28 марта 2012

Автор: Ермакова Мария

Внутренняя империя

Внутренняя империя / Inland Empire                  Мария Ермакова


   «Внутренняя империя» Дэвида Линча упраздняет последние границы между кино, сном и смертью.
    В голливудский особняк актрисы Никки Грейс (Лора Дерн, игравшая у Линча в «Синем бархате» и «Диких сердцем») стучится соседка и, шаря безумным взглядом по роскошной гостиной, интересуется ролью, которую Никки еще не получила.
     После этого на протяжении трех часов главную героиню какая-то невидимая сила швыряет из одной реальности в другую и обратно, тащит ее через темные коридоры и пустынные улицы. Не только зрителю сложно понять, в каком мире в данный момент находится Никки, но и она сама с трудом это осознает. Миры, в которые ее заносит, пугают и удивляют. А тем временем где-то в безымянном отеле и, возможно, в другой реальности, за этими событиями наблюдает, уткнувшись в телевизионный экран, польская девушка, запертая в комнате с номером 251.
    В любом пересказе «Внутренняя империя» теряет часть своего безумия: язык требует логики, отличной от логики сна. Зритель хочет понять, что он увидел, критик — объяснить. Линч использует несметное количество крупных планов. В декорациях сцен темные коридоры и улицы, плюс обилие странных второстепенных персонажей, голубой свет; вспышки стробоскопа — все это накаляет атмосферу.
   Линч усилил и визуальный, и смысловой контент фильма, разбавив сцены нарезками из своего недавнего сериала «Кролики», в котором прямоходящие зверушки разыгрывают странные сцены: мрачная комната, телефонные звонки, абсурдные разговоры, сопровождаемые закадровым смехом публики — однако, если где-то и проговариваются идеи фильма, то именно в этих сценках.
   «Внутренняя империя» перекликается с предыдущими фильмами Линча, особенно с «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв». Последние картины Линча в той или иной степени — кино о кино. «Шоссе в никуда» начиналось с подброшенных видеокассет, на которых была запись еще не совершенного убийства. А в первых кадрах «Внутренней империи» соседка задает Никки риторический вопрос: «В вашем фильме есть убийство?» Отрицательный ответ значения не имеет.
   Снимая «Внутреннюю империю», Линч впервые взял в руки цифровую видеокамеру с неустойчивым фокусом и даже использовал несколько символических компьютерных эффектов. В результате его визуальный стиль приобрел дополнительную свежесть. А что до музыки, то настораживающие мелодии, к которым мы так привыкли в его фильмах, здесь изредка прерываются звучными хитами разных эпох.
    Кино и смерть, по Линчу, похожи тем, что равно очевидны и непостижимы. Голливуд, где необходимо и невозможно умереть, — самое магическое место на земле. Из этого фильма выныриваешь, как из сна, — с полным ощущением, что понял что-то очень простое и важное, но что это было, можно вспомнить, только если снова заснуть.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дэвид Линч | Лора Дерн | Кино | Рецензия | Внутренняя империя

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!