23 марта 2002

Автор: Падучих Валерий

Джазовый хит-парад века. Часть VII

36 ERROL GARNER CONCERT BY THE SEA COLUMBIA JAZZ MASTERPIECES CK – 40589

   Эррол Гарнер — удивительная личность в истории фортепианного джаза и всеобщий любимчик. Его ценят даже те меломаны, которые относятся к джазу прохладно. Он — гений-самоучка.
   Гарнер никогда не учился музыке. Он не знает нот, не разбирается ни в аккордах, ни в тональностях, он даже не умеет пользоваться педалью. Его обработки популярных мелодий — это сплошные импровизации, каждый раз звучащие по-новому, но всегда обворожительно.
   Музыкальный критик газеты «Нью-Йорк Таймс» Джон Уилсон писал: «Рояль Гарнера звучит как оркестр. Эррол даже из гранита способен выжать ароматный нектар».
   Один из многочисленных дисков Гарнера называется очень точно: «Концерт у Моря». Действительно, в каскадах звуков, извлекаемых из чрева инструмента, можно услышать шум моря, клокотание прибоя, пение волн. Кстати, автор «Энциклопедии джаза» Леонард Фезер как-то отмечал, что благодаря присущему только Гарнеру, исключительному для джаза, легкому отставанию правой руки, маэстро «превращает отрывистые мелодии в жемчужные брызги».

37 STAN GETZ HIGHLIGHTS VERVE 847430

   Стэн Гетц. Ценители джаза хорошо знают бархатный, теплый тон его тенор-саксофона. За свою долгую карьеру он доказал свою универсальность. Ему подвластны любые стили и направления джаза, за исключением формального авангарда (который Гетц не признавал). Он одинаково изобретателен в лирических пьесах и
меланхолических балладах, в стилях cool и bossa nova, великолепен в живых записях концертов «Jazz at the Philharmonic» и студийных оркестров Мишеля Леграна.
   Ретроспективный двойник фирмы Verve составлен очень тщательно. В нем: одна из первых записей Гетца «Stella By Starlight» 1952 г., «My Funny Valentine» с Питерсоном, Брауном и Джей Джей Джонсоном в Опера Хаус в Чикаго 1957 г., замечательная интерпретация «Round Midnight» (пожалуй, одна из лучших) с большим оркестром Расса Гарсиа, «Desafinado» из альбома «Jazz Samba», занявшего первое место в чартах 1962 года.

38 BENNY GOODMAN THE CARNEGIE HALL CONCERT (1938) COLUMBIA JAZZ MASTERPIECES G2K 40244

   Концерт оркестра Бэнни Гудмена в Карнеги-Холле в 1938 г. был первым джазовым концертом в «святая святых» классической музыки. Кроме того, это одна из первых «живых» записей, сделанная по трансляции, и она достаточно точно передает дух того времени, стиль игры музыкантов Эры Свинга и реакцию публики. Наконец, здесь играет лучший состав оркестра, хотя впереди еще 30 лет плодотворной работы Гудмена, его аранжировщиков и солистов.
   Концерт замечательно выстроен и хорошо (по критериям того времени) записан. Трио сменяется квартетом, бравурные оркестровые номера юмористическими зарисовками (например, соло Зигги Елмана в стиле фрейлехс (Фрейлехс — традиционная еврейская музыкальная игра, исполнявшаяся на свадьбах и состоявшая из вокально-инструментальных номеров и плясок. Мелодии фрейлехс представяют своеобразный сплав песенности и танцевальности) в пьесе «Bei Mir Bist Du Schon»). Несколько номеров в программе заголовком «20 лет джаза» («Dixieland One Step», «I'm Coming Virginia», «Shine»…).
   В этом же концерте впервые была записана jam session на тему Фэтса Уоллера «Honeysuckle Rose» при участии Каунта Бэйси, Фредди Грина, Джонни Ходжеса, Гарри Карни. Можно судить, каким ярким был джаз тридцатых по зажигательной аллюзии темы из Второй венгерской рапсодии (соло Гудмена и Гарри Джеймса).
   Апогеем концерта стала роскошная импровизация «Sing Sing Sing». Резкие смены темпа и ритма, безупречно действующий прием stop time в середине композиции, блистательные соло Гарри Джеймса и Гудмена, водопад аккордов Джесса Стэйси (звук его рояля абсолютно оригинален), парящий в выси под аккомпанемент виртуозного барабанщика Джина Крупы кларнет Бенни — все это превратило старую тему Луи Прима в великолепное шоу.

39 BENNY GOODMAN THE BIRTH OF SWING (1935 – 1936) BLUEBIRD 61038 (записи фирмы RCA VICTOR)

   В последние годы фирмы звукозаписи, которые культивируют джаз, все чаще делают ремастеринг радиотрансляций 30-40-х годов.
   В период свингового бума непременным атрибутом каждой американской семьи был радиоприемник. Вечерами в течение двух-трех часов по радио транслировались выступления лучших джазовых и танцевальных оркестров.    То время не вернуть, но просмотрите каталоги фирм Columbia (Sony), Hindsight, RCA Victor, Decca (GRP), и вы увидите много интересного.
   В 1935 г. одним из самых знаменитых и популярных было радиошоу Бенни Гудмена «Let's Dance». Оно транслировалось еженедельно из студии 8-Н фирмы NBС, в которой, кстати, играл (и тоже раз в неделю) симфонический оркестр NBS под управлением маэстро Артуро Тосканини.
   На трех дисках «Рождения свинга» нас ждут первоисточники, большинство из которых позднее не издавалось. Замечательны «вечнозеленые» темы «Blue Skies», «Goody-Goody», «Stardust»… Сколько естественности, энтузиазма, куража! Какой феноменальный свинг развивает оркестр даже в трехминутных вещах, как велико желание солистов — Банни Беригана, Зигги Элмана, Джека Тигардена, Джина Крупа — показать, на что они способны, переиграть друг друга!..
   Остается только восхищаться тем, с каким уважением на родине джаза относятся к своим раритетам: все записи восстановлены с сохранившихся металлических матриц или тестовых прессингов. Или, в крайнем случае, — с шеллачных пластинок на 78 об/мин.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Бенни Гудмен | Джей Джей Джонсон | Джин Крупа | Зигги Элман | Каунт Бэйси | Леонард Фезер | Мишель Легран | Оскар Питерсон | Стэн Гетц | Эррол Гарнер | Альбом | Джаз | Лейбл | Музыка | Рецензия | Bluebird | Columbia | RCA VICTOR | Verve | Энциклопедия джаза

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!