id: 824
Имеющий наушники - услышит!Тема наушников, или головных телефонов (что звучит старомодно, но более основательно), становится все более актуальной. И не только в связи с широким распространением разнообразных смартфонов и портативных гаджетов, которые позволяют пассажирам метро или пешеходам, замкнувшись от внешнего мира в своей информационной капсуле, наслаждаться музыкой. Нас интересует иной аспект, а именно качество звука, причем с точки зрения пристрастного меломана, понимающего толк в High End Audio. Корректна ли в принципе подобная постановка вопроса? На первый, непросвещенный, взгляд, наушники — это именно портативность и утилитарность, которые, как считают ортодоксы хай-энда, чуть ли не антиподы качеству. Действительно, как можно сравнивать дорогую систему с большими напольными колонками и кучей электроники, совокупный вес которой может достигать нескольких центнеров, не говоря уже о размерах и потребляемой мощности, с мизерными вкладышами, занимающими в кармане не больше места, чем носовой платок? Или даже с полноразмерными накладными наушниками, которые обычно слушают, чтобы не досаждать громкой музыкой другим членам семьи, — слушают не на бегу, а сидя в домашнем кресле? Но не все так однозначно, и качество, в отличие от количества, очень часто оказывается совсем не в прямой зависимости от размеров и веса, особенно при нынешней миниатюризации и развитии «тонких» цифровых технологий. Это значит, что аудиофайлы, включая HD (файлы высокого разрешения), которые становятся все более доступными в наши дни, могут без труда записываться на флеш-карты миниатюрных гаджетов и качественно воспроизводиться встроенной электроникой, а тот факт, что наушникам большая мощность не нужна, лишь облегчает задачу. Последним остается лишь соответствовать по уровню качества электронике, чтобы не испортить общую картину. В этом-то и состоит основная интрига: электромеханические преобразователи — что колонки, что наушники — всегда вносили больший вклад в порчу исходного сигнала, чем усилители и прочая звуковая электроника. Hign-End наушники Sennheiser HD 800 Однако дело не только в размерах и стоимости аппаратуры: если отталкиваться от них, наушники следовало бы считать последними по значимости в области звуковоспроизведения. Давайте вспомним, откуда у классических больших наушников (охватывающих ушные раковины полностью) появилось название «мониторные». Ясно откуда — из студийного мира, из области профессионального аудио. Все записи звука (включая HD) сводятся и корректируются в студиях с помощью мониторов, в качестве которых обычно используются небольшие, но очень точные колонки. И наушники. Это инструмент, который предназначен не для релаксации и наслаждения гармониями, — он используется в сложном процессе мастеринга. И разумеется, требования к такому инструменту предъявляются как минимум не менее жесткие, чем к аппаратуре воспроизведения высокого класса, иначе само ее существование оказалось бы бессмысленным: это было бы то же самое, что в дорогом ресторане подавать на изысканном фарфоре кабачковую икру из ржавой консервной банки. Что чувствует человек, впервые надевший наушники? Такого в наше время найти нелегко. Но можно вспомнить себя, мысленно откатившись лет на сорок назад, в семидесятые. Тогда в магазинах электроники свободно продавались отечественные головные телефоны ТДС-3 динамического типа (почему-то ярко-красного цвета), а затем появились изодинамические ТДС-5. Не забыть, с каким восторгом я слушал магнитофонную запись Pink Floyd «Wish You Were Here», когда впервые надел эти приснопамятные ТДС-3, — причем это была запись на обычной советской ленте «Тасма», с виниловой пластинки, проигранной на вертушке «Вега-106» с ММ-головкой польского происхождения! Причем и записали-то не на «Акай» или «Ревокс», а на затрапезный катушечник 2-го класса «Орбита-206» (правда, на 19-й скорости). Рокот мотора и приводного механизма закрытые наушники удачно отсекали. Первые несколько месяцев эту запись я слушал каждый вечер! И даже спустя много лет, когда ту же фонограмму я приобретал и на виниле лучших фирм, и на цифровых носителях, ассоциации поневоле уводили в прошлое, хотя тот звук наверняка был объективно хуже. Конечно, все дело в новизне первого опыта. Однако с колонками когда-то тоже случился первый опыт, и в память он так сильно не врезался… Закрытые наушники Beyerdynamic T 5 p © Jim Merithew/Wired Что же такого волшебного в звучании наушников? Если мы говорим о большой системе с колонками, то мерой ее качества является эффект погружения слушателя в музыку – у него возникает иллюзия физического присутствия в концертном зале, при этом звучание инструментов и голосов узнаваемо, оно соответствует его индивидуальной матрице восприятия. Это диктует уровень эмоционального воздействия музыки. Однако с наушниками, если говорить о «физической иллюзии», все как раз наоборот: не слушатель оказывается погруженным в музыку, а музыка в слушателя. Кажется, что оркестр звучит прямо в голове, отчего возникает еще более глубокое эмоциональное погружение. К тому же лучше слышны самые мелкие подробности, незначительные, казалось бы, детали, которые к самой музыке не имеют прямого отношения, но колоссальным образом влияют на возникновение эффекта присутствия (это может быть шум зала, шелест переворачиваемых нотных страниц, чье-то покашливание и т. д.). Естественно, что при столь высоком разрешении системы, когда «слышно все», тонкие нюансы исполнения музыки тоже читаются легче, так что заметность «второстепенных деталей» косвенно свидетельствует и об уровне передачи первостепенных атрибутов звуковой сцены. Вы можете стать первым, кто оставит комментарий! |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания