09 февраля 2001

Автор: Грицай Анастасия

Bjork: SelmaSongs

Анастасия Грицай

Bjork
SelmaSongs.
Music From The Motion Picture
Soundtrack Dancer In The Dark
Universal
7 trk. 32.04

Возможно, этот диск не является в полной мере саундтреком к фильму Ларса фон Триера «Танцующая в темноте», поскольку, во-первых, далеко не все песни в исполнении Бьорк (Bjork), звучащие в картине, вошли в
него, а во-вторых, он оформлен в традиционном для исполнительницы стиле: на обложке представлен очередной ее образ. Так Бьорк преподносит каждый из своих номерных альбомов, и это позволяет ее слушателям относиться к «SelmaSongs» прежде всего как к очередной музыкальной работе.
Пластинка достаточно насыщенна и цельна, чтобы воспринимать ее именно так и наслаждаться этой музыкой до тех пор, пока не попадаешь в кинозал. Фильм на многое раскрывает глаза: «песни Сельмы» оживают и приобретают новый смысл, вы переходите на следующий уровень понимания, когда узнаете, к которой из сцен фильма относится та или иная песня и каков ее смысл. В «Танцующей в темноте» Бьорк использовала завораживающий и, видимо, единственно возможный в данном контексте принцип выстраивания композиций. «Cvalda» рождается из индустриального лязга станков, «I've Seen It All» — из перестука колес поезда, «In The
Musicals» — из скрипа карандаша, «107 Steps» — из звуков шагов приближающейся смерти, «The Last Song» («New World») — из гула ударов сердца Сельмы (на диске часть эффектов стирается, а часть пропадает вовсе). Так после просмотра фильма альбом обретает иную жизнь, и дальше вы уже не сможете воспринимать музыку отдельно от видеоряда фон Триера, а пульсирующий голос Бьорк — от воспоминаний о судьбе Сельмы.
И если кто-то опасается, что исландке будет нелегко расстаться с прошлым при создании следующего альбома, над которым Бьорк уже начала работать, это напрасные тревоги — Сельму она уже прожила.
На диске не хватает отдельных моментов звукового ряда картины, но, вероятно, у Бьорк на то были веские причины. Что же касается представленного материала, то и он в большинстве случаев сильно отличается от
первоисточника. Например, песня «Scatterheart» на альбоме звучит в сольном варианте, в то время как в фильме она раскладывается на голоса действующих лиц — Сельмы, Билла, его жены и Джина. На альбоме меняется текст, перезаписывается вокал, иначе звучит музыка... Создается впечатление, что Бьорк, являясь хотя и не единственным продюсером своего альбома — ей активно помогал Марк Белл (Mark Bell),— стремится довести композиции до истинного совершенства.
В этом смысле исключительный интерес представляют дуэт с Томом Йорком (Tom York) «I've seen It All» и столь же прекрасный, но в большей степени похожий на киновариант дуэт с Катрин Денев (Kathrine Deneuve).
Исключительное место занимает тема «New World», которой и в альбоме, и в фильме отведена особая роль. В виде симфонического вступления эта тема открывает дверь в историю Сельмы, и она же, спетая героиней на
виселице, закрывает ее. Но если в кинозале после смерти Сельмы мелодия «New World» продолжает звучать по ходу титров, то в «SelmaSongs» она обрывается с последним вздохом героини, оставляя слушателя с ощущением невероятной силы человеческого духа и любви к жизни.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Бьорк | Том Йорк | Альбом | Музыка | Саунд-трэк

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!