id: 830
Микрокосмос в головеПродолжение текста «Имеющий наушники - услышит!» Однако описанное преимущество наушников — способность формировать внутренний звуковой микрокосмос, в своем роде, «прямо в голове» — одновременно является и их изъяном, и выбор знака (или степень готовности к компромиссу) зависит исключительно от индивидуальных предпочтений слушателя. Почему изъяном? Потому, что в реальности мы, слушатели, в крайнем случае находимся в первом ряду зрительного зала, но не на сцене. Реальная звуковая панорама имеет реальные же масштабы, а не ограничивается размерами нашей головы «от уха до уха». Локализация инструментов и голосов воспринимается нами как нечто внешнее. Дистанция между нами и источником звука четко ощущается, звук не «лезет в лицо», как назойливый собеседник, теребящий вас за пуговицу. Тут срабатывают ассоциации между слуховым и зрительным восприятием, «оркестр внутри» мы в стандартном случае видим на расстоянии, и возникающая условность восприятия может показаться чрезмерной. Кроме этого, локализация звука в наушниках, несмотря на ее четкость, отличается от реального звука (и от звучания обычной стереосистемы с колонками) вот еще чем. Наш слух очень четко реагирует не только на уровень, но и на фазовый сдвиг, и малейшее запаздывание звука в одном ухе по отношению к другому мгновенно изменяет воображаемое направление на источник. Не зря специально для наушников сейчас предлагаются так называемые бинауральные версии фонограмм, в которых сигналы правого и левого каналов проходят специальную обработку по замысловатым алгоритмам в сигнальных процессорах. Еще сложнее обстоит дело с определением общего направления на источник звучания. Сцена, если не говорить о домашнем кино, всегда должна находиться перед вами, но не сбоку и не позади. Но даже если кажущееся направление на сцену с помощью специальной обработки сигнала удается сместить из геометрического центра головы на некоторое воображаемое расстояние перед слушателем, — что происходит, когда вы поворачиваете голову в наушниках? Ваша сцена поворачивается вместе с ней! Что остается от реальности?.. Наушники Stax SR-Lambda Professional При всем том возможность слышать музыку, наслаждаясь тембром и четкостью, но никому не мешая, очень привлекательна — настолько, что сообщество приверженцев данной формы потребления музыкальных шедевров непрерывно прирастает числом. К нему, в частности, иногда присоединяются те, кто прежде долго пытался достичь идеального звука с помощью большой дорогой системы, совершенствуя ее шаг за шагом, но однажды понял, что дальнейшие улучшения невозможны без огромных денежных вложений. Разумеется, цена самых элитарных портативных систем с самыми дорогими наушниками в десятки раз меньше, чем на большие. В придачу к экономическому выигрышу прилагается портативность и относительная простота настроек. Основной изъян — уже упоминавшаяся условность стереопространства. Закрытые накладные наушники AKG K550 Немного подробнее о больших наушниках — прежде, чем перейти к крошечным вкладышам. В первых используются динамические излучатели (звуковая катушка и магнит), такие же, как в обычных динамиках, или — изодинамические, в которых катушка представляет собой тончайшую спираль токоведущих дорожек, нанесенных на практически невесомую пленку из лавсана. В непосредственной близости от этой пленки находится магнит. Такие излучатели ввиду очень малой инертности обладают выдающейся прозрачностью звука и отличной динамикой (хотя уступают традиционным по глубине басов). Они бывают закрытыми и открытыми. Второй тип предпочтительнее для средних и высоких частот, когда излучатель работает в режиме диполя и не испытывает никакого сопротивления с тыльной стороны диффузора. В области басов выигрывает закрытый тип. Несмотря на это, у открытых моделей очень много ярых сторонников. Кстати, помимо прочего, звук частично просачивается из них во внешнее пространство. Известен такой анекдотичный случай: один обладатель большой мощной аудиосистемы, чтобы не слышать больше из кухни крики супруги «Сделай потише!», приобрел открытые наушники, которые он долго и тщательно выбирал. Но дражайшей половине пришлось кричать еще громче: открытые наушники не полностью изолируют слушателя, зато звуки извне сильно ослабляют. Пришлось горемыке покупать закрытые наушники. Наушники Sony MDR-Z7 с поддержкой ультравысоких частот 100 кГц Мировые бренды накладных наушников — Sennheiser, Beyerdynamic, AKG, Sony, Grado. Однако культовым, безусловно, остается Stax. Это необычно крупные, с прямоугольными амбушюрами, наушники электростатического типа (тонкая мембрана приводится в движение модулированным электростатическим полем, — используется высокое поляризующее напряжение). Эти наушники комплектуются специальным ламповым усилителем и, по мнению многих, не имеют равных в плане прозрачности звучания (хотя в области басов они, как и большие электростатические системы, рекордов не бьют). В динамических наушниках часто присутствует не один, а несколько излучателей на каждый канал, потому что широкополосное излучение (с одним динамиком) обычно не может создать ровный сигнал во всем частотном диапазоне. Несложно догадаться, что потери имеют место по краям — в области низкого баса и выше 16 кГц. Продолжение - «Наушники: Миниатюрный Hi-End». Вы можете стать первым, кто оставит комментарий! |
|
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания