23 февраля 2012

Автор: Атаева Дженнет

Carpe diem [Лови момент]

Chrysler Building   Ар деко неуловим, но узнаваем. Он передает особое настроение, царившее на Западе после ужасов Первой мировой войны и революции в России. Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже состоялась грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий — итог десяти послевоенных лет развития. Здесь экспонировались продукты ручной работы, ориентированные на французский рынок роскоши. Оказалось, что созданные за это время объекты вышли далеко за рамки стиля модерн, к тому времени утратившего былую привлекательность. Однако Франция оставалась центром движения ар нуво («новое искусство», французское название стиля модерн), и, следуя естественному порядку смены стилей в искусстве, ар деко вобрал в себя любовь к экзотике, ручной работе и фигуративным формам, присущие модерну.
   Историческим казусом сегодня выглядит тот факт, что на выставке 1925 года отсутствовали Германия и США, — ар деко во многом происходил из идей модернизма, сформированных в Германии, а наивысшего расцвета достиг именно в Соединенных Штатах. Германия отсутствовала по политическим соображениям, а США было «нечего показать в современном духе».
   Ар деко — стиль подчеркнуто дорогой и солидный, «для среднего класса». В отличие от возникшей почти в то же время строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего. Он приглашал наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Он доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти старушку Европу. Коктейли, джаз и ар деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, которое охватило Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой войны. И хотя Штаты вскоре настигла Великая депрессия, ар деко стойко противостоял пессимизму.
   Послевоенные годы стали временем бума рабочих мест, свободных денег и потребительства. Люди хотели покупать не функциональные вещи, а то, что демонстрирует их статус. И ар деко соединил в себе все самое увлекательное, модное и дорогое. Это были, как уже сказано, черты невероятно популярного всего несколько лет назад стиля модерн, а также исторические темы, новейшая техника и современное искусство — футуризм, кубизм Пикассо и Брака. Экзотические мотивы черпались у ацтеков, майя и древних египтян — после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона. Ар деко был погоней за символами прогресса XX столетия. Тогда, в 20-х, основным из этих символов была скорость. Автомобили, самолеты, а также небоскребы, приводившие в восторг футуристов, вошли в арсенал образов ар деко.
   При этом стиль стремился к созданию лишь внешнего эффекта, он не вкладывал в вещи сложную символику и особый смысл. Целью было украшение. Формы возникали на основе новой эстетики, функция следовала за формой. Ломаная линия, любовь к многогранникам и ступенчатым завершениям, контрастные цвета — черный и белый, золотой, благородный коричневый, красный, зеленый, синий. В отличие от модерна с его растительными формами, ар деко тяготел к анимализму и технике. Из материалов отдавалось предпочтение стали, латуни и темному инкрустированному дереву. Излюбленным приемом был контраст блестящей поверхности полированного металла и фактуры редких пород камня или дерева. Мастера ар деко первыми стали использовать африканские породы дерева, кожу ската и акулы, коровьи шкуры. Они постоянно экспериментировали: например, в дизайне интерьера предложили обтягивать стены и пол кожей и мехом. Красота вещей для них часто определялась красотой материала. Французским дизайнерам ар деко принадлежат слова: «Мы вынуждены работать для богатых. Для элиты, которая вводит моду и определяет ее направление. Позвольте же нам потакать их вкусам».
   Ничем не сдерживаемой роскошью в использовании драгоценных материалов стиль ар деко осознанно противопоставлял себя модерну. В 20-е годы вещи с характерными плавными, изгибающимися линиями, растительные формы стали доступны простому потребителю. А вещи в стиле ар деко заведомо не могли быть серийными.
 Samsung Digimax i6  Однако вскоре внимательно следящие за модой производители техники и аксессуаров переняли принципы формообразования у ар деко. Замена ручного труда массовым производством происходила одновременно с освоением новых материалов — пластмасс, которые легко принимали любые геометрические формы. Собственно, стиль ар деко способствовал появлению новой профессии — дизайнера, когда возникла необходимость профессионального и качественного перевода продуктов ручной работы в промышленное производство.
   Первое поколение профессиональных дизайнеров пришло в промышленность из рекламы. Они пытались разработать новые, упрощенные, но современные и декоративные формы вещей. В их проектах сложные механизмы были скрыты за гладкой, «аэродинамической» внешностью. 
   Яркий пример промышленного дизайна в стиле ар деко — творчество американца Уолтера Дорвина Тига. В 1928 году компания Kodak пригласила его к участию в создании камер высокого класса. С 1928 по 1933 год Kodak выпустила несколько этих фотокамер, предназначенных для молодых женщин, следящих за модой. Модели украшены вставками из натуральной кожи и цветной эмалью, снабжены кармашком для тюбика помады, компактным зеркальцем и даже кошельком для мелочи! Почти сразу после своего появления фотоаппараты Kodak Bantam Special, Vanity Kodak Ensemble и Coquette стали шедеврами промышленного дизайна в стиле ар деко и предметами страстного коллекционирования.
  Крах Уолл Стрит в 1929 провел черту между 1920-ми и 1930-ми годами. Рабочие места, деньги и потребительский энтузиазм быстро испарялись. В 30-х годах сложные формы и экзотические материалы уступили место гладким, обтекаемым, прямолинейным объемам, синтетике.
  Но сохранилось прежнее увлечение скоростью, динамизмом. Образом «нового мира», который однажды сменит тоскливые годы депрессии. И ар деко стал первым примером приспособления высокой моды к сборочной линии.
   В 1930 году Гарольд Ван Дорин создал первое пластмассовое радио. Эта модель радиоприемника имела форму усеченного небоскреба, украшенного несколькими параллельными линиями. Она была столь же популярной, как и само радиовещание в эпоху джаза, когда он был молод, свободен и жизнерадостен. Зигзагообразные линии, изображения молний, комет и стрел, квадраты и круги — наследники образов ар деко конца 30-х.
Nokia   Популярность этого стиля достигла пика в 1939 году, на Всемирной торговой ярмарке в Нью-Йорке. Вскоре вкусы изменились, и слишком явные признаки ар деко в дизайне стали казаться китчем. В конце концов, вещи, создающие домашний уют, не имеют никакого отношения к аэродинамике. Чрезмерно декоративная геометрия вышла из моды.
   Ар деко было отмерено всего 15 лет — до начала Второй мировой войны. Однако отблески этого гламурного, пленительного и торжественного стиля несложно найти в современных объектах дизайна.
  Сейчас доминирует функционализм. Принципы ар деко в корне иные. Поэтому сегодня дизайнерами востребованы лишь его внешние приемы и эффекты.
   В духе блестящих 1920-х годов сделана коллекция мобильных телефонов Nokia (7280, 7270 и 7260). Черно-белая графика их сверкающих корпусов, вставки из кожи, стали и хрома не оставляют сомнений в стилевой принадлежности этих устройств.
  Геометрический орнамент, контраст цветов, параллельные прорези, напоминающие решетку радиатора, — часто встречающиеся в дизайне современной электроники приемы, которые доносят до нас вкус роскошной и веселой жизни в стиле ар деко.

 

   

Теги: Искусство | Ар деко

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

  1. userpic
    Отличная статья! ))) Сейчас еще раз перечитаю) :)

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Перед публикацией ознакомьтесь: Политика обработки данных

    Спaсибо!


    Больше текстов

    et cetera

    Остров сирен

    et cetera

    ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

    et cetera

    Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

    et cetera

    Записки о Трактате

    et cetera

    Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

    et cetera

    Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

    et cetera

    Механические люди: история андроидов от А до Б

    et cetera

    Биомузыка: диалог композитора и слизевика

    et cetera

    Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

    et cetera

    Перечитываем марсианские хроники

    et cetera

    Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

    et cetera

    Зингер. О бренде и человеке

    et cetera

    В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

    et cetera

    Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

    et cetera

    Светодиоды: pro et contrа

    et cetera

    Механика vs электроники

    et cetera

    Garden Lighting

    et cetera

    Барбара Миллисент Робертс

    et cetera

    Темная сторона красоты

    et cetera

    R. S. V. P.