21 января 2005

Автор: Падучих Валерий

Джазовый хит-парад века. Часть XVI

СТОЛЕТИЕ ДЖАЗА. АМЕРИКА И ЕВРОПА
В очередном выпуске хит-парада джазовая музыка насквозь пронизана влиянием европейских классических традиций. В середине Века Джаза американским музыкантам стало тесно в рамках освоенного материала. И они принялись всерьез изучать академическое наследие.
Обратимся к авторитетам. Йоахим-Эрнст Берендт, автор «Книги о джазе», изданной во многих странах мира (по ней, кстати, даже на родине джаза, в США, изучают его историю в университетах).
«Инструментарий, мелодика и гармония джаза заимствованы большей частью из европейской традиции. Ритмика, фразировка, звукоизвлечение и некоторые элементы блюзовой гармонии продиктованы американской музыкой и музыкальным чувством американских негров. От европейской музыки джаз отличается тремя основными признаками:
1. Особым отношением к времени, к музыкальному пространству произведения, получившим название «свинг».
2. Спонтанностью и стихийностью музыкального исполнения, в котором главную роль играет импровизация.
3. Звукоизвлечением или фразировкой, отражающими индивидуальность джазового исполнителя».
Все эти базовые элементы, естественно, присутствуют в альбомах, которые мы выбрали для хит-парада XX века.

RIVERSIDE HISTORY OF CLASSIC JAZZ81
RIVERSIDE HISTORY OF CLASSIC JAZZ.
FANTASY 3RBCD — 005

В Калифорнии, в Беркли, пригороде Сан-Франциско, находится знаменитый Институт изучения джаза. И там же, в Беркли — штаб-квартира могущественной компании грамзаписи Fantasy, объединившей в конце прошлого века известные и любимые филофонистами джазовые лейблы Contemporary, Galaxy, Good Time Jazz, Milestone, Original Jazz Classics, Pablo, Prestige, Riverside…
Из многих компиляций, посвященных истории грамзаписи джаза, оставив в стороне даже знаменитую Смитсоновскую коллекцию, мы выбрали «Riverside History Of Classic Jazz» не случайно. Считается, что классический джаз сформировался до конца 40-х годов ХХ века. Пятидесятые и позже — это уже modern со всеми его ответвлениями.
Три риверсайдовских диска включают в себя десять частей, десять томов Истории классического джаза. По этой коллекции можно изучить развитие джаза в мельчайших подробностях.
Том первый. Бэкграунд. Основа джаза, его корни: африканская ритуальная музыка, барабаны Бельгийского Конго, уличные крики города Чарльстон, церковная служба преподобного Джи-Эм Гейтса, записанная в 1926 году, нью-йоркский марширующий оркестр начала века.
Том второй. Рэгтайм. Редчайшие записи кейкуоков и рэгтаймов в исполнении Скотта Джоплина (Scott Joplin), Джозефа Лэмба (Joseph Lamb), «Сладкой булочки» Мортона (Jelly Roll Morton).
Том третий — авторские блюзы «императрицы» Бесси Смит, слепого Лемона Джефферсона, Большого Билла Брунзи.
Том четвертый — оригинальные записи оркестров Нью-Орлеана, в котором родился настоящий джаз. 1922–23 годы.
Том пятый — фортепианные буги-вуги. 1929–1938 годы.
Шестой и седьмой тома: джаз, двигаясь вверх по Миссисипи, завоевывает Чикаго. Легендарные составы Фредди Кеппарда (Freddie Keppard), «Кардиналы джаза» Джонни Доддса (Johnny Dodds), Бикса Бейдербека.
Том восьмой. Гарлем. Образцы страйд-пиано, ансамбль «Вашингтонцы» 27-летнего Дюка Эллигтона, «The Dixie Stompers» Флетчера Хендерсона, у которого учились несколько поколений бендлидеров эпохи свинга.
Том девятый. Нью-йоркский стиль джазового музицирования. Wild Bill Davison, Muggsy Spanier. Та музыка, которая называется (не совсем точно) диксилендом.
В десятом томе Истории классического джаза мы находим шедевры так называемого New Orleans Revival, стиля возрождения новоорлеанского джаза, записанные в 1947–53 годах ансамблями Кида Ори (Kid Ory), Банка Джонсона (Bunk Johnson), Yerba Buena Jazz Band Лу Уотерса (Lu Watters).


SWING TIME! TNE FABULOUS BIG BAND ERA 1925–195582

SWING TIME! TNE FABULOUS BIG BAND ERA 1925–1955.

COLUMBIA 52862 (серия «LEGACY» — «Наследие»)
Одна из чаще всего цитируемых тем Дюка Эллингтона называется «Это ничего не значит, если в этом нет свинга». Абсолютная правда! Без свинга, этой упругой, неуловимой ритмичной пульсации нет классического джаза. 30-е годы XX века — это эра свинга. Эпоха больших оркестров, свингующих с особым мастерством и энтузиазмом. Их было великое множество, и большинство кануло в Лету — их сочли квазиджазовыми танцевальными коллективами.
Но кроме мэтров жанра — Бенни Гудмена, Каунта Бэйси, братьев Дорси, Арти Шоу — были и другие достойные составы.
В середине 90-х фирма Columbia издала бокс с тремя дисками под названием «Баснословная эра биг-бэндов». Именно этому лейблу принадлежит первенство в продвижении свинговых оркестров как феномена: и музыкального, и коммерческого. «Король свинга» Бенни Гудмен практически всю жизнь был связан контрактом именно с Columbia.
В коллекции из трех дисков есть хрестоматийные исполнения, без которых трудно представить эру свинга. Ярчайший пример — «Stompin’ at the Savoy» оркестра Чика Уэбба (Chick Webb), в котором начинала карьеру юная Элла Фитцджеральд. Есть и редкие записи: ансамбли Тедди Хилла, Дона Редмена, Casa Loma Orchestra, оркестр Луиса Рассела, в звездном составе которого играли будущие знаменитости: Генри «Рэд» Аллен, Алберт Николас, Дж. Хиггинботэм. Примечательна запись 1947 года — «Арабский танец», аранжированный Гилом Эвансом, в исполнении оркестра Клода Торнхилла (Claude Thornhill). Именно с этого оркестра, впервые включившего в свой состав «симфонические» инструменты, начинается эпоха современного джаза — cool и Третье течение.

BIRTH OF THE COOL83
BIRTH OF THE COOL.
BLUE NOTE RECORDS 94550
(Записи фирмы CAPITOL)

В конце сороковых годов продолжалось освоение огромного наследия композиций, получивших название «cтандартов», их интерпретации и развитие.
В 1949–50 годах фирмой Capitol был записан диск, признанный сегодня образцом нового стиля.
Рискну не согласиться с общепринятым мнением, что «Birth of the Cool» — диск Майлза Дэвиса. Разумеется, в команде создателей стиля cool Дэвис — главный. Идеолог. Вдохновитель. Потрясающий инструменталист. Маэстро. Однако нового стиля не было бы без аранжировок Гила Эванса, без школы оркестра Клода Торнхилла, без удивительного голосоведения Джерри Маллигена и Ли Коница, без увлечения Джона Льюиса (позже создавшего «Квартет современного джаза») европейскими гармониями. Альбом создала уникальная команда  единомышленников.
Название стиля cool в нашей литературе чаще всего переводится как «прохладный джаз» (в американской критике этому названию часто придают тот же смысл). Однако метафорическое значение представляется более точным: «рассудочный», «интеллектуальный» джаз, который играют «на холодную голову».
В 1998 году вышло ремастированное издание альбома. Студийные записи 1949 и 1950 годов дополнены 13 треками live — выступлением нонета Майлза в джазовом клубе «The Royal Roost» в Нью-Йорке в сентябре 1948 года. Эта запись возвращает нас в атмосферу тех лет, когда все новое в джазе воспринималось с огромным энтузиазмом. Ценно также то, что в фонограмму включены объявления состава ансамбля и номеров программы самым известным диск-жокеем Америки 40-х годов Сидом Торрином. Его авторитет в музыкальных кругах был очень высок, о чем свидетельствует прозвище «Symphony Sid». Лестер Янг посвятил Торрину свою пьесу в стиле би-боп «Jumpin’ With the Symphony Sid».
Итак, перед нами, среди прочего, «бутлегерское», несовершенное в техническом отношении свидетельство о рождении стиля cool.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Бенни Гудмен | Джерри Маллиген | Дюк Эллингтон | Лестер Янг | Майлз Дэвис | Альбом | Джаз | История | Лейбл | Музыка | Рецензия | Свинг | Blue Note | Capitol | Columbia | Fantasy | Riverside

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    Какие очаровательные снежинки у вас на сайте. Настроение прямо праздничное! С наступающим! Надеюсь в новом году вы так же будите нас радовать интересными публикациями.

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

    sound

    Обнаженный винил

    sound

    Курьезы аудио: теневая зона звука

    sound

    Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

    sound

    Наушники: миниатюрный Hi-End

    sound

    Микрокосмос в голове

    sound

    Имеющий наушники - услышит!

    sound

    Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

    sound

    Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

    sound

    Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

    sound

    Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

    sound

    Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

    sound

    Телониус Монк - загадочный молчальник

    sound

    Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

    sound

    Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

    sound

    Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

    sound

    Сумеречная зона

    sound

    Атака тишины