id: 5
Что станет с империей звука?«Все идет к тому, что рухнет индустрия high end… и слава Богу». * Рухнула… Наиболее резвые производители одевают свои аппараты в оболочку lifestyle или включают их в системы домашнего театра. Смерть high end как индустрии оказалась очень быстрой, но не безболезненной. Мне, как человеку, занимающемуся продажами этого самого high end, было несложно предсказать его кончину в 97 году. Далее действие развивалось стремительно. Через несколько лет легко будет все разложить по полочкам, рассказать историю рождения, жизни и смерти индустрии high end, но боюсь, что тогда это станет интересно лишь узкому кругу любителей. Поэтому я хочу попытаться сделать это сейчас, пока на полках роскошных магазинов еще можно найти «высший предел». В пятидесятые годы виниловая пластинка достигла предела в плане износостойкости и вместительности, стерео готово к вторжению на рынок, конструкторам дана полная свобода, качество записи и воспроизведения растет. Акустическая система, создающая так называемый "изотропный" звук (эксклюзивная разработка известной немецкой фирмы "MBL"). Редкое сочетание дизайна lifestyle и качества звучания, доступного только бескомпромиссному high end. В конце 60-х, с заполнением аудиорынка транзисторной техникой набирающих силу японских брэндов, полоса 20 Гц – 20 кГц и искажения менее 0,1% стали доступны широким массам. И термин hi-fi был дезавуирован. В качестве альтернативы массовой японской продукции в Европе и Америке расплодились небольшие, т. н. «гаражные» фирмы. Японцы в качестве приоритетов заявили еще большую мощность, еще более широкую полосу частот и еще меньшие искажения. Речь идет о крупных фирмах (в Японии хватало своих «гаражников», однако их продукция была мало известна за пределами их страны). Европейцы и американцы, напротив, делали упор на индивидуальность, каждый разработчик имел свою концепцию аудио (или псевдоконцепцию) и, размахивая ею, как флагом, пытался отвоевать себе место под солнцем. Аудиоинженеры претендуют на роль творцов, иногда не без оснований. Подобно тому, как исполнитель музыки, играя классика, интерпретирует его (и часто считает свою интерпретацию единственно верной), разработчики аудиоаппаратов с помощью своих электронных творений стремятся по-разному «выразить» музыку. Аппаратура для записи и воспроизведения CD совершенствуется по сей день. Несмотря на это, большинство ценителей утверждает, что виниловое качество недостижимо для CD. Соглашаясь с ними в целом, внесу три поправки: 1. Все дифирамбы винилу уместны только для оригинальных изданий. Удачные переиздания встречаются нечасто. В результате к винилу тянутся либо энтузиасты с некоторой склонностью к мазохизму, либо инженеры, не реализовавшие себя в основной деятельности. И те и другие слишком увлекаются процессом, чтобы думать о результате, то есть о доступности всех звеньев аудиоцепи (иногда приоритетом в ней считается скрипнувший под пианистом стул, но для истинного ценителя аудио, естественно, приоритет — тончайшая связь исполнителя и автора музыки, с минимальным акцентом на остальные звенья). Не так обстоят дела в high end. Здесь столкнулись претензии на элитарность (звонить только знающим предмет) и такое естественное желание продать побольше и сейчас. Индустрия high end очень долго была ориентирована на наиболее активную (но не наиболее покупающую) группу поклонников, зараженную аудиофилией. Зная о звуке все и каждый раз открывая новое, эти люди были обречены, пренебрегая формой, все время мучиться только содержанием. У ранимых аудиофилов развилась просто патологическая тяга к электронным уродцам. Аппаратура с приличным уровнем дизайна у них вызывает подозрение, а компоненты, спроектированные в ключе lifestyle, отвергаются априори. Остальные покупатели сталкиваются с тем, насколько трудно грамотно построить стереосистему класса high end, и порой отказываются от этой затеи. Здесь надо заметить, что техника lifestyle аудио кроме утонченного дизайна имеет еще одно достоинство — она «настроена» на интеграцию в реальный дом. То есть сегодняшний покупатель не согласен платить за технику, диктующую ему стиль жизни, техника сама должна вписываться в его life style. Очень немногие фирмы оказались готовы к этому. Из производителей акустических систем на коне сейчас «Sonus Faber», «Elac», «Piega», «Revel», среди разработчиков электроники это в первую очередь шотландская «Linn», немецкие «T+A», «Burmeister», американские титаны «Madrigal A.L.», «Sonic Frontiers», «Theta Digital». Что интересно, покупается вся эта техника, как правило, в дополнение к видеопроектору или плазменной панели, и подбором АV системы занимается пара «дизайнер—инсталлятор». Но что же станет с индустрией high end, с производителями, дистрибьюторами, дилерами, журналами, магазинами, салонами? Как уже говорилось вначале, часть из них примеряет оболочку lifestyle. Разработчикам электроники это гораздо проще — достаточно сделать переднюю панель аппарата из фрезерованного алюминия, и он впишется в большинство интерьеров. Более других усердствуют в этом компании типа «NAD» или «Аrcam», старые эксгибиционисты. Несколько лет назад они «работали» на аудиофилов, заманивая их убогими серыми корпусами с нарочито непропорциональными ручками и кнопками, для большего акцентирования с красной или зеленой точкой. Что такое эзотерический high end? Только если к каждому из звеньев аудиоцепи прикоснулся Художник, появляется надежда на high end, который можно назвать эзотерическим, чтобы не путать с тем, что сейчас продается. Например, над акустическими системами «QUAD ESL 63» Питер Уолкер работал с 63 по 81 год, и только после этого они были предложены к продаже. Но разработчик так до конца и не был удовлетворен результатом. Вот один из примеров эзотерического high end. Не случайно у восьми из десяти европейских аудиоэкспертов это любимые или одни из любимых АС. Выглядят они, мягко говоря, непривлекательно, усилитель к ним подобрать нелегко, устанавливать их лучше в полутора-двух метрах от задней стены, они чутко реагируют на фальшь в любом из звеньев цепочки. Но приложил ли руку Художник к СD-проигрывателю, вы услышите с помощью этих колонок моментально. * Автор цитирует самого себя, см. журнал "Класс А" 1997, № 2. ** Recording Industry Association of America (Американская ассоциация звукозаписывающих компаний, англ.) Комментариев: 5 |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания