Валерий Падучих Джазовый хит-парад века
21. COHN, AL. STANDARDS OF EXCELLENCE. CONCORD JAZZ 4241
Эл Кон (о котором в 50-х гг. кто-то сказал, что никто не может «плакать» на саксофоне так, как он) в последние годы записывался на элитарной фирме Concord, основанной в начале 70-х гг. большим любителем джаза (начинавшим в качестве автодилера) и коллекционером грампластинок Карлом Джефферсоном. Для любителей джаза и джазовых музыкантов стандарт — это популярная мелодия, узнаваемая с нескольких нот первого же такта. Стандарты становятся совершенством (несколько перефразируем название диска), когда к ним прикасаются рука, ум, внутреннее ощущение музыкального материала (то, что джазмены называют jazz feeling) такого маэстро, как Эл Кон, чья грандиозная техника основана не на виртуозности, а на интеллекте.
Его богатейшие по тембру и нюансам тонообразование и фразировка, филигранное мастерство и безупречный вкус превращают такие мелодии, как «Русская колыбельная» Ирвинга Берлина, «Великая любовь» Антонио Карлоса Жобима в настоящие «именины сердца».
22. NAT «KING» COLE. BOX SET. CAPITOL 99777
Есть особый шарм в манере, ставшей классикой жанра вокального джаза, когда в составе комбо пианист и певец представляют собой единое целое.
В случае с Натом Кинг Коулом эта манера приобрела статус абсолюта. Здесь все — само совершенство: бархатный тембр его голоса, элегантный стиль поддерживающей мелодию аккордной техники, отточенность фразировки замечательного джазового гитариста Оскара Мура, море лирики и безупречного вкуса в интерпретации знаменитых джазовых мелодий.
Коул всегда был обласкан публикой и критикой. Популярность его трио, телевизионных шоу, сольных
выступлений стабильно оставалась на высоком уровне.
В 1946 г. он получил золотую награду журнала «Эсквайр» как пианист, а в 1947 г. — «серебро». Как вокалист —
2 серебряных награды в те же годы. Журнал «Даун Бит» признал трио лучшим комбосоставом 1944—1947 годов. Альбом «Love Is The Thing» в 1957 г. стал «золотым» и занял первое место в хит-параде.
Антология фирмы Capitol представляет работу Кинг Коула во всем ее многообразии: трио, выступления с биг-
бэндами Нельсона Ридла и Билли Мэя и со знаменитостями шоу Нормана Гранца «Jazz At The Philharmonic».
23. COLTRANE LIVE AT BIRDLAND. MCA/IMPULSE 33109
Творчество Джона Колтрейна мистично и завораживающе. В среде меломанов и филофонистов многие не приемлют джазовый авангард, полагая, что истинный, классический джаз закончился где-то на стыке 50-х и 60-х годов. Но даже эти пуристы, едва речь заходит о Колтрейне, говорят: «Да, для нас он сложен. Но и — гениален. Это несомненно».
Коллиер назвал Джона Колтрейна мессией джаза. Иоахим Эрнст Берендт, автор самой лапидарной и невероятно точной в дефинициях «Новой книги о джазе», утверждает, что Колтрейн излучает «высшую силу любви». Оценки практически всех американских критиков совпадали с мнением любителей джаза. Колтрейна просто боготворили.
Музыкальные идеи Колтрейна грандиозны, а их воплощение — ярко и эмоционально.
С его именем связан стиль звуковых пластов, необычайные гармонии хард-бопа, первые опыты применения модальной системы в джазовой музыке. Практически, именно Колтрейн выстроил мост между симфонической музыкой и джазом, освоив политональность и дав тем самым мощный импульс для следующих поколений джазовых музыкантов, создающих сложные интеллектуальные композиции.
Наследие Колтрейна огромно. Мне представляется, что альбом «Колтрейн в Бердленде» является очень точным и репрезентативным «срезом» его исполнительского мастерства и музыкальных идей.
Ценность альбома не только в том, что мы слышим Колтрейна в знаменитейшем джазовом клубе (по праву названном «The Jazz Corner Of The World» ), к тому же — вживую. При нас рождаются в спонтанной импровизации причудливые завитки-«раковины» завораживающих мелодий, при нас Колтрейн в сольной каденции расслаивает классическую тему Билли Экстайна «Я хочу рассказать о тебе» так же, как Пабло Пикассо — своих персонажей эпохи кубизма.
Маленькая изящная жемчужина альбома — колтрейновская импровизация на тему легаровской «Вильи». Блестящий образец стиля звуковых пластов, исполненный тонкого юмора и грациозности. Настоящий «музыкальный деликатес».
24. DAVIS, MILES. KIND OF BLUE. COLUMBIA JAZZ MASTERPIECES 40579
Майлс Дэвис одним из первых начал использовать в своих джазовых экспериментах ладовую систему. Она как нельзя лучше соответствовала его безграничной любви к спонтанной импровизации. В 1959 г. его ансамбль, в составе которого начинали такие звезды, как Джон Колтрейн, Билл Эванс, Джулиан «Пушечное ядро» Эддерли, записал на фирме Columbia пластинку «Kind Of Blue». Во всех пьесах на основе различных звукорядов, инициатором которых был Майлс Дэвис, музыканты демонстрируют удивительное взаимопонимание, основанное не только на приверженности системе ладов, но и на присущей им всем обостренной музыкальной интуиции.
Их импровизации наполнены углубленной созерцательностью и множеством оттенков грусти, меланхолии, тонкого лиризма, что вполне отвечает названию альбома. Пластинку можно переслушивать бессчетное количество раз, находя в ней все новые изыски и прислушиваясь то к задумчивому Эддерли, то к погруженному в себя Колтрейну, то к сосредоточенному и меланхоличному Дэвису, удивляющему неожиданностью своих фразировок… Диск является одним из лучших в знаменитой серии «Шедевры джаза фирмы Columbia». Не могу не назвать в качестве вариантов стилистически и музыкально безупречный «Scetches Of Spain», балансирующий на грани классического (в строгом понимании) и современного джаза «Bitches Brew», а также «пиршество звука» — «Porgy And Bess».
25. ROY ELDRIDGE WITH THE GENE KRUPA ORCHESTRA FEATURING ANITA O’DAY «UPTOWN». COLUMBIA JAZZ MASTERPIECES 45448
Вот уж действительно — «мал золотник, да дорог»! Надо слышать «небоскребные» пассажи в «One O’Clock Jump» c оркестром Каунта Бэйси на фестивале джаза в Ньюпорте. А с какими легкостью и смаком Элдридж импровизирует в Монтре! Роя Элдриджа очень легко узнать в его бесчисленных записях по саксофонной манере игры на трубе. В импровизациях он использует ряд нисходящих звуковых построений, акцентируя при этом начальные ноты, а в конце фраз непременно демонстрирует свой уникальный амбушюр, паря над всем оркестром на немыслимых для многих других трубачей высотах и нередко заканчивая свои бравурные соло эффектным свистом. Его чистая энергичная атака великолепно сочетается с взрывной манерой одного из самых виртуозных барабанщиков эры свинга Джина Крупы. В диске «Uptown» их дуэт просто великолепен и нередко напоминает дуэт Бенни Гудмена с тем же Джином Крупой в знаменитом «Sing, Sing, Sing» 1938 г. Следует также отметить великолепный цифровой ремастеринг с матриц фирм Columbia и O’Keh 1941—1943 годов.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания