100 лучших джазовых релизов XX столетия
Джазовый хит-парад века
Продолжение, начало в Art Electronics №2, 2001
Валерий Падучих
76 THELONIOUS MONK ORCHESTRA AT TOWN HALL. RIVERSIDE CONTEMPORARY SERIES.
ORIGINAL JAZZ CLASSIC — 135
Телониус Монк — знаковая фигура в истории джаза. Композитор, пианист, один из создателей би-бопа. Чтобы слушать композиции Монка, надо видеть образы, возникающие над клавиатурой рояля или во время концерта его оркестра. Сейчас на DVD вышел «Straight, No Chaser» — один из лучших документальных фильмов о джазе, посвященный Монку. Можно увидеть, как спонтанно рождаются его импровизации. Сначала Монк намечает музыкальную линию, потом дает ее широкими красочными мазками.
У него много сольных альбомов и пластинок с малыми составами. Но историческая запись выступления Thelonious Monk Orchestra в нью-йоркском Таун Холле (1959 год) наиболее характерна. Его соавторами здесь были звезды: трубач Дональд Берд (Donald Bird), баритон-саксофон Пеппер Адамс (Pepper Adams), альтсаксофонист Фил Вудс (Phil Woods), ударник Арт Тэйлор (Art Taylor). Выбор тем безупречен. Все композиции сочинены самим Монком: «Телониус», «Настроение Монка», «Пятница, тринадцатое», «Off Minor»… Квинтэссенция его звуковой палитры — композиция «Little Rootie Tootie» (прозвище сына) с роскошными, тур-де-форс* (Тур-де-форс (tour de force) - исполнение с особым блеском и мастерством), ансамблевыми пассажами.
*Тур-де-форс (tour de force) — исполнение с особым блеском и мастерством
77 WES MONTGOMERY.
VERVE JAZZ MASTERS no. 14.
Polygram 519826
Один из тончайших джазовых гитаристов, Уэс Монтгомери прожил несправедливо короткую жизнь — 43 года.
Авторитетный калифорнийский критик Ральф Глисон заметил как-то, что Монтгомери был «самым лучшим партнером гитары со времени Чарли Крисчиена». Уже в 40-х годах Крисчиен принес громкую славу электрогитаре благодаря абсолютно новым подходам в технике игры, мелодике и гармонии. Монтгомери — последователь Крисчиена. Его активная техника гармонично сочетается со строгой сдержанностью, это напоминает манеру игры выдающихся гитаристов фольклорного блюза. Но одновременно Монтгомери увлекался и поп-джазом, его даже упрекали в коммерциализации искусства, чрезмерном увлечении мелодией, особенно — со струнными составами.
Компиляция фирмы Verve в знаменитой серии «Мастера джаза» — блестящее свидетельство универсальности Монтгомери. Мы погружаемся в мир джазовых стандартов, утонченных мелодий, неожиданных интерпретаций. Достойное место в сотне лучших альбомов XX века!
78 GERRY MULLIGAN MEETS THE SAXOPHONISTS.
VERVE SILVER COLLECTION 827436
Из множества альбомов Джерри Маллигена мы выбрали именно этот, из «Серебряной коллекции» Verve: Маллиген и саксофонисты. Есть, конечно, хрестоматийный альбом «Джерри Маллиген и Чет Бэйкер. Концерт в Карнеги Холле», изданный, кстати, и на 24-каратном «золотом» диске, и многие другие. Но этот диск примечателен тем, что вместе с Маллигеном играют маститые саксофонисты, каждый из которых обладает своим стилем, манерой звукоизвлечения, узнаваемой с первых нот.
Это Зут Симс, начинавший свою карьеру в оркестре Бенни Гудмена и один из «Four Brothers» Вуди Германа. Пол Десмонд, чей теплый, текучий саунд создает звучание квартета Дэйва Брубека. Стэн Гетц, один из самых любимых и характерных тенор-саксофонистов. «Мистер Тон», Бен Уэбстер. Квинтэссенция эллингтоновского саунда, Джонни Ходжес. Каждый из них по-своему оттеняет холодное и рассудочное звучание баритон-саксофона Маллигена.
У Джерри Маллигена счастливая судьба классика джаза, охотно принимаемого в различные ансамбли мэйнстрима, latin jazz, «прохладного» джаза или так называемого «стиля западного побережья», впитавшего наследие академической музыки. Маллиген — композитор, солист, аранжировщик, руководитель оркестра, искатель новых форм джаза.
Пьесы альбома, продюсером которого был знаменитый Норман Гранз, — само совершенство: «Мост в Челси» Билли Стрейхорна, «Банни» Маллигена, «Будет дождь, будет солнце» Гарольда Арлена, «вечнозеленая» тема «Тело и душа».
79 OSCAR PETERSON:
VERVE JAZZ MASTERS no 16.
PolyGram 516320
Каталог записей, вероятно, самого известного джазового пианиста Оскара Питерсона огромен, и выбор именно этой пластинки может показаться случайным. Он записал сотни пластинок — в студиях и «вживую». Среди них эпохальные «Live At Zardis» и «The Trio» на Pablo, «My Favourite Instrument» и «At the Stratford
Shakespearean Festival» на Verve, «The Giants» с Джо Пассом на Original Jazz Classics. Но «если Вы хотите иметь только одну пластинку Питерсона, если у Вас есть желание ознакомиться со многими гранями его музыкального таланта и сразу — это Ваш выбор». Verve составила серию «Мастера джаза» столь тщательно, что, имея только ее одну, можно быть уверенным, что вы обладаете настоящей джазовой коллекцией, стройной и репрезентативной.
Оскар Питерсон — действительно «гигант» джаза. Он играет всем своим могучим телом, извлекая из фортепиано грандиозные волны звуков. И делает это виртуозно. Его репертуар безграничен. Техника, пианизм — выше всяких похвал. Вкус безупречен.
В компиляции от Verve — пьесы из разных альбомов: «O.P.» из LP «Swingin’ Brass with the Oscar Peterson Trio» 1959 года; «Night Train» из одноименного альбома Verve, 1962; «Love for Sale» из пластинки с произведениями Кола Портера; собственная пьеса «Evrev», записанная в зале Concertgebau в Амстердаме в 1958 году. Я ценю эту пластинку более других из-за потрясающей интерпретации Черчилла «Однажды мой принц придет» с оркестром Нелсона Риддла, записанной в Лос-Анджелесе в 1963 году.
80 DUKE’S BIG 4.
PABLO 2310-703
Эффектный альбом камерного джаза. Большая Четверка Герцога — именно так. И по форме, и по содержанию.
Для коллекционера этот диск замечателен: четыре сольных альбома четырех джазовых мэтров сразу. Все композиции наполнены сольными каденциями и Рэя Брауна, и Джо Пасса... И — Луи Беллсон. Ударник высочайшего уровня и необычной манеры. К сожалению, немногие любители джаза знают его. Порой полагают, что это перкуссионист второго плана. Отнюдь! Он играл в оркестрах Томми Дорси, Гарри Джеймса, Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, в ансамблях Эллы Фитцджералд, Оскара Питерсона, Арта Тэйтума. И даже писал балетную музыку и сочинения для симфонического оркестра.
Беллсон знаменит своим динамичным и агрессивным стилем игры. Его манера чрезвычайно зрелищна, маэстро страстно колдует над всеми своими колодочками, тарелками, бонгами и там-тамами. Беллсон одновременно использовал два больших барабана, на которых играл, как органист на ножной клавиатуре. Его коронный номер — «The Hawk Talks» (в переносном смысле «болтовня мошенника, обманщика»).
Остальные пьесы альбома — классика Дюка Эллингтона: «Cotton Tail», «Prelude to a Kiss», «Love You Madly», «Just Sqeeze Me»…
И, разумеется, весь альбом пронизан «музыкальным интеллектом» Герцога.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания