23 февраля 2012

Автор: Атаева Дженнет

Carpe diem [Лови момент]

Chrysler Building   Ар деко неуловим, но узнаваем. Он передает особое настроение, царившее на Западе после ужасов Первой мировой войны и революции в России. Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже состоялась грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий — итог десяти послевоенных лет развития. Здесь экспонировались продукты ручной работы, ориентированные на французский рынок роскоши. Оказалось, что созданные за это время объекты вышли далеко за рамки стиля модерн, к тому времени утратившего былую привлекательность. Однако Франция оставалась центром движения ар нуво («новое искусство», французское название стиля модерн), и, следуя естественному порядку смены стилей в искусстве, ар деко вобрал в себя любовь к экзотике, ручной работе и фигуративным формам, присущие модерну.
   Историческим казусом сегодня выглядит тот факт, что на выставке 1925 года отсутствовали Германия и США, — ар деко во многом происходил из идей модернизма, сформированных в Германии, а наивысшего расцвета достиг именно в Соединенных Штатах. Германия отсутствовала по политическим соображениям, а США было «нечего показать в современном духе».
   Ар деко — стиль подчеркнуто дорогой и солидный, «для среднего класса». В отличие от возникшей почти в то же время строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего. Он приглашал наслаждаться жизнью здесь и сейчас. Он доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти старушку Европу. Коктейли, джаз и ар деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, которое охватило Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой войны. И хотя Штаты вскоре настигла Великая депрессия, ар деко стойко противостоял пессимизму.
   Послевоенные годы стали временем бума рабочих мест, свободных денег и потребительства. Люди хотели покупать не функциональные вещи, а то, что демонстрирует их статус. И ар деко соединил в себе все самое увлекательное, модное и дорогое. Это были, как уже сказано, черты невероятно популярного всего несколько лет назад стиля модерн, а также исторические темы, новейшая техника и современное искусство — футуризм, кубизм Пикассо и Брака. Экзотические мотивы черпались у ацтеков, майя и древних египтян — после находок древних городов в лесах Мексики и открытия в 1922 году гробницы Тутанхамона. Ар деко был погоней за символами прогресса XX столетия. Тогда, в 20-х, основным из этих символов была скорость. Автомобили, самолеты, а также небоскребы, приводившие в восторг футуристов, вошли в арсенал образов ар деко.
   При этом стиль стремился к созданию лишь внешнего эффекта, он не вкладывал в вещи сложную символику и особый смысл. Целью было украшение. Формы возникали на основе новой эстетики, функция следовала за формой. Ломаная линия, любовь к многогранникам и ступенчатым завершениям, контрастные цвета — черный и белый, золотой, благородный коричневый, красный, зеленый, синий. В отличие от модерна с его растительными формами, ар деко тяготел к анимализму и технике. Из материалов отдавалось предпочтение стали, латуни и темному инкрустированному дереву. Излюбленным приемом был контраст блестящей поверхности полированного металла и фактуры редких пород камня или дерева. Мастера ар деко первыми стали использовать африканские породы дерева, кожу ската и акулы, коровьи шкуры. Они постоянно экспериментировали: например, в дизайне интерьера предложили обтягивать стены и пол кожей и мехом. Красота вещей для них часто определялась красотой материала. Французским дизайнерам ар деко принадлежат слова: «Мы вынуждены работать для богатых. Для элиты, которая вводит моду и определяет ее направление. Позвольте же нам потакать их вкусам».
   Ничем не сдерживаемой роскошью в использовании драгоценных материалов стиль ар деко осознанно противопоставлял себя модерну. В 20-е годы вещи с характерными плавными, изгибающимися линиями, растительные формы стали доступны простому потребителю. А вещи в стиле ар деко заведомо не могли быть серийными.
 Samsung Digimax i6  Однако вскоре внимательно следящие за модой производители техники и аксессуаров переняли принципы формообразования у ар деко. Замена ручного труда массовым производством происходила одновременно с освоением новых материалов — пластмасс, которые легко принимали любые геометрические формы. Собственно, стиль ар деко способствовал появлению новой профессии — дизайнера, когда возникла необходимость профессионального и качественного перевода продуктов ручной работы в промышленное производство.
   Первое поколение профессиональных дизайнеров пришло в промышленность из рекламы. Они пытались разработать новые, упрощенные, но современные и декоративные формы вещей. В их проектах сложные механизмы были скрыты за гладкой, «аэродинамической» внешностью. 
   Яркий пример промышленного дизайна в стиле ар деко — творчество американца Уолтера Дорвина Тига. В 1928 году компания Kodak пригласила его к участию в создании камер высокого класса. С 1928 по 1933 год Kodak выпустила несколько этих фотокамер, предназначенных для молодых женщин, следящих за модой. Модели украшены вставками из натуральной кожи и цветной эмалью, снабжены кармашком для тюбика помады, компактным зеркальцем и даже кошельком для мелочи! Почти сразу после своего появления фотоаппараты Kodak Bantam Special, Vanity Kodak Ensemble и Coquette стали шедеврами промышленного дизайна в стиле ар деко и предметами страстного коллекционирования.
  Крах Уолл Стрит в 1929 провел черту между 1920-ми и 1930-ми годами. Рабочие места, деньги и потребительский энтузиазм быстро испарялись. В 30-х годах сложные формы и экзотические материалы уступили место гладким, обтекаемым, прямолинейным объемам, синтетике.
  Но сохранилось прежнее увлечение скоростью, динамизмом. Образом «нового мира», который однажды сменит тоскливые годы депрессии. И ар деко стал первым примером приспособления высокой моды к сборочной линии.
   В 1930 году Гарольд Ван Дорин создал первое пластмассовое радио. Эта модель радиоприемника имела форму усеченного небоскреба, украшенного несколькими параллельными линиями. Она была столь же популярной, как и само радиовещание в эпоху джаза, когда он был молод, свободен и жизнерадостен. Зигзагообразные линии, изображения молний, комет и стрел, квадраты и круги — наследники образов ар деко конца 30-х.
Nokia   Популярность этого стиля достигла пика в 1939 году, на Всемирной торговой ярмарке в Нью-Йорке. Вскоре вкусы изменились, и слишком явные признаки ар деко в дизайне стали казаться китчем. В конце концов, вещи, создающие домашний уют, не имеют никакого отношения к аэродинамике. Чрезмерно декоративная геометрия вышла из моды.
   Ар деко было отмерено всего 15 лет — до начала Второй мировой войны. Однако отблески этого гламурного, пленительного и торжественного стиля несложно найти в современных объектах дизайна.
  Сейчас доминирует функционализм. Принципы ар деко в корне иные. Поэтому сегодня дизайнерами востребованы лишь его внешние приемы и эффекты.
   В духе блестящих 1920-х годов сделана коллекция мобильных телефонов Nokia (7280, 7270 и 7260). Черно-белая графика их сверкающих корпусов, вставки из кожи, стали и хрома не оставляют сомнений в стилевой принадлежности этих устройств.
  Геометрический орнамент, контраст цветов, параллельные прорези, напоминающие решетку радиатора, — часто встречающиеся в дизайне современной электроники приемы, которые доносят до нас вкус роскошной и веселой жизни в стиле ар деко.

 

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Искусство | Ар деко

Комментариев: 1

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. userpic
    croca #
    Отличная статья! ))) Сейчас еще раз перечитаю) :)

    Ответить на этот комментарий

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    et cetera

    ПРИКЛЮЧЕНИЕ (Хроника нескольких эпизодов последней трети XIX века)

    et cetera

    Тихий пикет: уличный акционизм как нелинейный текст

    et cetera

    Записки о Трактате

    et cetera

    Уловка 6.54. О «логической петле» в трактате Витгенштейна

    et cetera

    Витгенштейн и мы. Почему он необходим нам здесь и сейчас

    et cetera

    Механические люди: история андроидов от А до Б

    et cetera

    Биомузыка: диалог композитора и слизевика

    et cetera

    Искусство будущего: компьютер ставит вопрос о природе творчества

    et cetera

    Перечитываем марсианские хроники

    et cetera

    Предсказания Рэя Курцвейла на ближайшие 25 лет

    et cetera

    Зингер. О бренде и человеке

    et cetera

    В мемориз! Живая память в киберэпоху и виртуальное пирожное «мадлен»

    et cetera

    Приключения Незнайки в стране архитектурных утопий

    et cetera

    Светодиоды: pro et contrа

    et cetera

    Механика vs электроники

    et cetera

    Garden Lighting

    et cetera

    Барбара Миллисент Робертс

    et cetera

    Темная сторона красоты

    et cetera

    R. S. V. P.

    et cetera

    Pro svet. Часть II