09 марта 2003

Автор: Падучих Валерий

Джазовый хит-парад века. Часть X

   Отец продюсера Милта Гэблера (Milt Gabler) торговал шеллачными пластинками на 78 об/мин. в своем магазине «Commodore Record Shop». В 1938 году Милт создал звукозаписывающую фирму. Так появился джазовый лейбл Commodore.
   Когда продюсер Columbia Джон Хэммонд не решился записать признанный шедевр Билли Холидей «Strange Fruit», Гэблер взял разрешение у фирмы CBS и выпустил его на своем лейбле Commodore. Пластинка сразу же стала бестселлером, особенно среди чернокожего населения.
   К 1943 Columbia Records практически «выжала» Билли Холидей, позволив ей («мавр может уходить») прекратить срок действия контракта. Билли пришла в магазин Гэблера и предложила ему записать несколько ее новых вещей. Однако у Commodore существовало жесткое правило: фирма записывала только джазовые пластинки. Сейчас кажется странным: что, не все что пела Билли Холидей, считалось джазом?!
   Так или иначе, следующие записи Билли Милт Гэблер организовал на фирме Decca, с которой активно сотрудничал, будучи в то же время президентом Commodore.
   Decca — международная фирма грамзаписи. Пластинки на этом лейбле официально выходили с 1929 по 1980. Вторая по размерам каталога и количеству выпущенных пластинок фирма грамзаписи в мире. Именно там в 1942 году Бинг Кросби записал мировой бестселлер всех времен «Белое рождество».
   В 1947 основатель фирмы биржевой брокер Эдвард Льюис создает лейбл London, под которым пластинки выходили в Европе.
   В 1980 после смерти Льюиса лейблы Decca и London стали собственностью концерна Polygram, хотя на территории США торговый знак Decca не является его собственностью.
   Decca — солидная фирма, пользующаяся высоким авторитетом у филофонистов. Цвет наклейки на шеллачных и первых долгоиграющих пластинках был классическим — черным, а в 50-х появилась знаменитая радужная полоска по центру диска. Мне думается, что ни одна фирма не достигла в эти годы такой фантастической прозрачности, яркости и ясности звучания, кристально-чистых высоких частот и отсутствия механических призвуков.


53
BILLIE HOLIDAY
THE COMPLETE ORIGINAL AMERICAN
DECCA RECORDINGS
GRP 26012  

   Записи Билли Холидей 1944–50-х гг. подчеркивают лирическую сторону ее таланта. Очевидно, она понимала свое настроение в это время и не случайно заказала для ряда записей дополнительную струнную группу оркестра.
   Аранжировки этих сессий изысканны, солисты: Бак Клейтон (Buck Clayton), Лестер Янг (Lester Young), Гораций Хендерсон (Horace Henderson), Бобби Хэкет (Bobby Hackett), Джо Гай (Joe Guy), Тайни Граймс (Tiny Grimes)… Два диска и 80-страничный буклет подробно рассказывают о том, как были записаны ее интерпретации ныне знаменитых тем: «Don’t  Explain», «Guilty», «My Man (Mon Homme), «Easy Living» и «Solitude» — квинтэссенция эллингтоновского «Одиночества».
   И еще одно. Данные записи фирмы Decca в 90-х годах переизданы фирмой GRP Records Incorporated (это не кто иные, как Dave Grusin и Larry Rosen) под эгидой концерна MCA — Music Corporation of America.

54
BILLIE HOLIDAY
LADY IN AUTUMN
POLYGRAM 849434

   Последний период творчества Билли Холидей в свое время вызывал неоднозначные мнения критиков, которые сравнивали их с записями 30–40-х  годов. Голос Билли был надломлен алкоголем и наркотиками, потерял гибкость и стал более грубым. Парадоксально: в отличие от Эллы Фитцджералд и Сары Воэн ее диапазон, тембровая окраска, тон были весьма скромны. Однако то, как она всем этим пользовалась, было явлением феноменальным!
   Она делает неожиданные изменения в мелодии «Body and Soul», и во всех композициях выплескивает наружу океан эмоций.
   Незадолго до ее гибели Майлс Дэвис признался: «Мне кажется, я наконец-то услышал ее. Она стала гораздо более зрелой. Иногда вы можете петь одни и те же слова в течение 5 лет каждый вечер, но только однажды они складываются в ПЕСНЮ. Билли сейчас думает не так, как в 1937, она, вероятно, знает теперь намного больше о самых разных вещах. Она прекрасно управляет своим голосом. И аккомпанемент. Такого бережного, проникновенного инструментального сопровождения я не слышал ни в какой другой записи. Вкрадчивый тенор-саксофон Флипа Филипса (Flip Philips), мягкие аккорды фортепьяно Джей Си Херда (J.C. Heard), переборы гитары Рэя Брауна, лиричная труба Чарли Шейверса (Charlie Shavers) в знаменитых темах «These Foolish Things»  и «Tenderly».
  Большинство записей сделано на концертах «Джаз в филармонии». Их продюсером был знаменитый Норман Гранз, создатель фирмы Verve.
   Хвала фирме: в 32-страничном буклете кроме интересного фактического материала, высказываний критиков и исследователей творчества Билли Холидей помещены оригинальные тексты самых известных песен, которые она исполняла: «Strange Fruit» («Странные плоды» — качающиеся на ветру тела негров, повешенных на деревьях расистами), «God Bless The Child», «Lady Sings The Blues», «Don’t Explain»…

   Verve. Загадочное, завораживающее название. Предел мечтаний для многих коллекционеров и филофонистов. За ним скрывается интересная страница истории грамзаписи.
  В 1944 году знаменитый импресарио Норман Гранз (Norman Granz) организовал свой первый концерт в филармоническом зале Лос-Анджелеса. Это был прототип большой серии антреприз Нормана Гранза под названием Jazz At The Philharmonic (JATP), в которых в 40-60-х годах были заняты самые известные мастера имровизационного джаза.
   Сначала пластинки выходили на лейблах Clef и Norgran
, а в 1956 году состоялась официальная инаугурация фирмы Verve. Ее каталог увеличивался стремительными темпами и включает сегодня большинство наиболее значимых исполнителей джазовой музыки самых разных направлений.
  Пластинки фирмы отличают не только техническое совершенство, высочайший профессионализм звукорежиссеров и безупречный художественный вкус продюсеров, но и тщательное документирование, обилие дополнительной информации в буклетах, биографические ссылки.
   В настоящее время Verve объединяет также каталоги фирм Mercury Records и EmArcy (вспомним записи Чета Бейкера в первых выпусках нашего хит-парада).
   В Европе пластинки, записанные на Verve, выпускаются концерном PolyGram, который был создан в 1962 году слиянием (юридически точнее — поглощением) фирм Phonogram / Philips и Polydor / Deutche Grammophon.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Билли Холидей | Альбом | Джаз | Звукозапись | Лейбл | Музыка | Рецензия | Columbia | Commodore | Decca | London | Polygram | Verve

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!




Больше текстов

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 3

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

sound

«Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

sound

Обнаженный винил

sound

Курьезы аудио: теневая зона звука

sound

Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

sound

Наушники: миниатюрный Hi-End

sound

Микрокосмос в голове

sound

Имеющий наушники - услышит!

sound

Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

sound

Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

sound

Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

sound

Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

sound

Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

sound

Телониус Монк - загадочный молчальник

sound

Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

sound

Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

sound

Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

sound

Сумеречная зона

sound

Атака тишины