Парфюмер / Das Parfum Рита Миллер
Германия-Испания-Франция, 2006
Режиссер: Том Тыквер
В ролях: Бен Уишоу, Рэйчел Херд-Вуд, Дастин Хоффман
Фильм «Парфюмер. История одного убийцы» основан на одноименном бестселере австрийского писателя Патрика Зюскинда, опубликованном в 1985 году и переведенном на 45 языков. Такие режиссеры как Мартин Скорсезе, Жан-Люк Годар и Милош Форман проявляли интерес к экранизации этого материала. Стэнли Кубрик также рассматривал возможность адаптации романа к киносценарию, однако пришел к выводу, что она неосуществима. Ридли Скотт и Тим Бартон долгое время считались основными претендентами на осуществление проекта, однако Патрик Зюскинд много лет медлил с продажей прав на экранизацию своего романа.
И лишь в 2001 году, после тщетных многолетних уговоров, немецкому режиссеру и продюсеру Бернду Айхингеру («Падение») удалось приобрести права за 10 млн. евро. В сценарии к фильму Хельмута Дитля «Россини, или убийственный вопрос о том, кто с кем спал» (1997) Зюскинд описывает подобную ситуацию: главный герой, робкий писатель, отказывается продавать свою книгу даже за самые большие деньги. Продюсер у Зюскинда выглядит точным подобием Айхингера.
К съемкам готовились два года. Режиссером Айхингер взял своего соотечественника Тома Тыквера («Беги, Лола, беги»). Он же — соавтор сценария. В ролях второго плана в фильме блистают Дастин Хоффман и Алан Рикман, однако главного героя играет неизвестный британский театральный актер Бен Уишоу. Его предпочли Орландо Блуму и Ди Каприо. Его роль в основном строится на жестах и мимике. Как и в романе, в фильме у Гренуя почти нет реплик.
Литературные экранизации дело неблагодарное. Зрители, читавшие книгу, знают всех персонажей, знают, как они действуют, что думают. И уверены,— что на экране все должно происходить в точности так же.
Детальная точность картины, вплоть до элементов одежды и причесок героев, потрясает. Перенести на экран мир запахов пока невозможно, хотя попытки случались. Тыквер использует нехитрые приемы имитации: крупные планы раздувающихся ноздрей Гренуя, эстетичные кадры цветущих полей и живописные изображения склянок со смолами, эссенциями и бальзамами.
Великолепны частые крупные планы, когда на экране видна каждая пора, каждая капелька пота на коже героев, а также искусная игра света и тени. Камера подолгу останавливается на объектах, следя за страстью юноши, у которого не было собственного запаха, к женскому аромату.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания