26 января 2012

Автор: Воронина Надежда

Тело как инструмент

Дитер Блюм    Сегодня большинство современных фотографов обращается к теме обнаженного человеческого тела, следуя модным тенденциям. Часто это традиционно имеющая успех постановочная фотография, черно-белые картинки, и на них американские модели с капризными личиками эпохи pin-up.


   Дитер Блюм — один из немногих классиков современной фотографии. Его имя уже стоит в одном ряду с Робертом Хойссером, Хельмутом Ньютоном и Лени Рифеншталь.  Блюм работает в самых разных жанрах — от политического портрета до рекламы.
   Он приобрел известность во второй половине 1970-х как фотограф журналов Time и Vanity Fair, но, прежде всего, как автор классического фотоальбома 1976 года — «Африка — очарование континента». Здесь Блюму удалось уйти от клише, от стереотипов восприятия экзотики.

  Блюм снимал группировку НАТОвской авиации из люка летящего самолета, сидел на скале в шляпе со встроенной камерой, пытаясь поймать в кадр хищную птицу, посвящал целые фотосессии миру техники — поезда Японии, грузовики Италии. Однако и в этих работах он усматривал в колоннах машин практически физическую взаимосвязь.
Дитер Блюм   Постепенно он пришел к пониманию человеческой телесности как самого гибкого материала для работы. и шагом в направлении балета стала съемка Майи Плисецкой, ее неповторимые, неклассические жесты.
   На протяжении 20 лет Блюм работает с различной хореографией — от Мариуса Петипа до Пины Бауш и Мориса Бежара. В случае с классическим балетом он традиционен, а танцовщиков модерна он снимает, подчеркивая рваный ритм, дыхание, откровенную работу мышц и неприемлемую в классике демонстрацию физического усилия.
   В работах Блюма всегда присутствуют ощущение пластики тел, тактильность, ощущение фактуры. И, как это ни фантастично, звук.
   В первые годы работы с танцем Блюм фотографировал людей как объекты, благодаря которым музыка становится видимой. Тело человека для него — совершенный инструмент, произведение искусства.
Дитер Блюм   В балетной теме Блюма критики часто усматривают чрезмерную эротичность. Однако невозможно бесконечно воспринимать его работы с этой, слишком очевидной, стороны. Эрос, что рвется с произведений Блюма — стихийный, животный, архаичный. Фотограф обнажает в своих моделях бессознательные воспоминания о ритуальных танцах древности. Возможно, корни такого видения кроются в работе Блюма над «Африкой» и, в особенности, в общении с Леопольдо Сенгором — африканским этнографом и культурологом.
   Фотографии Блюма заставляют чувствовать движение тел и слышать музыку (кстати, редкие качества Блюма в свое время отметил патриарх немецкого фотоискусства Хойссер).  
   В работе с модерном ему «банальная» скоростная съемка не давала искомого эффекта. И специально для Блюма оптики Seitz и Leica сконструировали уникальную фотокамеру с круговым охватом, с помощью которой Блюм добивается того, что мы, зрители, не видим, но ощущаем.


Дитер Блюм  Во многих случаях контраст светотеней так велик и так ярко подчеркивает атлетические рельефы обнаженных танцоров, что вспоминаются рабы и атлеты Микеланджело. Вместе с тем это мир иллюзорности, почти сон, действительностью это можно назвать с трудом.

   Фотографировать танцора — словно лепить из пластилина, но все-таки нужно знать, что лепить. Блюм создает свой, невесомый, балет, имеющий четкий ритм.
   Тело, только тело и ничего больше — ни одежды, ни фона, почти полное отсутствие теней. Все это лишь подчеркивает его безграничные возможности.  Поклонение человеку.

Дитер Блюм    К процессу печати фотографий художник также относится по-особому. Он оцифровывает каждый снимок в количестве не более десяти экземпляров и переносит на акварельную бумагу большого формата. В этом кроется желание сохранить понятие оригинала, отказавшись от фотографической тиражированности.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дитер Блюм | Искусство | Фотография | Leica | Seitz

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

et cetera

Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

et cetera

Записки о Трактате

et cetera

Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

et cetera

Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

et cetera

Механические люди: история андроидов от А до Б

et cetera

Биомузыка: диалог композитора и слизевика

et cetera

Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

et cetera

Перечитываем марсианские хроники

et cetera

Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

et cetera

Зингер. О бренде и человеке

et cetera

В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

et cetera

Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

et cetera

Светодиоды: pro et contrа

et cetera

Механика vs электроники

et cetera

Garden Lighting

et cetera

Барбара Миллисент Робертс

et cetera

Темная сторона красоты

et cetera

R. S. V. P.

et cetera

Pro svet. Часть II

et cetera

Майкл Муркок «Лондон, любовь моя»