Авиатор / The Aviator Ольга Скоркина
США, 2004
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Бланшет, Кейт Бекинсейл, Алек Болдуин, Гвен Стефани, Джуд Лоу
Говард Хьюз создает будущее собственными руками. Скандально известный американский мультимиллионер и авантюрист, признанный гений своей яркой эпохи, он постоянно находится в зыбком равновесии между небесами и пропастью, между триумфом и безумием.
Получив в наследство небольшое состояние от отца, техасского изобретателя буровой машины, Хьюз, любивший и умевший рисковать, быстро создал фантастически прибыльное предприятие. Однако деньги сами по себе не приносят ему удовлетворения. Хьюз перебирается в Голливуд, где снимает эксцентричные фильмы, поддерживает начинающих актеров и заводит романы с самыми красивыми женщинами Америки: Кэтрин Хепберн, Авой Гарднер, Джин Харлоу.
Богач, владелец самых модных кинокомпаний, а также фабрик, казино и отелей, Хьюз внезапно загорается страстью к авиации. К его империи прибавляется авиакомпания TWA, а сам Говард становится наиболее известным (после Чарльза Линдберга) пилотом-испытателем и конструктором 30-х. Сделавшись авиатором, он, наконец, чувствует себя по-настоящему свободным…
Из реальной биографии Говарда Хьюза (1905–1976) Голливуд легко сплетает свои самые красивые и загадочные легенды. Сценарист Джон Логан («Гладиатор», «Последний самурай») сумел вместить в 170 минут экранного времени наиболее яркие моменты из 20-летнего отрезка долгой и беспокойной жизни Хьюза. Это 30–40-е годы — время его стремительного взлета. За кадром остались последние годы экстравагантного миллионера, проведенные в полном одиночестве и изоляции от внешнего мира (под конец жизни Говард начал испытывать панический страх перед бактериями), когда разбитый болезнями авиатор заглушал душевную и физическую боль наркотиками.
Оператор Роберт Ричардсон («Убить Билла») и великолепный режиссер Мартин Скорсезе воссоздали в подробностях атмосферу 30-х годов прошлого столетия. В этой картине Скорсезе удалось избежать шаблонности своего предыдущего творения — «Банд Нью-Йорка», однако некоторая плакатная яркость здесь все же присутствует. Гламурные наряды и светские рауты, старинные автомобили и уникальные модели самолетов, а также все остальное, обошлись студии Miramax в 110 млн. долларов. Немалая часть этих денег пошла на гонорары звезд, в числе которых исполнивший главную роль Леонардо ДиКаприо. Сначала на роль Говарда Хьюза предполагался Джим Керри, однако вряд ли он был бы столь же убедителен в роли 25-летнего авиатора, как ДиКаприо. Последний, вопреки скептическим прогнозам критиков, сыграл вполне профессионально, подтвердив талант серьезного драматического актера.
Впрочем, длинные монологи Хьюза иногда затягивают и без того вялое действие картины. Но это уже изъяны сценария.
Музыку к фильму написал Говард Шор, в свое время получивший «Оскар» за саундтрек к трилогии «Властелин колец». Претендовавший на главную кинонаграду Америки в 11 номинациях «Авиатор» получил лишь три статуэтки, да и те во второстепенных категориях. Скорсезе опять остался без «Оскара».
Рэй/Ray Ольга Скоркина
США, 2004
Режиссер: Тэйлор Хэкфорд
В ролях: Джейми Фокс, Кэрри Уошингтон, Реджина Кинг, Шерон Уоррен, Си Джей Сандерс
Он не случайно оказался тезкой популярного американского боксера Рэя «Sugar» Робинсона. Ему, легенде музыкального мира, талантливейшему композитору и исполнителю, совершившему настоящую революцию в «черной» музыке, на протяжении всей жизни приходилось бороться — с потерей зрения, героиновой зависимостью, женщинами.
Один из величайших музыкантов XX века, Рэй Чарльз Робинсон, работавший в разных стилях — от блюза, джаза и соула до r&b и фанка, — за 73 года жизни написал более 250 композиций, десятки из которых стали мировыми хитами с платиновым статусом. Он получил 21 премию «Грэмми» (из них 8 — посмертно) за вклад в развитие музыки. Ему подражали на сцене и в жизни, о нем писали скандальные книги и статьи.
Новая кинобиография соул-гения под названием «Рэй» длиной 2.5 часа и стоимостью порядка 30 млн. долларов была отдана на откуп режиссеру Тэйлору Хэкфорду, в активе которого документальный фильм о Чаке Берри («Chuck Berry: Hail Hail Rock and Roll»). На протяжении 15 лет Хэкфорд вынашивал идею о Рэе Чарльзе: он беседовал с близкими композитора, с его менеджерами, а также встречался с ним самим в последние годы его жизни (Чарльз умер 10 июня 2004 года). Используя материалы из книги Дэвида Ритца «Брат Рэй» и удачную биографию, написанную Майклом Лайдоном, Хэкфорд сочинил традиционный для Голливуда сценарий фильма о бедном слепом музыканте с далекого Юга, покорившем весь мир. В начало фильма вплетен фатальный эпизод, приведший к слепоте (по одной из версий, Рэй ослеп в шесть лет — после того, как на его глазах погиб младший брат). Затем — путь к славе, отношения с коллегами по группе, музыкальное творчество, проблемы с наркотиками, которые сам музыкант скрывал от окружающих, а также взаимоотношения с матерью и двумя женами. Хэкфорд передал навязчивые кошмары и видения Чарльза, делавшие его характер неуравновешенным и беспокойным. Возможно, чем ближе к финалу действие фильма, тем меньше симпатии у зрителя вызывает главный герой...
Оператор Павел Эдельман («Пианист») передает атмосферу американского юга яркими, сочными красками, а музыкальным сценам сообщает легкую лихорадочность, в такт «вибрирующим» движениям Рэя.
Роль великого музыканта исполнил один из талантливых голливудских актеров нового поколения Джейми Фокс, начинавший свою кинокарьеру в качестве комика. Потом он сменил амплуа на более серьезное («Али», «Соучастник»). Рэй Чарльз лично благословил актера на роль. «Это тот самый парень», — таким было его резюме. Фоксу досталась эта роль, в частности, благодаря его безупречной игре на фортепьяно. Молодой актер копирует жесты, тембр голоса и поведение Чарльза до мельчайших деталей. Два месяца перед съемками он провел в полной темноте, осваиваясь в мире слепого.
Саундтрек к картине, состоящий из 17 композиций, написанных и исполненных самим Чарльзом, включает все его золотые хиты: «Unchain My Heart», «I Can’t Stop Loving You», «Hit The Road Jack», «Georgia On My Mind».
Незадолго до смерти Чарльз посмотрел фильм и остался доволен работой Хэкфорда и Фокса. Как и критики американской Киноакадемии, присудившие картине Оскара за «лучшую мужскую роль».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания