23 февраля 2012

Автор: Воронина Надежда

Облако и волна

Diller&Scofidio

   Элизабет Диллер и Риккардо Скофидио — медиа-художники, которых до недавнего времени можно было назвать «архитекторами». Мастерская Diller&Scofidio прежде занималась архитектурными проектами, но в последние годы активно работает со всеми современными видами искусства, связанными с архитектурой. Электронные медиа, визуальные искусства, перформанс, мультимедийный театр — объекты внимания американских мастеров.

Дом-облако Diller&Scofidio  

   О Б Л А К О   И   В О Л Н А

   Распространено стереотипное мнение об архитектуре как о «твердом» искусстве, заключенном в дерево, камень, стекло и металл. Внутри этих рамок архитекторы ХХ века достигли совершенства, изобрели все, что можно было изобрести, насытились конструктивизмом и начали медленное движение вспять. Сложилось впечатление, что в архитектуре давно создано не только все самое прекрасное, но и самое необычное, шокирующее новизной.
   К примеру, без стен, крыши, пола, пусть самых причудливых форм, не обойтись. Однако Диллер и Скофидио открыли (и на швейцарской выставке Expo 2002 продемонстрировали) огромный неизведанный континент технологий, материалов и идей. В основе их концептуального проекта — обращение к древней животворной субстанции, воде.
   Итак, «Облако» (Blur Building — здание-пятно, клякса) — это своего рода анти-архитектура в союзе с высокой инженерией.
    Над поверхностью швейцарского озера Нешатель зависло огромное туманное облако размером 300х200х56 м, эллипсоидной формы, слегка меняющейся, в зависимости от направления ветра. Опорой зданию служили балки из нержавеющей стали, укрепленные на дне озера.
  Попасть внутрь можно было по специальным мосткам, а выйти наружу — по таким же мосткам с противоположной стороны. Осмелившиеся шагнуть в это «здание» попадали в призрачную атмосферу из мельчайших капелек водяной взвеси. Искусственный газон и стены из тумана — и больше ничего. При видимости, соответствующей густоте водяной пыли. «Интеллектуальные плащи» (braincoat), которые получал на входе каждый посетитель, подчеркивали сюрреалистичность пространства. Они мерцали небольшой светодиодной полосой на капюшоне, и это помогало посетителям видеть друг друга. Согласно плану, который, к сожалению, не был реализован, эти плащи, оснащенные сенсорными светодиодными элементами и беспроводной связью, должны были отсылать в центральный компьютер данные каждого посетителя. Там они сравнивались с данными других находящихся в «Облаке» людей. В зависимости от настроения посетителей при их сближении плащи должны были молниеносно менять цвет — от зеленого («все в порядке, можно общаться») до ярко-красного («держись от него подальше»). К сожалению, Элизабет Диллер и Риккардо Скофидио не хватило времени для воплощения этой идеи.
Дом-облако над озером Нешатель   Вероятно, у человека внутри появлялось странное ощущение — кругом густой туман, в котором мерцают красные и зеленые огоньки, и шум работающей аппаратуры.
   Однако сама конструкция здания проста и понятна. Висячий помост округлой формы 100х60 м возвышался над водой на 25 м и также опирался на стальные балки, уходящие под воду. Вокруг него, в воде, были размещены 31 400 маленьких фонтанчиков-распылителей, струи которых перекрещивались и создавали облако тумана. Вода под давлением около 80 атмосфер распылялась внутри здания через отверстия диаметром 0.12 мм и превращалась в несметное количество крошечных капель диаметром 4–10 микрон. Климатическая система позволяла регулировать напор форсунок-распылителей в зависимости от силы ветра и температуры. Металлический «скелет» здания удерживал крышу и стены из белого полупрозрачного полимера, укрывающие объект лишь частично, а также служил креплением форсунок.
   В центре «Облака» располагался бар (Angel Bar), заполненный всеми существующими видами минеральной воды — ледниковой и артезианской, минеральной и дистиллированной — в бутылках со всего света. Это оттеняло общую концепцию проекта: в ограниченном пространстве сконцентрировать как можно больше воды и позволить людям существовать и свободно дышать внутри нее.
   Архитекторы, по их собственным словам, стремились оторвать человека от любых визуальных образов, поставить его «вне среды», чтобы в этой атмосфере обострить все его чувства. Вместе с тем, авторам близка интерпретация павильона в контексте погоды: «Когда мы беседуем о погоде, подразумевается, что мы говорим ни о чем, — размышляет Элизaбeт Диллер, — но не пoгoдa ли фaктичecки являeтcя той тeмoй кyльтypнoгo oбмeнa, нa кoтopyю не влияют ни coциaльныe paзличия, ни финaнcoвoe положение, ни гeoпoлитичecкиe гpaницы?»
   «Облако» можно воспринимать как вызов архитектуре, классической и современной. Однако этот проект настолько далек от принципов тектоники, в нем так сильна чистая идея, что, пожалуй, он не принадлежит архитектуре всецело, а занимает в искусстве отдельную нишу. Виртуальное пространство воплощено в реальном объекте. «Облако» находится на грани, отделяющей реальность от иллюзии. Наблюдатель видит его границы, но не может к ним прикоснуться.

Структура дома-облака
   Синтез архитектуры и инженерии здесь абсолютно органичен. Однако в идее «Облака» ясно различим голос современного искусства в чистом виде. Это не то здание, которое станет офисом, супермаркетом или музеем. Это, в общем-то, и не здание. Пятно, клякса, мираж.
   Архитектура исчезает, ее почти нет, она скрыта в клубах тумана. А инженерия начинает играть ведущую роль, именно она дает форму идейному содержанию проекта.
   Что будет, если поместить «Облако» в городскую среду, вне контекста художественной выставки? Ничего. Речь идет об архитектуре сознания, воображения, строящейся на визуальном образе.
   И именно соединение радикального художественного взгляда и новейших технологий позволяет Диллер и Скофидио создавать уникальные архитектурные формы. Точнее, арт-объекты.
  

   Вместе с тем, они работают над реальными, функционирующими зданиями. Одним из наиболее ярких проектов архитектурного дуэта стало здание Института Eyebeam в Нью-Йорке.

Здание Eyebeam
      Здание построено в районе Челси, задуманном как центр мирового искусства. Диллер и Скофидио победили в конкурсе с проектом необыкновенно сложной формы, отдаленно напоминающей параллелепипед. Конструкция, названная в прессе «бело-голубой волной», — это спиралевидные галереи с огромными стеклянными поверхностями и небесно-голубой крышей, перетекающей в пол.
   12-этажная «Волна», состоящая из металла и бетона, сконструирована, в частности, для выставок промышленного дизайна. Вся инженерная инфраструктура скрыта в расположенных по обе стороны здания вертикальных шахтах.
   Выставочные павильоны и ателье Института требуют света. Поэтому Eyebeam — это сплошное окно. Использование новейших материалов позволило сделать здание почти совершенно прозрачным.
Eyebeam в Нью-Йорке   Доминирующий в конструкции голубой цвет означает отказ от колористической сдержанности. Но только голубой способен усилить ощущение прозрачности, невесомости здания. Как и в случае с «Облаком», здесь отчетливо стремление подчинить функциональную архитектуру идейному содержанию. Eyebeam — «исчезающая» конструкция. Достаточно вообразить ее в лучах солнца на фоне голубого неба или, наоборот, в темноте, когда все здание как цельное окно сияет изнутри.
   Идея исчезающего здания воспринята и другими архитекторами. К примеру, американец Майкл Янтцен предложил воплотить ее совершенно иными средствами (проект Malibu Video Beach House, 2002). Он намерен замаскировать стены здания гигантскими видеоэкранами, непрерывно транслирующими изображение пляжа, фасадом к которому обращен дом. При безупречном техническом исполнении здание может стать практически невидимым.
   Подобные решения традиционно отвергались консервативно настроенной частью архитектурных критиков и публики. Однако творчество Диллер и Скофидио настолько отвечает современным стремлениям человечества, уставшего от однообразия и серости, что почти не встречает критики.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Риккардо Скофидио | Элизабет Диллер | Архитектура | Интерактив | Diller&Scofidio

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

et cetera

Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

et cetera

Записки о Трактате

et cetera

Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

et cetera

Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

et cetera

Механические люди: история андроидов от А до Б

et cetera

Биомузыка: диалог композитора и слизевика

et cetera

Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

et cetera

Перечитываем марсианские хроники

et cetera

Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

et cetera

Зингер. О бренде и человеке

et cetera

В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

et cetera

Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

et cetera

Светодиоды: pro et contrа

et cetera

Механика vs электроники

et cetera

Garden Lighting

et cetera

Барбара Миллисент Робертс

et cetera

Темная сторона красоты

et cetera

R. S. V. P.

et cetera

Pro svet. Часть II

et cetera

Майкл Муркок «Лондон, любовь моя»