остальных: болезнь моторных нейронов у него диагностировали, когда ему было чуть больше двадцати лет. Это вовсе не означало, что фильм о нем автоматически станет самым трогательным. Однако вышло именно так.

В центре повествования — история любви Хокинга и его первой жены Джейн (Фелисити Джонс): они встречаются едва ли не в первые две минуты фильма Джеймса Марша, и стремительное развитие их отношений придает сюжету ускорение. 1963 год: он - сутулый бойкий докторант в Кембридже; она - открытая натура, хотя пишет диссертацию на весьма эзотерическую тему, о средневековой поэзии. Они развлекаются и флиртуют. Затем с ним происходит ужасный несчастный случай: уже начавший хромать, он спотыкается и падает ничком на каменные плиты колледжа Тринити Холл в Кембридже.

После этого падения Хокингу ставят диагноз и говорят, что жить ему осталось не более двух лет. Но все последовавшие за этим тридцать лет, до развода в 1995 году, — большую часть жизни — Джейн посвятила заботе о нем и родившихся у них троих детях.

Сценарий Энтони Мак-Картена, основанный на мемуарах Джейн «Путешествуя в бесконечность», несомненно, написан с большим тактом и отмечен хорошим вкусом, но в то же время он оставляет немало вопросов. К примеру, они правда никогда не ссорились?

«Вселенная Стивена Хокинга»: волнующе и со вкусом

Домашняя жизнь Хокинга в фильме течет на удивление ровно, несмотря на сложности, с которыми сталкивается Джейн, ухаживая за больным, чье состояние постоянно ухудшается. Эта семейная пара расходится во взглядах на Бога и Вселенную, но даже это несогласие озвучивается в духе чисто академических дебатов. Такая рафинированная версия жизни слегка снижает драматичность истории.

В реальности Хокинг, несомненно, был оптимистом. Но все же фильму странно недостает ощущения внутреннего страдания, которое блестящий ум мог — и неизбежно должен был — испытывать из-за предательства тела. И, с точки зрения Стивена, страдания начались не тогда, когда ему больше ничего не оставалось, кроме как поместить свое искореженное тело в инвалидное кресло. Началось все со встречи Джейн с Джонатаном (Чарли Кокс), молодым овдовевшим хормейстером, который — поначалу только как друг — стал частью их дома.

Отношения внутри этого треугольника и безупречная актерская работа Кокса, достоверно выразившего сочувствие, дают Маршу самый сильный материал. Фелисити Джонс, которая в прошлом году снялась в своей лучшей роли в «Невидимой женщине», убедительно показывает, как в Джейн борются любовь и ответственность, но иногда актрису сковывают рамки роли хорошей, достойной, богобоязненной женщины, старающейся изо всех сил, в то время как у ее героини собственная скрытая внутренняя жизнь.

Стивен Хокинг и Эдди Редмэйн

Эдди Редмэйн и Стивен Хокинг

Несомненно, фильм стал звездным часом Редмэйна, его игра превосходит всякие ожидания: мы полностью верим и в его энергетику, и в его боль, и в почти постоянное хорошее расположение духа. Самая душераздирающая сцена совершенно немая: Хокинг отчаянно и почти безуспешно тянет себя вверх по ступенькам, а сверху на него смотрит его маленький сын Роберт. Редмэйн так хорош в этом невысказанном отчаянье, что мы на время забываем, что он не сдастся. Однако снова убеждаемся в этом в конце фильма. Когда они с Джейн признаются себе, что их любовь, которая длилась полжизни, прошла, он оплакивает ее — эта сцена берет за душу.

Операторская работа Бенуа Деломма блещет находками: мы видим и ультрафиолетовое свечение Майского бала в Кембридже, и космическое кружение сливок в кофейной чашке. Этот кадр — цитата из фильма «Две или три вещи, которые я знаю о ней» Годара (1967 год), где изображение заполняет экран, вовлекая в себя Млечный путь и то, что далеко за ним. Рисуя космологию Хокинга, режиссер создает самый вдохновляющий эффект фильма. Вдохновение это черпалось из самой Теории.

Источник: The Telegraph

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Стивен Хокинг | Кино | Рецензия | Вселенная Стивена Хокинга

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!