Рай сейчас / Paradise Now Рита Миллер
Нидерланды-Франция-Германия, 2005
Режиссер: Хани Абу-Ассад
В ролях: Каис Насеф, Али Сулиман
Что происходит в голове шахида-смертника? Сколь велико должно быть отчаяние или фанатизм, толкающие его? Что это за человек? Существует ли особая порода самоубийц? Такие вопросы возникают в голове обывателей, слушающих очередное сообщение о теракте в ближневосточном регионе. На них пытается ответить режиссер и сценарист Хани Абу-Ассад в своем новом фильме «Рай сейчас».
Картина затрагивает один из самых острых сейчас конфликтов на Земле. Более того, в ней сделана попытка выразить точку зрения тех, кого априори считают виноватыми в кровавом противостоянии.
Сюжет драмы «Рай сейчас» — это история двух молодых палестинцев, Халеда (Сулиман) и Саида (Насеф), на которых «пал выбор». Чья-то злая воля отправляет их в Тель-Авив для совершения теракта. Наступает последний день молодых самоубийц, один из них встречает женщину, которая предлагает ему не только любовь, но и альтернативный путь борьбы. Однако — слишком поздно: «низовые» бойцы уже готовы осуществить операцию.
«Рай сейчас» — очень личный фильм о невыносимости бытия двух друзей в мире без будущего. Абу-Ассад избегает нарративных приемов, сложных диалогов. Он рисует детали из повседневности палестинцев и дает понять, что Саид и Халед в итоге не сумеют отказаться от участия в теракте, потому что «такова воля Аллаха».
Персонажи фильма — не герои, но и не фанатики-злодеи. Это всего лишь рекруты убийственной безысходности. В фильме почти нет музыки и фоновых шумов. Лишь крупные планы лиц и частая смена перспектив изображения.
Фильм выдвигался даже на Оскар, получил Золотой глобус как лучший иностранный фильм, на 55-м Международном кинофестивале в Берлине в 2005 году завоевал приз зрительских симпатий, Голубого ангела, как лучший европейский фильм. Славы у критиков не снискал, но в мире был замечен, причем чаще с отрицательными отзывами. Некоторые критики полагают, что политическая основа происходящего здесь представлена недостаточно серьезно. Кроме того, из фильма не совсем ясно, что убивать невинных аморально. По мнению других критиков, картина не призывает к мести и совершению новых терактов, но пытается разбудить чувства, притупленные однообразными новостными сообщениями.
Словом, «Рай сейчас» трудно назвать политкорректным фильмом. Но если Спилбергу можно снимать «Мюнхен», то почему Хани Абу-Асаду, арабу из Нидерландов, нельзя снять свое кино о событиях «за стеной»?
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания