Джазовый хит-парад века. Часть VI
31.BILL EVANS TRIO. PORTRAIT IN JAZZ DCC JAZZ GZS 1059
Этот диск записан с оригинальных мастер-лент фирмы Riverside элитной корпорацией DCC Compact Classics и выпущен в виде 24-картового золотого диска, что само по себе свидетельствует об исключительности музыкального материала.
Действительно, трио Билла Эванса конца 50-х гг. — это интереснейшие страницы в истории джаза, когда Эванс был справедливо признан самым влиятельным пианистом современного стиля.
Формат фортепианного трио идеален для интимных, медтативных прослушиваний, погружения в джаз. Тем более когда играют столь талантливые музыканты.
Во-первых, разумеется, сам Билл Эванс с его певучим звукоизвлечением, изобретательными гармониями, богатством нюансов и интонаций. Его интерпретации классических тем «Witchcraft», «What Is This Things Called Love» — насыщены созерцательностью, и вместе с тем в них — всплески чувств, витальность, пленительное очарование.
Жемчужина диска — две изысканные интерпретации «Autumn Leaves» с потрясающей игрой контрабасиста Скотта Ла Фаро (Scott La Faro), который привнес в трио новое понимание ритма.
Он не только отказался от поддержки граунд-бита, ввел более гибкую и свободную ритмику и великолепно вписывал в музыкальную ткань изысканные ритмические фигуры, достигая при этом почти гитарной техники. Билл Эванс в «Осенних Листьях» как бы разбивает тему на сегменты, складывая их в стройную композицию при помощи изящных соло Ла Фаро и ударника Пола Мотиана.
32.THE GIL EVANS ORCHESTRA OUT OF THE COOL MCA / IMPULSE ! 5653
Культовый диск 60-х годов. После многих экспериментов с различными инструментальными составами, в частности, работая аранжировщиком в оркестре Клода Торнхилла, Эванс создал свой собственный стиль — композитора и аранжировщика в одном лице. Он сделал ставку не на индивидуальность музыкантов, которые демонстрируют свое мастерство солистов, но на звучание всего оркестра или групп инструментов. Звучание, которое может и должно быть характерным именно для его оркестра. Узнаваемым, своеобычным, оригинальным. Именно во имя этого Звучания, для создания своего ЗВУКА он одним из первых включил в состав джазового оркестра валторну, флейты, бассун, тубу, бас-тромбон, экзотические ударные. «Мелодия, гармония, ритм отодвигались на второй план, — говорил Эванс, — все было нацелено на качество звучания и ничто не должно было отвлекать от этого. Оно нависало над всеми, подобно облаку». Эти же принципы были заложены Эвансом (и блистательно оправдали себя!) при создании знаменитого альбома Майлса Дэвиса «Scetches of Spain», где Эванс в своих аранжировках использовал, кроме перечисленных инструментов, еще гобой, клавесин, бас-кларнет.
33.ELLA & LOUIS VERVE 825373
В августе 1956 г. знаменитый импрессарио Норман Гранц пригласил в студию Capitol в Лос Анджелесе Эллу Фитцджералд и Луи Армстронга. До этого они неоднократно выступали и записывались вместе, однако никогда ранее репертуар, аккомпанемент и мастерство звукорежиссера не были столь совершенны, как в этот день (пластинка записана в течение одного дня, шестнадцатого числа). За роялем был Оскар Питерсон (Oscar Peterson), гитара — Херб Эллис (Herb Ellis), бас — Рэй Браун (Ray Brown), ударные — Бадди Рич (Buddy Rich). Звезды первой величины. И все составляющие классического джаза на этом альбоме превосходны: импровизации солистов (включая скэт и Эллы, и Сэчмо), энергичная атака трубы Армстронга и его теперь уже хрестоматийное джазовое тонообразование. Мы явственно чувствуем блюзовые корни в гитаре Эллиса, нам импонирует энергичный бит Бадди Рича. И все это скреплено мощным свингом и освещено настоящим джазовым чувством.
Мне кажется, что принципиально важным и единственно правильным был и технологический принцип переиздания альбома — AAD, когда запись и микширование производились в аналоговой форме, а цифровым был только мастеринг.
Альбом занял 12 место в TOP 40 US ALBUMS 1956 года.
34.ELLA FITZDGERALD FIRST LADY OF SONG POLYGRAM 517898 (записи фирмы VERVE)
В 1993 г. концерн PolyGram Records подарил почитателям таланта Эллы Фитцджералд роскошную компиляцию на трех компакт-дисках: «First Lady Of Song». Ее выпуск был приурочен к 75-летию гениальной джазовой певицы и является образцом высокого издательского вкуса и преклонения перед талантом несравненной Эллы: на 64-страничном альбоме — ее графические портреты работы Пабло Пикассо и Бернара Бюффе, фрагменты авторских мемуаров, редчайшие фотографии, сувенирные программы ее концертов, газетные статьи, подробная дискография.
Подбор фонограмм — выше всяких похвал: записи с концертов «Jazz At The Philarmonic» в Хартфорде и Нью-Йорке, фрагменты гастрольных выступлений в Берлине и Голливуде, на фестивале в Ньюпорте, «изюминки» знаменитых альбомов, отмеченных премиями Grammy — «Ella Swings Brightly With Nelson Riddle» и «Ella & Louis Again».
Все это — великолепное отображение таланта и мастерства Эллы Фитцджералд, Первой Леди американского джаза.
В каждой ее записи — уникальная трактовка самой простой, «запетой» темы. Ее вокальная техника — артикуляция, голосоведение, «произнесение» каждого звука, интонационная чистота — попросту недосягаема. Диапазону ее голоса, который на шесть нот перекрывает две октавы, могут позавидовать многие оперные дивы. И еще — его необычайному, теплому и бархатному тембру.
35.ELLA FITZDGERALD THE BEST OF THE SONG BOOKS VERVE (50 TH ANNIVERSARY) 314519, 314521, 314531
С 1956 г. по 1965 г. на фирме Verve Элла Фитцджералд записала 245 песен и баллад знаменитых американских композиторов: Кола Портера, Роджерса и Харта, Эллингтона, Ирвинга Берлина, Джорджа и Айры Гершвина, Гаролда Арлена, Керна и Мерсера (Cole Porter, Richard Rodgers and Lorenz Hart, Irving Berlin, George and Ira Gershwin, Harold Arlen, Jerome Kern, Johnny Mercer). Альбомы включали от одного до пяти виниловых дисков. Это был грандиозный проект — музыка, под которую не одно поколение американцев вырастало, танцевало, влюблялось, вздыхало в кресле-качалке, вспоминая молодые годы… В начале 90-х гг. компания PolyGram издала все эти альбомы на 16 компакт-дисках. Мы предлагаем довольно тщательно подобранную компиляцию на трех CD.
Эмоциональный контекст этих альбомов часто окрашен личными переживаниями певицы. Элла Фитцджералд была счастлива в творчестве, но несчастна в личной жизни. Мужья и бойфренды, мимолетные романы, жизнь на колесах, сопровождаемая романтическими ожиданиями счастья, — все это, так или иначе, оставляло следы в исполняемых ею балладах.
Эллу Фитцджералд обожали музыканты. Ее ценили за полное отсутствие корысти и эгоизма, мягкость характера и царственное великодушие. Однако и в жизни, и в музыке, которая заполняла большую ее часть, она была страстна и впечатлительна, спокойствие сменялось у нее безудержной импульсивностью.
Ей аккомпанировали только самые знаменитые оркестры, ее пению вторили инструменталисты самого высокого класса.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания