Tom Waits «Orphans: Brawlers, Bawlers & Bastards» Анастасия Грицай
Anti, 2006
3 CD, 56 trk.
Он либо обожаем, либо категорически не нравится. Вопрос вкуса. Он диктует собственные правила внутри своего мира. Его диалог с окружающим скорее похож на внутренний монолог. И в этом есть свой шарм.
В сборнике из трех дисков половина вещей — не издававшееся, разбросанное по саундтрекам к кинофильмам и спектаклям, бутлегам и посвящениям. И еще песен тридцать абсолютно новых. Назвать это новым альбомом язык не поворачивается. Скажем так, свежая информация о Томе Уэйтсе. Не менее живописная, чем подборка фильмов с его участием: «Кофе и сигареты», «Чертополох», «Король-Рыбак»… Кстати, именно во время работы над очередным саундтреком он познакомился со сценаристкой Кэтлин Бреннан (Kathleen Brennan). С тех пор она его жена и постоянный соавтор. В «Сиротах: Драчунах, Крикунах и Ублюдках» также не обошлось без влияния супруги.
Разве мог Уэйтс назвать этот альбом иначе? Баллады об утопленниках и сиренах, песенки о крушении поездов и прелюбодеянии… Все как всегда. Хотя есть и откровения.
Эти хриплые корявые блюзы, сыгранные первоклассными джазовыми музыкантами, эти околокабацкие пьески и баллады. Баллады в исполнении Уэйтса часто сравнивают с творчеством Ника Кейва. Но какие же они разные! И какими разными получились три диска: агрессивные «Скандалисты-драчуны», мягкие и лиричные «Крикуны», драматично-игровые «Ублюдки». Сам автор называет «Orphans» «сборником грубых и нежных песен».
Грубая манера Уэйтса общеизвестна. Что же касается второго определения, «World Keeps Turning» с «Крикунов» действительно нежна — настолько, что вкрадчивый аккомпанемент фортепиано до вступления голоса Уэйтса может обмануть. А в следующей «Tell It To Me» пожиратель насекомых из «Дракулы» Брэма Стокера распевает протяжно и еще более мягко — никакого хрипа или надрыва. В «It’s Over» он шепчет с придыханием. И не страшно, что мимо нот.
Глупо было бы утверждать, что привычно рычащий Уэйтс не может быть нежным. Однако именно в «Крикунах» часто встречаются вещи откровенно спетые, и спетые откровенно нежно.
Третий диск — мешанина из блюзов, речитативов, монологов и посторонних звуков, щедро приправленная экспериментами. Рассуждения о Кинг-Конге как о страхе Америки перед «черной угрозой» («King Kong»). Народная ирландская «Two Sisters». Два не указанных в буклете бонус-трека: один разговорный концертный номер — то, чем так дорожит хохочущий зритель на его выступлениях, а другой — странная прощальная речь, которую завершает взрыв смеха.
«Orphans: Brawlers, Bawlers & Bastards» — итоговый альбом. Неизданные песни-сиротки, накопившиеся за долгие годы, поданы вперемешку с новыми. Но, если верить Уэйтсу, в тройной альбом попало далеко не все. Есть еще немало песен для следующего «итогового» сборника. И все равно останутся наброски, которые, возможно, никогда не увидят свет.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания