29 апреля 2003

Автор: Падучих Валерий

Джазовый хит-парад века. Часть XII

   В 1947 году шеф нью-йоркской фирмы National Records Херб Абрамсон и сын турецкого посла в США Ахмет Эртеган создали знаменитую компанию Atlantic. Издав несколько записей джазовых музыкантов (в частности, Эррола Гарнера), фирма занялась жанром ритм-энд-блюза и стала самым влиятельным R&B-лейблом. В 1956 брат Ахмета Эртегана, Несухи (Nesuhi Ertegun), создал джазовое подразделение фирмы; были подписаны долгосрочные контракты с Чарли Мингусом, MJQ, Джоном Колтрейном, Орнетом Коулменом. В 70-е Atlantic занимают второе место по записям поп- и рок-музыки после Columbia. На фирме записывались Led Zeppelin, Yes,    ELP, Eric Clapton. В 1968 году Atlantic стал частью мощного альянса Warner–Electra–Atlantic (WEA).
   Джазовый каталог фирмы весьма обширен. Музыканты записывались в высококлассных нью-йоркских студиях фирмы. Одним из продюсеров лейбла был Нэт Хентофф.

   Пластинка «Plenty, Plenty Soul» — шедевр Atlantic, хотя бы потому, что она объединяет два направления — джаз и соул.
   Игра Джексона — это не только особый ритм, бит, но и саунд. Однажды Нэт Хентофф спросил у Диззи Гиллеспи о джексоновском soul sound. «Разве ты не знаешь, — ответил Диззи, — ведь Милт — Освященный, он причислен к лику святых. Поэтому он и играет так... Все его семейство — святые!».
   Для этой сессии, которая записывалась в Нью-Йорке 5 и 7 января, Милт Джексон сам подобрал музыкантов, сплошь джазовых звезд: Джулиан «Пушечное Ядро» Эддерли, Фрэнк Фостер (Frank Foster), Джо Ньюмен (Joe Newman) — труба. Ритм-группа: Арт Блэйки (Art Blakey) — ударные; Перси Хит (Percy Heath) — бас. За фортепиано — Хорэс Силвер (Horace Silver), о котором музыканты говорили, что он «свингует с первой ноты».
И, наконец, квинтэссенция ансамбля Милта Джексона — уникальный тенор-саксофонист Лаки Томпсон (Lucky Thompson) — величайший стилист джаза, музыкант отточенной формы, обладающий узнаваемым теплым саундом.

MILT JACKSON
PLENTY, PLENTY SOUL
ATLANTIC 1969
57
ILLINOIS JACQUET
FLYING HOME
RCA VICTOR 61123
(серия BLUEBIRD)

   Знаменитая фирма RCA Victor существовала вплоть до последнего десятилетия ХХ века. В 90-х права на выпуск записей из ее грандиозного каталога джаза приобрел концерн BMG Bertelsmann Music Groyp. А в 30–40-х годах в Америке за 35 центов можно было купить шеллачную грампластинку с желтой этикеткой, на которой была нарисована синяя птица. Это была хорошо известная поклонникам джаза серия RCA Victor Bluebird. Серия продолжалась и после появления долгоиграющих пластинок, более того — сейчас BMG переиздает компакт-диски именно с этим лейблом. На Bluebird записывались Дюк Эллингтон, Эрл Хайнс, Гленн Миллер, Томми Дорси, Каунт Бэйси. В 1945–46 одним из самых знаменитых солистов оркестра Бэйси был тенор-саксофонист Иллинойс Джекет.
   Иллинойс Джекет — яркий представитель так называемой «техасской школы». Типичный экстраверт, обожающий причудливые высокие ноты, всяческие трюки и выходки. Он очень любил «играть на публику». Его соло в классической джазовой композиции «Flyin’ Home» 1944 года, когда он играл в оркестре Кэба Кэллоуэя (Cab Calloway), считается одним из самых характерных в истории джазового исполнительства.
   Здесь запись этой темы сделана на фестивале джаза в Ньюпорте в 1967 году. Вместе с Джекетом импровизируют в стиле jam session Лайонелл Хэмптон, на фортепиано Милт Бакнер, бас — Джордж Дювивье. Интересно, что черты исполнительской манеры Джекета присутствуют и в медленных композициях. Например, блюз «Try Me One More Time». Не зря некоторые критики называли его honker — «крикун» (американское значение слова honk — «крик диких гусей»).
   Иллинойс Джекет — очень тонкий интерпретатор баллад. Известен его диалог (в собственной пьесе «Куртка для посыльного Джека») с английским пианистом сэром Чарльзом Томпсоном.

58
AHMAD JAMAL TRIO
CROSS COUNTRY TOUR: 1958 – 1961
A CHESS REISSUE 0001
GRD – 813

   Лейбл Chess был основан в Чикаго иммигрантами из Польши Леонардом и Филиппом Чессами в 40-х годах прошлого столетия. Изысканный логотип фирмы — голова коня, купающаяся в лучах солнца, — знаком почитателям строгих традиций блюза. Контрактами с фирмой долго были связаны джазовые знаменитости: трио Рэмзи Льюиса (Ramsey Lewis), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Джин Эммонс (Gene Ammons). Здесь начинал карьеру и герой сегодняшнего хит-парада Ахмад Джамал.
   Джамал словно укрощает свой инструмент. Извлекает из рояля «Стэйнвей», казалось бы, невозможные для фортепиано по насыщенности и изысканности тембров звуки. Ахмад Джамал — исключительное явление в джазе, его стиль находится вне «направлений» и «традиций».
   В 1958 в отеле «Першинг» в Чикаго трио Джамала записало пластинку «But not for me», имевшую огромный коммерческий успех. В течение ста недель альбом удерживался в списке бестселлеров.
   Наш выбор — двойной альбом фирмы Chess, запись звездного тура 28-летнего Джамала: Чикаго–Вашингтон–Сан-Франциско. Многие его импровизации имеют в основе джазовый стандарт или популярную мелодию. Это «Moonlight in Vermont», «Cherokee», «Old devil moon», «April in Paris» и знаменитая «Poinciana», исполнения которой посетители джазовых клубов требовали от Джамала всегда и везде. Все записи сделаны live, а не студийно. Кстати, большинство альбомов маэстро — именно live. Ему было свойственно удивительное ощущение звукового пространства. Он великолепно владел педалью. Молодого Джамала критики называли «коктейльным пианистом». «Я устрою адский скандал любому, кто скажет, что я развлекаю, — говорил он, — единственное, чего я добиваюсь — это стимулировать мысль». Майлс Дэвис изучал манеру Джамала. Позже Дэвис назвал его вдохновителем многих своих находок.

59
AHMAD JAMAL
THE ESSENCE
POLYDOR/POLYGRAM 314529

   Одним из серьезных достижений трио Джамала (кстати, состав довольно часто менялся) была запись фонограммы к знаменитому фильму Роберта Олтмена «M.A.S.H.!» (фильм включен американским киноинститутом в список 100 лучших кинолент всех времен и народов). В конце 90-х пианизм Джамала стал еще более инновационным. Яркий пример — альбом «The Essence» 1996 года.
   «Дерзкие вариации и новшества в этом свежем альбоме мастера 50-х годов можно по ошибке принять за результат работы молодого пианиста-экспериментатора», — оценивала «Нью-Йорк Таймс» запись, в которой впервые в составе трио Джамала появился тенор-саксофон Джорж Коулмен (George Coleman).
   Манера игры Джамала состоит в том, что слушатель и предположить не смеет, что все это уже было продумано в набросках или законченных композициях. Впрочем, импровизация всегда остается квинтэссенцией его творчества.
   «Я верю в импровизацию, — говорит Джамал. — Импровизация и свобода — синонимы. Цель любого музыканта — достижение свободы, но добиться этого удается редко».
   На последней странице буклета отмечено: «Ahmad Jamal plays exclusively on Steinway pianos*».

60
HARRY JAMES
THE SILVER COLLECTION
VERVE — 823 229

   В 1942 году музыкальный критик Барри Уланов писал: «Джеймс дает публике все возможное за ее деньги. Его вкус — это публичный вкус, и его пульс бьется в такт с пульсом любого прохожего, любой пары в дансинг-холле… Это состав “на все руки”, который в совершенстве отвечает требованиям современной танцевальной музыки».
   Его труба всегда была на первом плане. В 50–60-х коллектив Джеймса был, по словам Джорджа Саймона, отличным свинговым оркестром с великолепной медью и плотным ритмом. В оркестре в разное время работали ударники Луи Беллсон (Louie Bellson) и Бадди Рич (Buddy Rich), тенор-саксофонист Корки Коркоран (Corky Corcorаn), альтист Уилли Смит (Willie Smith), тромбонист Хуан Тизол (Juan Tizol). Свои аранжировки давали Джеймсу Эрни Уилкинс и Нил Хэфти.
   В 1951 его оркестр покинули сразу три экстраординарных солиста — Хуан Тизол, Уилли Смит и Луи Беллсон. Их переманил к себе Дюк Эллингтон, и в мире джаза это событие сразу же назвали The Great James Raid — «Великое Ограбление Джеймса», по аналогии с ограблениями банков и поездов тех лет. Кстати, по утверждению джазовых критиков, никогда оркестр Дюка Эллингтона так не свинговал, как при Луи Беллсоне.
   Диск из «Серебряной коллекции» фирмы Verve содержит лучшие хиты, в основном — джазовые стандарты оркестра Гарри Джеймса 1959–62. Лучшие из композиций: «Чероки» Рэя Нобла, а также «Strictly Instrumental» и «Crazy Rhythm», записанные в отелях Лас-Вегаса, Невада.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Ахмад Джамал | Гарри Джеймс | Иллинойс Джекет | Милт Джексон | Альбом | Блюз | Джаз | Лейбл | Музыка | Рецензия | Соул | Фестиваль | Atlantic | Chess | RCA VICTOR | Verve

Комментариев: 3

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

  1. admin #
    Подскажите, где Вы берёте такие словари :) Honk - это звук автомобильного гудка, например.

    Ответить на этот комментарий

    1. admin #
      Вот, из ABBYY Lingvo: 1) гоготание, крик диких гусей 2) автомобильный гудок

      Ответить на этот комментарий

      1. admin #
        Почему бы не пользоваться Вебстером вместо самоделок?.. Значение "гоготание гусей" не то что американец, но в наши дни не каждый и британец-то вспомнит. И, уверяю Вас, в приложении к звуку саксофона ассоциация с гусями никому в современной автомобильной цивилизации даже в голову не приходит :)

    Написать новый комментарий

    Спaсибо!




    Больше текстов

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта. Часть 2

    sound

    «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Комментарии музыканта

    sound

    Обнаженный винил

    sound

    Курьезы аудио: теневая зона звука

    sound

    Курьезы аудио: Audiophilia nervosa

    sound

    Наушники: миниатюрный Hi-End

    sound

    Микрокосмос в голове

    sound

    Имеющий наушники - услышит!

    sound

    Комплект усилителей GamuT: «Нечасто доводится слышать столь детальные басы»

    sound

    Hidden Orchestra. Полет по внутренним мирам на SKIF-18

    sound

    Путешествие длиной в импровизацию. Интервью с Лизе-Лотте Норелиус

    sound

    Дмитрий Морозов ::vtol:: о звуковом хакерстве и благословении электронов

    sound

    Интервью с Ширли Мэнсон: Расставание с плохой девчонкой

    sound

    Телониус Монк - загадочный молчальник

    sound

    Американская мечта в музыке второй половины ХХ века

    sound

    Sweet Songs: Осень: вкус и ритм

    sound

    Sweet Songs: «Поп-механика»: жизнь после смерти

    sound

    Сумеречная зона

    sound

    Атака тишины

    sound

    Sweet Songs: Неожиданные форматы