Знаменитые продюсеры понимали ценность live-записей, передающих энтузиазм музыкантов и атмосферу публичного восприятия. В начале тридцатых годов появились первые пластинки с подмешанным шумом зала, записанные в студиях. В 30-40-е произошел прорыв live recordings. Тогда появился знаменитый концерт оркестра Бенни Гудмена в Карнеги Холле, а также парад исполнителей «От спиричуэлс к свингу», записанный в том же концертном зале Америки. Далее последовали сессии журналов «Эсквайр» и «Метроном», записи радиотрансляций из джазовых клубов, отелей и танцевальных залов…
Основой живых записей стали издания jam sessions. (американское слэнговое выражение jam аналогично нашему «попасть в переделку».) В джазе традиция jam session — это импровизации, которые музыканты часто играли в клубах «для себя», после концертов. В этих «джемах» преобладали экспромты, состязание в мастерстве, необычные приемы игры, обмен идеями и виртуозные эскапады.
61. JAM SESSION 1952. BIRD AND FRIENDS. GIANTS OF JAZZ CD 53120
Jam session 1952 года — одна из самых знаменитых в истории джаза. Она была записана в Лос-Анджелесе. В ней участвовали исполнители многих направлений.
В «Jam Blues», длящемся четырнадцать с половиной минут, нашлось место и для боповского соло Чарли Паркера, и для мэйнстрима Бенни Картера, а Оскар Питерсон великолепно соединял их бриджем.
В стандартном формате джемов «Ballad Medley» солируют все участники:
«All The Things You Are» — гитара Барни Кессела
«Dearly Beloved» — Чарли Паркер
«The Nearness Of You» — Бен Вебстер
«I’ll Get By» — Джонни Ходжес
«What’s New» — Флип Филлипс
«Someone To Watch Over Me» — труба Чарли Шэйверса
С появлением долгоиграющих пластинок поклонники жанра смогли услышать длинные, 15-ти и 17-минутные, импровизации. Пластинка с записью этой jam session, которая упоминается во всех джазовых справочниках, выпущена в серии Immortal Concerts итальянской фирмой Giants Of Jazz Итальянского общества авторов и издателей. Это широко известная и весьма популярная в Европе бюджетная серия грамзаписей. К ее несомненным достоинствам относится вполне приличное качество (хотя некоторые редкие записи переписываются с архивных магнитофильмов и даже с виниловых пластинок). Треки тщательно подобраны, содержание подробно документировано.
В 1944 году продюсер Норман Гранз организовал концерт, объявленный им как «Джаз в филармонии» (замененный впоследствии аббревиатурой JATP). С этого исторического события начался многолетний музыкальный проект.
Живая запись была сделана в Лос-Анджелесе, в Philharmonic Auditorium. С тех пор слоган «Jazz At The Philharmonic» ассоциировал с экстраординарным качеством исполнения. «Я делаю все возможное, чтобы представить самой широкой публике самый лучший джаз», — говорил Гранз.
62. COMPLETE JAZZ AT THE PHILHARMONIC ON VERVE 1944 – 1949.
CD BOX SET. POLYGRAM RECORDS, 523893
Концерты JATP проходили в знаменитых концертных залах и оперных театрах Америки, Европы, Японии: Carnegie Hall; Metropolitan Opera; Chicago Opera House; Civic Auditorium, Santa Monica; в Лос-Анжелесе и Сан-Франциско, Франкфурте и Токио, Лондоне и Стокгольме, а в конце 70-х на джазовом фестивале в Монтрэ.
В первом концерте JATP 1944 года принимали участие замечательные музыканты Иллинойс Джекет, Джек Мак Ви (Jack McVea), Джей Джей Джонсон, Нат Кинг Коул и гитарист Лес Пола (Les Paul) (двое последних — ритм-секция).
В 1946 году Гранз организовал постоянные ежегодные туры JATP с участием музыкантов свинга и бопа, что придавало особую изысканность этим музыкальным состязаниям «на публике».
Кто-то из критиков называл JATP «джазовым цирком на колесах», кто-то иронизировал по поводу экзальтированных воплей, издаваемых саксофонами Флипа Филлипса (его соло в эллингтоновской теме «Perdido» прославилось) и Иллинойса Джекета.
Однако публика была в полном восторге! Потому что на ее глазах рождался настоящий импровизационный джаз. В антрепризах Гранза принимали участие многие звезды: Чарли Паркер и Лестер Янг, Бен Уэбстер и Стэн Гетц, Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи. Кульминационными моментами JATP зачастую становились drum battles («битвы») барабанщиков Джина Крупы, Луи Беллсона и Бадди Рича.
После 1957 года ежегодные туры прекратились, хотя были попытки возродить JATP в 1967 и в 70-е годы.
Всего Норманом Гранзом и его фирмой Clef было выпущено 18 пластинок JATP, а с 1957 сделано несколько записей на уже знакомом нам мэйджоре Verve.
В 1998 году концерн Polygram выпустил в продажу сундучок из 10 дисков, на которых содержались все 139 исторических записей JATP 1944–1949 годов. В том числе разработки классических стандартов: «C Jam Blues»; «Oh, Lady Be Good», «Stompin’ At The Savoy», «Summertime»…
Солисты JATP
Норман Гранз обладал превосходной интуицией.. Двое из приглашенных им исполнителей — альт-саксофонист Вилли Смит и тенор Флип Филлипс — вошли в историю джаза прежде всего как участники антреприз Нормана Гранза. Оба отличались неукротимым темпераментом и способностью создавать напряжение на сцене и в зрительном зале.
Тенор-саксофонист Флип Филлипс (Flip Phillips) родился 26 февраля 1915 года в Бруклине, Нью-Йорк. Играл в оркестрах Бенни Гудмена, Реда Норво, Вуди Германа. В концертах JATP ему отводилась роль хонкера (см. AE №3(12)), «заводящего» публику. Однако, подобно Иллинойсу Джекету, Филлипс был способен на большее.
Его собственные альбомы, вышедшие на Clef и Verve в 1949–52, были хорошо приняты критикой. В 1954 году он работал в одном составе с Оскаром Питерсоном, Бадди Ричем, Хербом Эллисом и Рэем Брауном. В 60-х–70-х годах Филипс солирует в шведских джазовых комбо и оркестре Вуди Германа на фирме Concord.
Уилли «Лев» Смит, маэстро страйд-пиано, герой антреприз JATP. Он был альтистом, аранжировщиком, исполнял вокальные партии. Одна из ключевых фигур оркестра Джимми Лансфорда 1929–42 годов (аранжировщик и лидер группы медных инструментов). Почти 20 лет он играл в оркестре Гарри Джеймса, за исключением 1951–53, когда его переманил к себе Дюк Эллингтон.
Признанный мастер так называемого «лас-вегасского», помпезного и вычурного, стиля игры на альт-саксофоне. Чтобы раз и навсегда понять, что из себя представляет Уилли Смит на сцене, надо прослушать его соло в «Perdido» на диске «Drum Battle» 1952 года, где он доводит публику до экстаза!
За пределами этого CD BOX’а остались одиночные выпуски JATP. Я бы рекомендовал «The Drum Battle» 1952 года на Verve с экстатическим соло альт-саксофона Уилли Смита (Willie Smith) в составе трио Джина Крупы, который, в свою очередь, принимает вызов от приглашенного ударника Бадди Рича; замечательны также записи JATP в Стокгольме (1955), Токио (1953) и Лондоне (1959). Более того, уже вышел на DVD ряд фрагментов, характерных для антреприз JATP.
Германская фирма Mawa Film & Medien выпустила в серии The Jazz Collection три DVD «Norman Granz Presents»: Improvisation; Duke Ellington At The Cote d’Azur With Ella Fitzgerald And Joan Miro и Count Basie «Live In Europe» with Special guest Jo Jones.
Во вступлении к первому Норман Гранз рассказывает о создании фирмы Verve и записях «Jazz At The Philarmonic». На этом же DVD — студийная секвенция 1950 года с участием практически всех звезд JATP: Чарли Паркера, Колмена Хокинса, Бенни Картера, Билла Харриса, Лестера Янга, Флипа Филлипса и Бадди Рича. Норман Гранз был также продюсером видеозаписи «Jammin’ The Blues» (1944 год) с теми же музыкантами JATP. Лента была номинирована на премию «Оскар» в жанре короткометражного музыкального фильма. Пока эта запись существует только в формате VHS.
NORMAN GRANZ’ JAZZ AT THE PHILHARMONIC, HARTFORD, 1953. PABLO PACD – 2308 – 240
Традиционно концерты JATP начинались в 8 часов вечера в Нью-Йорке, в Карнеги Холле, затем следовал ночной концерт на пароходе в Ньюарк, и начинался очередной тур по большим городам Америки.
Позже, в 1953, Гранз решил открыть серию концертов не в Нью-Йорке, а в самом Хартфорде, столице штата Коннектикут. По мнению американцев, Хартфорд — это оазис на шоссе между Нью-Йорком и Бостоном, его неожиданная красота поразила многих. Хрустальные небоскребы, поднимающиеся внезапно на горизонте в долине реки Коннектикут, сверкают, как сказочные диснеевские замки.
И вот, в мемориальном зале Bushnell Memorial Auditorium в мае 1953 года состоялся один из самых замечательных концертов JATP.
По традиции сначала была jam session на тему «Cotton Tail» Эллингтона с чередованием саксофонных соло, исполненных Беном Уэбстером, Бенни Картером, Флипом Филлипсом и Уилли Смитом, — это стало истинным пиршеством звука. Лестер Янг со своим квинтетом присоединился к музыкантам во второй части концерта. Чарли Шейверс (Charlie Shavers) и Рой Элдридж явили невероятное мастерство владения трубой. Гитара Херба Эллиса (Herb Ellis) переговаривалась c роялем Оскара Питерсона — в 1953 году еще молодого маэстро. Он был в прекрасной форме, полон энергии и чрезвычайно изобретателен в импровизациях. Лестер Янг ему не уступал. През, по мнению самого Нормана Гранза, тем вечером играл в великолепной атакующей манере, как в его лучшие годы, во время работы в оркестре Каунта Бейси.
THE GREATEST JAZZ CONCERT IN THE WORLD PABLO 3PACD 2625–704
Это действительно величайший концерт в истории джаза! Запись была выпущена Норманом Гранзом в той же серии Jazz At The Philarmonic в 1975 году и сразу отмечена в чартах журнала Billboard. Точнее, это два концерта, записанных 26 марта и 1 июля 1967 года.
Этот CD BOX занимает особое место в истории звукозаписи джаза live.
На первом диске сначала звучит трио Оскара Питерсона, четыре стандарта. Затем следует классический номер JATP — балладное попурри с Коулменом Хокинсом. Еще два номера трио Питерсона сменяются великолепной jam session с участием звезды блюза Ти-Боун Уокера (T-Bone Walker) и ведущих солистов оркестра Дюка Эллингтона: Джона Ходжеса, Кларка Терри и Пола Гонзалвеса.
Второй диск — выступление только этого оркестра. Новы практически все композиции: «Пастырь»; «Голубая парижская улица»; «Хроматическая любовная история», «Саломея»…
В финале, естественно, «Take The “A” Train», исполненный в замечательной импровизационной манере (JATP & JAM!). За фортепиано в качестве лидера оркестра — Оскар Питерсон.
Третий диск. Играют все! Оркестр Дюка Эллингтона, Элла Фитцджералд с трио Джимми Джонса; Элла Фитцджералд, трио Джимми Джонса, оркестр Эллингтона и звезда «Ньюпорта-56» Пол Гонзалвес в ошеломляющей интерпретации «Cotton Tail». Их заключительный дуэт — удивительное состязание в искусстве музыкальной болтовни и крещендо истинной страсти.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания