id: 621
Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов
Дмитрий Морозов – известный московский художник, изобретатель музыкальных инструментов и автор арт-объектов. В рамках своего Дмитрий рассказал Art Electronics зачем он ломает детские игрушки, что скрывают за собой помехи в работе мониторов и как собрать синтезатор за два часа.
Для меня важен звук, а не то, каким способом он извлечен. Я давно перестал разделять электронную музыку и неэлектронную. На самом деле я не считаю себя человеком, который занимается электронной музыкой. Просто электронные средства дают мне пространство для экспериментов, в них есть потенциал и гибкость. Звуковое хакерство (circuit bending) – один из моих методов создания звукового устройства из предметов, изначально для того не предназначенных. Ими может быть все, что угодно: от детских игрушек до точных приборов. Мне нравится помещать их в контекст музыкального творчества. Это и есть звуковое хакерство – намеренная ломка, переосмысление предмета культурного потребления. То, что люди обычно выбрасывают после использования, то, что пришло со временем в негодность, весь этот потребительский шлак становится здесь источником чего-то нового.
В 80-е годы в США выпускалось множество обучающих игрушек, воспроизводящих звуки голоса, например Speak & Spell: ребенок выполнял задания, нажимая на кнопки. Когда я стал препарировать одну из таких игрушек, она вдруг зазвучала совершенно необычным образом! Разговаривая на непонятном языке и воспроизводя циклические звуки, эта вещь словно стала жить собственной жизнью. Материал оказался очень богатым и для работы в студии, и для выступлений. (Заметим, что я был далеко не первым, кто это сделал – неофициальным отцом circuit bending-творчества считается Пути синтеза и логическое управление звуком могут варьироваться и пересекаться – можно соединять несколько таких объектов в один, дополнять их собственными схемами... Однажды, когда я переделывал один из подобных приборов, он стал изменять звучание от движений моих рук над ним, даже без прикосновений. Для меня это было словно благословением электронов. Кстати, так же случайно был изобретен терменвокс.
Дмитрий Морозов aka ::vtol:: за инструментом «Эстетика ошибок» – моя любимая техника. Сегодня это тренд в цифровом и электронном искусстве. Меня очень интересует некая творческая автономия устройств, которая возникает в нашем перенасыщенном электроникой обществе. Например, когда что-то в программе или схеме выходит из строя, вместо изображения на экране возникает абстрактный образ. Так бывает, к примеру, на ЖК или диодных экранах в транспорте, на рекламных дисплеях в городе. Или из динамиков в метро раздаются странные помехи. Для большинства людей – это абракадабра. Для меня это побочный эффект культуры. Для него даже есть специальный термин в английском языке – glitch. Он возникает в предметах, созданных человеком, без его прямого участия, и генерирует новые звуки или изображения. Однако я умышленно вношу изменения в компьютерную программу или электронную схему, имитируя сбой. Так происходит поиск новых мифов в рамках современного коллективного сознания, на которое постоянно оказывает влияние огромный информационный поток, увеличивающийся день ото дня.
::vtol::, «Цифровой калейдоскоп» Eplutus Моей последней работой был совместный проект с театром буто «Поэма». В спектакле «Конец русского насилия» я играл в реальном времени, без предварительно записанных композиций, на самодельных приборах. Танцоры двигались под звуки моей музыки, а один артист просто сидел на стуле и смотрел на это действо. С помощью энцефалографа данные его мозговой активности приходили на мой компьютер, а я использовал их для управления звуками.
Фрагмент спектакля «Конец русского насилия», музыка Дмитрия Морозова Я не вижу ничего авангардного или экспериментального в том, что делаю. Сам себя я называю артистом-инженером. Пусть будет так. Сейчас я уверен в одном: я занимаюсь тем, что должен делать. Я вижу, что моя работа генерирует для меня сами условия ее делать. Это очень важно. И это ощущение возникло не вчера, оно пришло ко мне еще 5-6 лет назад, и все более и более усиливается. Самые значимые события для меня – как ни странно, концерты в очень узком кругу людей. Например, на концерте электронной музыки в Музее А. Н. Скрябина в Москве в феврале 2012 года были очень разные люди. Кто-то пришел на концерт специально, кто-то был просто посетителем этого музея, с его старинным интерьером, музейными коллекциями. Нас слушал полный зал. Получился очень интересный вечер – отчасти традиционный для этого места (как известно, в здании музея была организована одна из первых студий электронной музыки в СССР в 60-ые годы прошлого века). Мне запомнился фестиваль медиаискусства «Равновесие» в Абрау-Дюрсо (Краснодарский край, 2012). Я давал мастер-класс «Heliosynth» по созданию синтезаторов, работающих на солнечной энергии. Всего было 15 наборов деталей, которые я специально разработал и подготовил для этого проекта. Исполнитель управляет синтезатором путем перемещения рук над бесконтактными датчиками, улавливающими свет. Аппарат имеет небольшой динамик и выход для наушников/линии, что делает возможным не только исполнение, но и запись результатов экспериментов. Света в Краснодарском крае очень много и жужжали все аппараты очень весело. За два часа участникам удалось собрать все 15 наборов!
У нас есть
Проект ::vtol::, группа Stain, инсталляция «Aether». Датчик электромагнитных волн, аналоговый синтезатор, алгоритмы синтеза звука и графики, печать на ПВХ, 2011 Интерактивная инсталляция Aether основана на преобразовании высокочастотных радиоволнами в динамичные звуковые полотна. В этой работе авторы изучают отголоски фонового электромагнитного излучения, ставшего неотъемлемой частью современной экологии. "Понятие Эфира, разлитой в мировом пространстве субстанции, незаменимой для системы жизнеописания, на протяжении истории увлекало мыслителей разных культур. Сегодня мы снова ищем то, непроявленное, дающее невидимую основу для философии и эстетики". Диапазон улавливаемых частот от 1gHz до 2,2gHz - это высокочастотные радиоволновые колебания, которые являются исключительно антропогенным фактором. Они используются для мобильной связи, wi-fi, gps и других стандартов передачи данных. Любой желающий, находящийся в непосредственной близости от инсталляции, может позвонить по телефону, передать sms-сообщение или файл по bluetooth, повлияв тем самым на алгоритмические связи в синтезаторе. Система улавливает радиоволны в радиусе 20 метров и преобразует их в управляющие сигналы комплекса синтезаторов, исполняющих музыку. Параллельно сигнал с датчика динамически отображается по тем же алгоритмам, по каким была создана статичная графика на основе записей с датчика в разных точках города. Инсталляция состоит из двух частей: первая - напечатанные на лентах визуализации записей радиошума, сделанных в 9 точках Москвы около ключевых объектов города, среди которых - Останкинская телебашня, Университет, Пушкинский музей, Москва-Сити. Вторая часть позволяет слышать и видеть радиоволновой фон, который окружает зрителей в пространстве выставки. Мой слушатель – человек с open mind и высоким интеллектуальным потенциалом. Он чувствует вибрации Вселенной и находится в их потоке. Но если бы даже никто не интересовался моим искусством, я занимался бы только им. Комментариев: 6
Написать новый комментарий |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания