Анастасия Грицай
Состав группы: Мэттью Беллами (Matthew Bellamy) — гитара, клавиши, вокал
Кристофер Уолштенхолм (Christopher Wolstenholm) — бас-гитара
Доминик Ховард (Dominic Howard) — барабаны
Дискография:
«Showbiz» (1999)
«Origin Of Symmetry» (2001)
Muse: юные, смелые, яркие
Третья волна новой волны или вторая волна брит-попа — так было бы правильно определить стиль Muse. И если вы знакомы с британскими музыкальными традициями, то все становится ясно. А если нет, знайте — Muse стоят в одном ряду с такими группами, как Placebo, и происходят от Radiohead, Mansun и им подобных. Запутано, зато дает более или менее четкое представление о том, какое место коллектив занимает в современном британском шоу-бизнесе. Что же касается мирового, то и тут Muse на особом положении, поскольку покорили всех уже дебютным альбомом «Showbiz», а дома еще до его выхода были отмечены в официозном музыкальном журнале «Q» развернутой статьей.
Надо немного знать их историю и присутствовать хотя бы на одном концерте, чтобы по достоинству оценить альбомы. Правда, находятся и такие, кто, прослушав лишь один диск, влюбляется в Muse; но мы дополним впечатление от музыки, рассказав кое-что о группе и поделившись своими ощущениями от их живого выступления. А начать следует с того, что музыканты совсем еще молоды: Мэттью — двадцать три, а Крису и Дому — по двадцать четыре: возможно, поэтому их с такой легкостью часто обвиняют в плагиате и вторичности, забывая, между тем, о преемственности. Серьезные меломаны разделились на два условных лагеря: тех, кто в восторге от Muse, и тех, кто считает троицу неудачливыми подражателями Radiohead. На этот выпад сам Мэттью совершенно спокойно и аргументированно отвечает: «С Томом Йорком (Thom Yorke) у нас очень схожий диапазон голоса, кроме того, я не могу не признать влияния Radiohead на Muse». Действительно, было бы странно не обращать внимания на достижения предшественников и не пользоваться ими. Однако на Muse оказывали влияние не только британцы и не только гитарная музыка. В какой-то момент они очень заинтересовались американцами — The Smashing Pumpkins, Nirvana и ее «Nevermind», Pearl Jam, а Крис считает «The Battle Of Los Angeles» группы The Rage Against The Machine лучшим альбомом 1999 г., в то время как Мэттью увлечен фортепианной музыкой, в особенности — сочинениями Сергея Рахманинова. Все это есть в их музыке в виде ассоциаций, намеков и прямых цитат. Что-что, а цитировать Muse не боятся и делают это совершенно открыто, не таясь. Они вообще очень прямолинейные, как выяснилось на краткой пресс-конференции во время их визита в Москву в сентябре 2001 года.
Посещение концерта Muse — величайший опыт для русского меломана-обывателя, даже сегодня не очень избалованного настоящей «живой» музыкой, поскольку в их шоу нет ничего формального, да и шоу как такового нет, разве что надувные шары под потолком, которые на заключительной композиции вдруг срываются в толпу. А в остальном — предельный минимализм. Три человека на сцене — и шквал звука, буря эмоций, захлестывающих с головой. Беллами разрывается между клавишами, гитарой и микрофоном, но никто этого не замечает под воздействием эффекта, которого умудряются достигать трое совсем юных парней, просто играя вместе.
Есть еще одно обвинение, используемое недругами Muse: группа якобы чересчур красиво и оригинально звучит, слишком заботится об оформлении музыкального материала. Однако, разумнее было бы расценивать сей факт как позитивный, тем более что коллектив действительно заботится о своем звучании.
И играют они не рок, не гранж, не брит-поп… То, что создают Muse (это слышно и на концерте, и на альбоме), можно назвать хорошей музыкой, существующей вне современных жанровых рамок, наравне с лучшими произведениями искусства, будь то второй фортепианный концерт того же Рахманинова или «Stairway To Heaven» Led Zeppelin. Им присущ тот пресловутый симфонизм, коим все чаще с возрастом заражаются гитарные английские группы, — Pulp, The Divine Comedy… Однако у Muse не было долгого изнурительного пути от традиционных песен до вычурных, искусно аранжированных композиций. Они родились с этим даром. Если дебютный альбом еще можно было расценивать как случайность, недоразумение, то выход второй пластинки уже обязывает к тому, чтобы рассматривать группу как явление, несмотря на ее нежный возраст и отнюдь не презентабельный вид музыкантов.
Один только вокалист чего стоит: безумно худой, изломанный, в рубашке с рукавами, наспех обрезанными ножницами (он вообще любит резать вещи так, чтобы было удобно носить), с горящим открытым взором и колючим «ежом» на голове. Встретив такого на улице, вы бы решили, что мальчик не в себе, или сочли бы его наркоманом. Именно от наркотиков они и хотят отучить молодежь. «Ведь в мире столько прекрасного, — вдохновенно восклицает Мэттью, — нужно просто увидеть». И, похоже, это не поза, а вполне выстраданная позиция. Музыканты рассказывают, что в их родном городке наркотики были чуть ли не единственной «отдушиной» для большей части подрастающего поколения.
Все участники группы — из Девона, небольшого провинциального местечка в двухстах пятидесяти милях от Лондона. Уже в двенадцать лет эти парни из скромного городка решили, чем они займутся, чтобы когда-нибудь вырваться на свободу. Тогда они назывались Gothic Plague, потом Fixed Penalty, затем — Rocket Baby Dolls, и только совсем недавно стали Muse. Очевидно, это, пафосное на первый взгляд, название (в переводе с английского muse значит «муза») принесло трио удачу. Сначала их «приласкала» Америка. Именно после концертов в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе группа получила предложение от фирмы Мадонны (Madonna) Maverick Records, и только потом их признали в Европе — Германии, Франции, Англии.
Они играли концерт за концертом, чтобы обратить на себя внимание; они зарабатывали репутацию стильного, трудолюбивого коллектива, умеющего при полном отсутствии зрелища на сцене делать из своих выступлений мощные шоу. Всякий, побывавший на концерте Muse, поймет, к чему мы клоним, и согласится, что нет в их песнях ни апатии, ни меланхолии, ни упадничества… Да, это немного декаданс, немного вычурно по сравнению, скажем, с Oasis; но зачем же сравнивать, когда есть музыка, есть тексты — и довольно-таки жизнерадостные. Судите сами: один из лозунгов второго альбома — «It’s a new dawn, it’s a new day, it’s a new life for me. And I’m feeling good" (Это новый рассвет, это новый день, это новая жизнь для меня. И мне хорошо (англ.) Им в самом деле хорошо — ведь они быстро пришли к славе, и теперь Muse есть кому слушать. А что может быть лучше для человека, которому есть что сказать…
В интервью же музыканты до сих пор болтают страшные глупости и дурачатся как подростки, но охотно и искренне реагируют на любой вопрос, поскольку еще не затравлены журналистами. Они не встают в позу, не причесываются, не умничают, не рисуются, не рядятся в модные вещицы, не отказываются прилюдно выворачивать карманы. Одним словом — невинные и полные светлых надежд юнцы-смельчаки, рискнувшие творить искусство во имя счастья в начале двадцать первого века. Интересно, какими они будут лет через пять?
А пока — уважают своих коллег и не обижаются на прессу за сравнения с ними. Будучи абсолютно разными по характеру и пристрастиям, Мэтт, Крис и Дом могут около года находиться бок о бок друг с другом в рамках очень плотного по графику тура и при этом продолжать создавать что-то интересное и энергичное. Ну, например, барабанщику нравится фильм «Матрица», басисту — последний «Джеймс Бонд», а вокалисту — «Бойцовский клуб». Притом, что все трое сходятся в одном — им очень нравится быть на сцене и общаться с новыми людьми. Наверное, это детство, скажут многие; но желание Muse быть любимыми и желанными так искренне, что ему поддаешься — и идешь на поводу у этих мальчишек, подчиняешься их обаянию.
Уникальность группы, пожалуй, в молодости и силе таланта, столь редко встречающихся одновременно; а еще им помог случай, волей которого никому не известная группа добилась успеха.
А что действительно объединяет Muse с Radiohead, Mansun и многими другими талантливыми музыкантами как из прошлого, так и из настоящего, так это волшебство, какая-то мистическая сила, пронизывающая каждую ноту.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания