Акроним KMFDM по официальной версии самих участников означает Kein Mitleid Fuer Die Mehrheit — Никакой жалости к большинству. Однако среди фанатов распространено свыше тысячи вариантов расшифровки названия группы, причем один из самых популярных — Kill the MotherFucker Depeche Mode.
1984. Группа KMFDM была основана 29 февраля 1984 года начинающим электронщиком-экпериментатором из Гамбурга Сашей Коньецко и Удо Штурмом, немецким художником и мультимедиа-идолом. В этот день интернациональный перформанс-коллектив Ertse Hilfe («Первая помощь») выступил на проходившей в Париже выставке молодых европейских художников. Музыкальное сопровождение обеспечивали Удо, игравший на синтезаторе ARP-2600, и Саша, извлекавший странные звуки из бас-гитары. Им аккомпанировали на своих «инструментах» четверо польских шахтеров, сверливших отбойными молотами стальную платформу.
Вскоре Коньецко вернулся в Гамбург, где вместе с аудиоанархистом из Нью-Йорка Питером Миссингом основал экспериментальный проект Missing Foundations. За ударную установку в новой группе сел житель Франкфурта Эн Эш, мульти-инструменталист, сотрудничавший почти со всеми германскими индастриал-коллективами. Однако работа над проектом длилась недолго.
1985. Покинув Missing Foundations, Саша и Эн Эш вместе с англичанином Рэймондом Уоттсом вернулись к KMFDM, выпустив демо-альбом «Opium», который разошелся ничтожным тиражом, однако распространил вирус KMFDM среди посетителей баров и клубов Гамбурга. Кстати, сокращение «KMFDM» было введено Уоттсом, для которого полное название — Kein Mitleid Fuer Die Mehrheit — было абсолютно непроизносимым.
1986. Группа подписала контракт с небольшой немецкой звукозаписывающей фирмой Z-Records, выпустившей первый полноценный альбом KMFDM «What Do You Know, Deutschland?» («Что тебе известно, Германия?»). Помимо нового материала, в его состав были включены несколько композиций («What Do You Know, Deutschland?», «The Unrestrained Use Of Excessive Force»), сочиненных Сашей в 1983–86 гг., до встречи с остальными участниками проекта.
1987. Альбом переиздан английским лейблом Skysaw Records. Следом появляется сингл «Kickin’ Ass».
Руководство компании познакомило участников коллектива со скандальным английским графиком Брютом (Эйденом Хаджесом), который впоследствии выполнил в знаменитом плакатном стиле дизайн обложек для всех альбомов и синглов KMFDM.
1988. Вышел альбом «Don’t Blow Your Top», навеянный работами британского продюсера и музыканта Адриана Шервуда. KMFDM заключили контракт с американской студией звукозаписи Wax Trax! Records, переиздавшей «Don’t Blow…» в США. Этот шаг предопределил будущее коллектива.
В конце 80-х — золотого времени американского индастриала — KMFDM легко могли сойти за немецкий вариант одной из культовых «тяжелых» команд-фаворитов Wax Trax!: Ministry, Front 242, My Life With The Thrill Kill Kult. Однако на протяжении целого года группа продолжала выступать в Европе: на разогреве концертов Einstuerzende Neubauten, The Young Gods и Borghesia.
1989. Лишь в 1989 году основатель и идеолог KMFDM Саша Коньецко, известный под псевдонимом Kapt’n K, — переселился в Чикаго, где в то время готовился к выпуску новый альбом «Uaioe», окончательно сформировавший фирменный стиль коллектива: синти-поп, дабовая основа, жесткие гитары, агрессивный речитатив плюс огромное количество различных голосовых сэмплов и шумовых эффектов. Именно этот звук сделал команду культовой в США, где поселились Коньецко и Эш.
Лето группа провела в турне с Ministry, а в декабре вернулась в Германию для записи новой пластинки, которая называлась «Naive».
1990. С демозаписью в кармане Саша приехал в Чикаго, на студию Wax Trax!, где альбом был допродюсирован и издан. На «Naive» KMFDM используют больше гитар, однако по качеству звучания продолжают балансировать на грани индастриала и экспериментальной электроники.
Вместе с тем Коньецко некоторое время сотрудничает с Базом МакКоем в хаус-проекте Excessive Force. В конце года он вновь возвращается в Германию, где KMFDM проводят еще один тур с My Life With The Thrill Kill Kult.
1991. Становится очевидно, что будущее группы — в Америке, а не в Европе, и Саша окончательно передислоцировал «штаб-квартиру» KMFDM в Чикаго. Весной группа впервые выступила в США в качестве хедлайнера в собственном турне. Год заканчивается записью диска «Money», состоявшейся в Германии.
1992. Звукозаписывающая студия Wax Trax! объявляет о своем банкротстве в связи с тяжелой болезнью основателя Джеймса Нэша. Однако лейбл быстро покупает нью-йоркская фирма TVT, заключившая с KMFDM новый контракт.
1993. В Чикаго выпущен альбом «Angst» («Страх»), на котором усовершенствован агрессивный сплав из электронных ритмов и жестких гитарных запилов: по нему KMFDM легко узнать в массе прочих исполнителей индастриала. Эта тенденция сохраняется в композициях всех последующих пластинок.
Издан ремиксованный диск «Naive/Hell To Go», уменьшенный за счет изъятия сэмпла из оперы «Кармина Бурана» немецкого композитора Карла Орффа. Из-за этого отрывка у музыкантов возникли сложности с авторским правом.
Брют тем временем работал над видео к скандальной композиции «A Drug Against War» («Наркотик против войны»). После выпуска диска Саша переезжает в Сиэтл, а Эн Эш — в Новый Орлеан, где пишет сольный альбом с уклоном в электропоп.
Также Саша сотрудничает с бывшим участником KMFDM Рэймондом Уоттсом, который под псевдонимом Pig записывает пластинку «Sin, Sex & Salvation».
1994. KMFDM пускаются в тур в поддержку своего последнего альбома, выступая с дружественными группами Chemlab и Sister Machine Gun. В конце года Коньецко запускает работу над новой пластинкой, подключив к ней своих друзей в качестве сессионных музыкантов.
1995. К моменту выхода мрачного «Nihil» («Ничто»), за которым последовали два американских турне, KMFDM состояла лишь из Саши и Гюнтера Шульца. Остальные участники были приглашенными. Несмотря на это, «Nihil» продан тиражом 120 тысяч экземпляров, что для данного жанра тогда считалось большим достижением.
1996. Без разрешения музыкантов лейбл TVT выпускает их промо-альбом «Retro», однако группа успевает остановить процесс копирования на тысяче экземпляров, уничтожив почти весь тираж. Официально пластинка издана лишь в 1998 году.
Осенью Саша и Гюнтер записывают очередной номерной альбом KMFDM «Xtort», звучание которого до предела металлизировано. После его появления американские критики окрестили стиль группы термином Groove-Brutal-Guitar-Core-Sound. В работе над диском участвовали такие известные музыканты, как ударник Уильям Рейфлин и гитарист Крис Коннели (оба экс-Ministry), а также бэк-вокалистка итальянской электронной сцены Дорона Альберти и сильнейший перкуссионист (из группы Einstuerzende Neubauten) ФМ Айнхайт. По тиражу пластинка почти сравнялась с феноменальным альбомом «Pretty Hate Machine» коллег по цеху Nine Inch Nails, а композиции «Power» и «Dogma» вошли в двадцатку лучших альтернативных песен США.
1997. В 1997 году в группу возвращается Эн Эш, в это же время в составе ансамбля появляется новый участник — шведский гитарист Тим Сколд, который спустя 4 года перейдет в группу Мэрлина Мэнсона. Апрель и май реанимированная команда вновь проводит в студии, работая над девятым альбомом «!@#%» («The Symbols»), выпущенным 23 сентября. До конца года KMFDM занимаются его раскруткой, дав в поддержку пластинки несколько десятков концертов. Группа также участвует в нескольких американских и европейских фестивалях вместе с немецкой командой Rammstein.
1998. К началу года участники KMFDM подготовили сборник «Agogo», включающий неизданные ранее треки.
В конце 1998 года выходит их альбом «Adios», в записи которого в качестве приглашенной вокалистки принимала участие Нина Хаген.
Саша и Тим Сколд продюсируют диск Питера Мерфи «Recall», а также пишут музыку для компьютерной игры «Prey» («Преследование») и создают несколько ремиксов для различных американских исполнителей.
1999. 22 января коллектив «звуковых террористов» самораспускается. Причиной тому, согласно официальному пресс-релизу, послужил «глубокий кризис в отношениях между участниками, а также непреодолимые противоречия во взглядах на дальнейшее развитие группы». Однако уже через пару месяцев их имена вновь попадают на первые полосы газет, выход их последнего альбома «Adios» совпал с расстрелом двумя американскими школьниками 15 своих одноклассников. Один из подростков носил бейсболку с надписью «KMFDM», в комнате другого нашли диски группы. Саше пришлось долго оправдываться перед общественностью…
2000. Саша и Тим Сколд, недолго думая, берут название-перевертыш своего предыдущего ансамбля и создают группу MDFMK, с которой дебютируют на лейбле Universal. В этом составе они выпускают пластинку и даже успевают засветиться на глобальном японском фестивале Fudji-Rock.
Эн Эш и Гюнтер стартуют с новым проектом Slick Idiot.
2001. KMFDM внезапно решают воссоединиться и приступают к записи треков для нового металлизированного альбома «Attack» — «революционной заразы» на улицах техногенного мегаполиса. Тотальная агрессия — вот новый супергерой нашего времени. Ей посвящена пророческая «Атака», записанная за полгода до страшных событий 11 сентября: «Убей систему, пока она не убила тебя!».
2002–03. К выпуску готовится бескомпромиссный альбом «WWIII» («Третья мировая война»), в открывающем треке которого засэмплированы воинственные речи президента Буша. Первые впечатления от пластинки смешанные, вспоминаются времена «Nihil». Ветераны ультра-хэви-бит-гвардии политичны и резки как никогда: альбом выпущен, как обычно, на злобу дня, однако подобной антиправительственной агрессии от группы никто не ожидал. Экстремистски-социальные темы композиций Kapt’n K объясняет следующим образом: «Страхи и общественное давление, которые затаились в самых дальних закоулках нашего сознания, сейчас стали оружием для порабощения масс и подчинения их своей воле. Это очень серьезные действия, ведущие к угнетению, поэтому их просто необходимо опровергать и нейтрализовывать. Однако нам неинтересно делать только серьезные заявления. Мы рассматриваем искусство как искусство, отделяя от него политику. Лирика KMFDM лишь отражает окружающий нас бытовой абсурд».
2004. KMFDM дают антивоенные концерты по всему миру. В июле группа посетила Москву и Санкт-Петербург.
Музыкальные композиции KMFDM использовались в саундтреках к двум десяткам фильмов, самые известные из которых: «Уличный боец-2», «Смертельная битва», «Плохие парни», «Джонни-мнемоник».
Дать четкое определение направлению, в котором играют KMFDM, вряд ли возможно, поскольку стиль коллектива непрерывно меняется, трансформируясь в различные направления альтернативной электроники. Критики причисляют группу к основателям индастриал-рока, однако сами участники утверждают, что корни KMFDM уходят в немецкое экспериментальное электро, основателями которого по праву считаются Kraftwerk и DAF. В начале 90-х группа долгое время экспериментировала с жанрами, близкими к техно, постепенно ужесточая свое звучание при помощи электрогитар.
Сейчас KMFDM играют утяжеленную альтернативную электронику с элементами синтетического индастриала, в котором жесткие танцевальные ритмы соседствуют с металлическими гитарами, женский дискотечный бэк-вокал — с брутальной агрессией ударных.
Группа не имеет жестко определенного постоянного состава (за исключением лидера Коньецко), являясь, скорее, интернациональной «тусовкой» друзей и единомышленников — немцев, американцев, англичан, шведов, итальянцев. В разное время с KMFDM записывались и выступали участники таких знаменитых альтернативных групп как Skinny Puppy, PIG, Revolting Cocks, а также немецкая рок-дива Нина Хаген.
«Не имеет значения, чью музыку мы играем, главное, чтобы нам это нравилось. Мне кажется, что даже если бы весь наш концерт состоял из обработок песен ABBA, все равно он не потерял бы колорита KMFDM. А если серьезно, то очень утомляет постоянно исполнять песни вроде «Go To Hell», поэтому любое изменение я воспринимаю как глоток свежего воздуха. Вот почему для своих экспериментов мы приглашаем так много сессионных музыкантов».
Саша Коньецко
«Как много времени ты проводишь за сочинением музыки? — Саша К.: Примерно 20 часов в сутки. Я всегда беру с собой ноты, куда бы ни пошел. Я не пью и не принимаю наркотики, поэтому не распыляюсь на всякие глупости».
«Как вам удается сочинять песни в таком большом составе? — Саша: Обычно я записываю всевозможные звуки и шумы, соединяя их какой-нибудь мелодией в пару «сырых» композиций. Затем вместе с нашим гитаристом Гюнтером Шульцем мы отрабатываем гармоническую структуру, басовую линию, гитары и т.д. Позже добавляем ударные, а затем приглашаем сессионных музыкантов, наших друзей, выслушиваем их идеи и записываем их сэмплы и инструменты. Наконец, я дорабатываю то, что получилось. И в самом финале встраивается бэк-вокал. Если получившаяся в итоге композиция нас не устраивает, мы ее просто выбрасываем и делаем что-то новое».
«Вы всегда используете прямолинейные тексты-лозунги и говорящие названия для своих песен и альбомов (Страх, Ничто, Наивность и т.п.). Они соответствуют теме одноименной пластинки или песни? — Саша К.: Нет, это просто словесные раздражители, слова-лозунги. Может быть, когда-нибудь исследователи музыкального творчества KMFDM будут изучать взаимовлияние названия и содержания композиций и альбомов. Не знаю. Когда автор начинает интерпретировать свою музыку или тексты, они теряют смысл и превращаются в банальность».
«У тебя есть музыкальное образование? — Саша: Если не принимать во внимание тот факт, что я два года истязал себя уроками игры на гитаре и тренировал классические гитарные аккорды, то нет. Я и по сей день понятия не имею, есть ли смысл начинать учиться. Я всегда экспериментирую в работе с инструментом до тех пор, пока не начну понимать, как он функционирует. Однако когда требуется действительно виртуозное владение, я зову людей, которые умеют играть профессионально. На сегодняшний день наши технические возможности сильно расширились, не то что в начале карьеры KMFDM, когда мы записывали в сэмплы все, что только может звучать».
«Каковы ваши отношения с MTV? — Эн Эш: Мы всегда находились в состоянии необъявленной войны с американским MTV, даже продолжая снимать видео. Ирония заключается в том, что хотя MTV и не собирается показывать наши клипы, они очень быстро приобретают культовый статус. А наши концерты посещают десятки тысяч человек».
Саша Коньецко: «Проект MDFMK являл собой трио, в составе которого не было ни одного приглашенного музыканта. Мы хотели создать настоящую группу, в которой все принимают участие на равных правах. При этом она должна была исполнять музыку в духе KMFDM, поэтому не возникло необходимости в радикальной смене названия. Все-таки KMFDM — дело всей моей жизни».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания