JAZZ AT MASSEY HALL.
FANTASY/ OJC.
(серия ORIGINAL JAZZ CLASSICS) — 044.
65
Самые знаменитые альбомы раннего би-бопа, live — это «One Night in Birdland» 1950 года и грандиозный концерт в Торонто, состоявшийся 15 мая 1953 года в Масси Холле. Здесь играет квинтет музыкантов, каждый из которых создал свой стиль. Они находятся в безупречной форме и полны новых идей.
Программа этого концерта была составлена с очевидной претензией — блистательно оправдавшейся. Оказалось, что даже основополагающие стандарты, которые, казалось бы, нельзя играть иначе, чем, скажем, Бэйси и Эллингтон, могут исполняться в совершенно иной манере. Меняется отношение к ритму. Тонообразование становится резким, отрывистым.
Самое парадоксальное, что основа настоящего джаза не была отвергнута или разрушена. Паркер, Роуч, Мингус, Пауэлл и Гиллеспи даже в самых неожиданных мелодических рисунках бережно сохранили старый добрый свинг. «Хребтом» его был упругий ритм, создаваемый пассажами Бада Пауэлла и гениального контрабасиста Чарли Мингуса.
Поэтому классика джаза (эллингтоновское «Perdido», «Ты — это все» Джерома Керна и «Колыбельная страны птиц» Форстера) звучали в Торонто по-особому выразительно.
Шлягер Гиллеспи «Соленые орешки» с вокальным дуэтом «Диззи — Чарли Паркер» и соло на ударных Макса Роуча вызвал восторг публики.
Великолепен исполненный эмоционального напряжения дуэт Бада Пауэлла и Макса Роуча «Embraceable You» (Гершвин).
Заключительный номер концерта — изысканное соло мэтра джазового контрабаса Чарли Мингуса с символичным названием «Bassically Speaking», то есть «Бас Красноречивый».
KAI WINDING & JAY JAY JOHNSON
featuring BILL EVANS. 1955 — 1960.
GIANTS OF JAZZ CD 53150.
66
Звучание тромбона в джазовых ансамблях разных лет рисует прогресс джазового музицирования как такового. В архаичных новоорлеанских «marching bands» (марширующих оркестрах) он играл роль контрабаса. Тромбон подчеркивал основной ритм, ставил акценты и создавал гармонический фон, на который ложились импровизации и мелодические линии трубы и кларнета.
Современный стиль игры на тромбоне в джазе создан двумя великими музыкантами: Джей Джей Джонсоном (J.J. Johnson) и Кей Уиндингом (Kai Winding). Они же ввели и формат джазового комбо: два тромбона плюс ритм-секция. Джонсон и Уиндинг искали новые структуры, новые звучания, новые формы. Их находки блистательно использованы ансамблями 50–60 годов.
Компиляция фирмы Giants Of Jazz иллюстрирует расцвет их сотрудничества. В 1960 году в их комбо играл сам Билл Эванс, «Шопен джазового фортепиано», который в этих записях демонстрирует чудеса традиционного стиля страйд-пиано и ставшего уже классическим бопа.
А Джей Джей Джонсона справедливо называли «Диззи Гиллеспи тромбона», потому что он использовал не только боповый, но и «трубный» стиль тонообразования. Соло он исполнял с особым напором и блеском.
Кей Уиндинг — белый «двойник» Джонсона. Определить, кто из них играет в том или ином фрагменте, почти невозможно. Поэтому так ценятся многочисленные записи этого экстраординарного дуэта.
Составители диска, кажется, удовлетворили все вкусы. Бессмертные стандарты «It’s All Right With Me» Кола Портера и «Lover» Роджерса и Харта соединены здесь с авторскими пьесами «Stolen Bass» Джонсона и «That’s How I Feel About You» Уиндинга, песенные темы «Out Of This World» Мерсера и Арлена и «Джорджия в моих мечтах» Хоги Кармайкла с классикой современного джаза: «Blue Monk» и «Gong Rock».
JUMPIN’ WITH JONAH.
THE JONAH JONES QUARTET.
CAPITOL JAZZ 24554.
67
Чуть ниже логотипа компании CAPITOL, в овале которого — купол Капитолия, обозначено: A BLUE NOTE LABEL.
Если blue notes — знаменитые пониженные квинты, блюзовые голубые «печальные» ноты — квинтэссенция, становой хребет джаза, то кафе BLUE NOTE в Париже и Нью Йорке — это самые известные и престижные джазовые клубы. Лейбл BLUE NOTE считается признаком выдающегося качества исполнения и записи. Тщательно документированные, великолепно ремастированные с применением самых современных технологий диски фирмы BLUE NOTE поражают широтой охвата исторического материала и безукоризненным мастерством исполнения. На BLUE NOTE в последние годы переиздан практически весь Колтрейн, Гордон, гордостью фирмы стали записи Теллониуса Монка, Сонни Роллинса, Бада Пауэлла…
В нашем хит-параде — долгожданная для многих пластинка. Записи легендарного трубача Джоуны Джонса долгое время не переиздавались. Он играл в оркестрах Кэба Кэллоуэя и Эрла Хайнса, его напарниками были Сидней Беше и Стафф Смит (Stuff Smith). Засурдиненную, мягкую, пластичную трубу Джоуна Джонса узнать очень легко. Он играет знаменитые стандарты в изящной и яркой манере, шаловливо, на грани популярной музыки. Это всегда привлекало филиалы американских радиостанций, вещавших на Западную Европу.
Его альбом 1958 года, долгое время занимавший почетное 14-е место в джазовых чартах ТОР 40, носил то же название, что и переиздание 2000 года, которое готовил сам Джоуна Джонс. Однако маэстро не суждено было его увидеть. Он скончался в Нью-Йорке в возрасте 91 года. Но осталась пластинка, где вместе с автором фортепианных деликатесов Хэнком Джонсом он творит чудеса, исполняя «вечнозеленые» темы «Just a Gigolo», «А Kiss to Built a Dream On», «That’s a Plenty», «Night Train».
LOUIS JORDAN.
NO MORE!
PolyGram RECORDS 512523.
68
Середина 60-х!.. Развиваются новые течения джазовой и популярной музыки: фанк, соул, рок-н-ролл. Исполнительская манера Джордана позволяла синтезировать все это.
«Я хотел играть джаз с большим оркестром и петь блюз. Но больше всего я хотел развлекать, играть для миллионов людей, а не для нескольких посвященных», — говорил Луис Джордан. Джордан провел джазовое исполнительство от джаза и блюза до ритм-энд-блюза и, можно сказать, стал первым джазовым музыкантом, игравшим рок-н-ролл.
Сначала была создана историческая группа Tympany Five, которая записывалась в 1939 году на фирме DECCA. Затем Джордан играл в ансамблях вместе с Бингом Кросби и Эллой Фитцджералд, украшая хиты тех лет экстатическими соло на альтсаксофоне в стиле Jazz At The Philharmonic.
На фирме MERCURY в Лос-Анджелесе в 1956–57 годах им записаны самые значительные композиции в компании Всех Звезд Джаза: Эрни Рояла (Ernie Royal), труба; Джимми Кливленда (Jimmy Cleveland), тромбон; Бадда Джонсона (Budd Johnson), тенор- и баритон-саксофон; уникального тенора Сэма Тэйлора (Sam «The Man» Taylor). Аранжировщиком и дирижером был сам Куинси Джонс (Quincy Jones)!
CAPITOL — первая американская фирма грампластинок, которая была основана на Западном Побережье, в Голливуде. Ее создал в 1942 году известный поэт-песенник Джонни Мерсер (Johnny Mercer). Обладая начальным капиталом всего 10 тыс. долларов, Мерсер ввел лейбл, ставший вскоре гордостью американской индустрии звукозаписи. На CAPITOL записывались Нат Кинг Коул, Стэн Кентон, Майлс Дэвис, Фрэнк Синатра, Бенни Гудмен (эпохальный альбом «BG in HI-FI» 1955 года). Сольные альбомы были выпущены Артом Тэйтумом и Дюком Эллингтоном. Фирма не ограничивалась джазом, но удовлетворяла запросы многочисленных любителей популярной музыки, записывая исполнителей экстра-класса: Дина Мартина, Эрни Форда, Леса Пола и Мэри Форд, Бич Бойз. Именно фирме CAPITOL концерн EMI доверил право издавать в США пластинки The Beatles. В 70-х годах на CAPITOL записывались знаменитый The Band с Бобом Диланом, Grand Funk и Pink Floyd, а также многие исполнители стиля кантри.
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания