Diller&Scofidio
Элизабет Диллер и Риккардо Скофидио — медиа-художники, которых до недавнего времени можно было назвать «архитекторами». Мастерская Diller&Scofidio прежде занималась архитектурными проектами, но в последние годы активно работает со всеми современными видами искусства, связанными с архитектурой. Электронные медиа, визуальные искусства, перформанс, мультимедийный театр — объекты внимания американских мастеров.
О Б Л А К О И В О Л Н А
Распространено стереотипное мнение об архитектуре как о «твердом» искусстве, заключенном в дерево, камень, стекло и металл. Внутри этих рамок архитекторы ХХ века достигли совершенства, изобрели все, что можно было изобрести, насытились конструктивизмом и начали медленное движение вспять. Сложилось впечатление, что в архитектуре давно создано не только все самое прекрасное, но и самое необычное, шокирующее новизной.
К примеру, без стен, крыши, пола, пусть самых причудливых форм, не обойтись. Однако Диллер и Скофидио открыли (и на швейцарской выставке Expo 2002 продемонстрировали) огромный неизведанный континент технологий, материалов и идей. В основе их концептуального проекта — обращение к древней животворной субстанции, воде.
Итак, «Облако» (Blur Building — здание-пятно, клякса) — это своего рода анти-архитектура в союзе с высокой инженерией.
Над поверхностью швейцарского озера Нешатель зависло огромное туманное облако размером 300х200х56 м, эллипсоидной формы, слегка меняющейся, в зависимости от направления ветра. Опорой зданию служили балки из нержавеющей стали, укрепленные на дне озера.
Попасть внутрь можно было по специальным мосткам, а выйти наружу — по таким же мосткам с противоположной стороны. Осмелившиеся шагнуть в это «здание» попадали в призрачную атмосферу из мельчайших капелек водяной взвеси. Искусственный газон и стены из тумана — и больше ничего. При видимости, соответствующей густоте водяной пыли. «Интеллектуальные плащи» (braincoat), которые получал на входе каждый посетитель, подчеркивали сюрреалистичность пространства. Они мерцали небольшой светодиодной полосой на капюшоне, и это помогало посетителям видеть друг друга. Согласно плану, который, к сожалению, не был реализован, эти плащи, оснащенные сенсорными светодиодными элементами и беспроводной связью, должны были отсылать в центральный компьютер данные каждого посетителя. Там они сравнивались с данными других находящихся в «Облаке» людей. В зависимости от настроения посетителей при их сближении плащи должны были молниеносно менять цвет — от зеленого («все в порядке, можно общаться») до ярко-красного («держись от него подальше»). К сожалению, Элизабет Диллер и Риккардо Скофидио не хватило времени для воплощения этой идеи.
Вероятно, у человека внутри появлялось странное ощущение — кругом густой туман, в котором мерцают красные и зеленые огоньки, и шум работающей аппаратуры.
Однако сама конструкция здания проста и понятна. Висячий помост округлой формы 100х60 м возвышался над водой на 25 м и также опирался на стальные балки, уходящие под воду. Вокруг него, в воде, были размещены 31 400 маленьких фонтанчиков-распылителей, струи которых перекрещивались и создавали облако тумана. Вода под давлением около 80 атмосфер распылялась внутри здания через отверстия диаметром 0.12 мм и превращалась в несметное количество крошечных капель диаметром 4–10 микрон. Климатическая система позволяла регулировать напор форсунок-распылителей в зависимости от силы ветра и температуры. Металлический «скелет» здания удерживал крышу и стены из белого полупрозрачного полимера, укрывающие объект лишь частично, а также служил креплением форсунок.
В центре «Облака» располагался бар (Angel Bar), заполненный всеми существующими видами минеральной воды — ледниковой и артезианской, минеральной и дистиллированной — в бутылках со всего света. Это оттеняло общую концепцию проекта: в ограниченном пространстве сконцентрировать как можно больше воды и позволить людям существовать и свободно дышать внутри нее.
Архитекторы, по их собственным словам, стремились оторвать человека от любых визуальных образов, поставить его «вне среды», чтобы в этой атмосфере обострить все его чувства. Вместе с тем, авторам близка интерпретация павильона в контексте погоды: «Когда мы беседуем о погоде, подразумевается, что мы говорим ни о чем, — размышляет Элизaбeт Диллер, — но не пoгoдa ли фaктичecки являeтcя той тeмoй кyльтypнoгo oбмeнa, нa кoтopyю не влияют ни coциaльныe paзличия, ни финaнcoвoe положение, ни гeoпoлитичecкиe гpaницы?»
«Облако» можно воспринимать как вызов архитектуре, классической и современной. Однако этот проект настолько далек от принципов тектоники, в нем так сильна чистая идея, что, пожалуй, он не принадлежит архитектуре всецело, а занимает в искусстве отдельную нишу. Виртуальное пространство воплощено в реальном объекте. «Облако» находится на грани, отделяющей реальность от иллюзии. Наблюдатель видит его границы, но не может к ним прикоснуться.
Синтез архитектуры и инженерии здесь абсолютно органичен. Однако в идее «Облака» ясно различим голос современного искусства в чистом виде. Это не то здание, которое станет офисом, супермаркетом или музеем. Это, в общем-то, и не здание. Пятно, клякса, мираж.
Архитектура исчезает, ее почти нет, она скрыта в клубах тумана. А инженерия начинает играть ведущую роль, именно она дает форму идейному содержанию проекта.
Что будет, если поместить «Облако» в городскую среду, вне контекста художественной выставки? Ничего. Речь идет об архитектуре сознания, воображения, строящейся на визуальном образе.
И именно соединение радикального художественного взгляда и новейших технологий позволяет Диллер и Скофидио создавать уникальные архитектурные формы. Точнее, арт-объекты.
Вместе с тем, они работают над реальными, функционирующими зданиями. Одним из наиболее ярких проектов архитектурного дуэта стало здание Института Eyebeam в Нью-Йорке.
Здание построено в районе Челси, задуманном как центр мирового искусства. Диллер и Скофидио победили в конкурсе с проектом необыкновенно сложной формы, отдаленно напоминающей параллелепипед. Конструкция, названная в прессе «бело-голубой волной», — это спиралевидные галереи с огромными стеклянными поверхностями и небесно-голубой крышей, перетекающей в пол.
12-этажная «Волна», состоящая из металла и бетона, сконструирована, в частности, для выставок промышленного дизайна. Вся инженерная инфраструктура скрыта в расположенных по обе стороны здания вертикальных шахтах.
Выставочные павильоны и ателье Института требуют света. Поэтому Eyebeam — это сплошное окно. Использование новейших материалов позволило сделать здание почти совершенно прозрачным.
Доминирующий в конструкции голубой цвет означает отказ от колористической сдержанности. Но только голубой способен усилить ощущение прозрачности, невесомости здания. Как и в случае с «Облаком», здесь отчетливо стремление подчинить функциональную архитектуру идейному содержанию. Eyebeam — «исчезающая» конструкция. Достаточно вообразить ее в лучах солнца на фоне голубого неба или, наоборот, в темноте, когда все здание как цельное окно сияет изнутри.
Идея исчезающего здания воспринята и другими архитекторами. К примеру, американец Майкл Янтцен предложил воплотить ее совершенно иными средствами (проект Malibu Video Beach House, 2002). Он намерен замаскировать стены здания гигантскими видеоэкранами, непрерывно транслирующими изображение пляжа, фасадом к которому обращен дом. При безупречном техническом исполнении здание может стать практически невидимым.
Подобные решения традиционно отвергались консервативно настроенной частью архитектурных критиков и публики. Однако творчество Диллер и Скофидио настолько отвечает современным стремлениям человечества, уставшего от однообразия и серости, что почти не встречает критики.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания