THE BIRTH OF THE THIRD STREAM. COLUMBIA/LEGA
Еще одно издание в серии «Наследие», которое обозначает рождение нового стиля. Из синтеза симфонической музыки и джаза возникает Третье течение. Композиции сложных гармоний и тембров, сочный саунд. Импровизация уступает место композиции и аранжировке.
В 1956 году Columbia выпустила альбом «Music for Brass. Gunter Schuller: Symphony for Brass and Percussion». Симфонией для духовых и ударных дирижировал руководитель симфонического оркестра Нью-Йоркской филармонии, знаменитый Димитри Митропулос.
Гюнтер Шуллер — не только серьезный композитор, но и автор книг о музыке XX века, лауреат Пулитцеровской премии за «Реминисценции и отражения», создатель «Общества джазовой и классической музыки», проповедник новых идей в искусстве.
На этом диске гармонично связаны строгие формы и джазовое свободомыслие, структуры четко очерченные и спонтанные.
Понятие «Третье течение» ввел в обиход сам Гюнтер Шуллер, чтобы определить эксперименты в области синтеза академической музыки и джаза. Сейчас, пятьдесят лет спустя, «Симфония для духовых и ударных» совершенно не кажется экспериментальной. В ней все тщательно взвешено. Это, в частности, заслуга солистов: Майлса Дэвиса, Дж. Дж. Джонсона, Джимми Джуффре (Jimmy Giuffre).
Последний еще не попадал в наше поле зрения, хотя в стиле cool было только два по-настоящему интересных кларнетиста: Лестер Янг и Джуффре. Джимми творил «сумеречный» звук и очень любил нижние регистры, что как нельзя больше подходило к строгим музыкальным образам Третьего течения.
Вторая долгоиграющая пластинка, размещенная на этом компакт-диске, была записана в 1957 году. Это «Modern Jazz Concert». Шесть композиций Джорджа Рассела, Чарли Мингуса, Джимми Джуффре, Гюнтера Шуллера, Гэролда Шапиро (Harold Shapero) и Милтона Бэббита (Milton Babbit) были записаны во время фестиваля искусств Брандейсовского университета. Оркестром дирижировали Шуллер и Рассел.
В 1996 году Гюнтер Шуллер вспоминал: «Как все изменилось! Рискну сказать — <...> усовершенствовалось. Когда эти шесть композиций были впервые исполнены и записаны около 40 лет назад, довольно приличное число покупателей грампластинок и большая часть критиков утверждали, что все они, по меньшей мере, “невразумительные”, “абсурдно авангардные”, “вне всякой критики”. Их называли “антиджазом” и даже “антимузыкой”. А в лучшем случае наши композиции оценивались как “противоречивые”, “сложные”, “абстрактные” и “не заслуживающие благодарности…”. Теперь, глядя в прошлое, я не перестаю восхищаться тем, как расширились и углубились технические и стилистические горизонты музыкантов. О такой музыкальной алхимии и стилистических взаимовлияниях 40 лет назад могли мечтать немногие джазмены. Сегодня исполнители новой музыки могут свободно выбирать: импровизировать или строго следовать партитуре <...> Веберн, Варезе и Стравинский сосуществуют и с радостью уживаются с Паркером, Мингусом и Коулменом».
К сожалению, альбом «The Birth of Third Stream» не очень «раскручен» в публикациях и на Интеренет-сайтах и знаком только немногим коллекционерам. Это, впрочем, нисколько не умаляет его ценность. Без «The Birth of Third Stream» ни одна джазовая коллекция не будет полной.
CTI CLASSICS IN JAZZ. CBS ASSOCIATED ZK
Уверен, что настроение в музыке — своего рода интегральный показатель, выражающий единство композиции, аранжировки, мастерства солистов.
Большинство джазовых альбомов мгновенно включают наши эмоции и действуют, как адреналин. Некоторые предполагают многократное прослушивание, погружение в ассоциации. Третьи — красивые и неприхотливые — это «музыка под торшер», они не вовлекают, но и не мешают…
Настроение этого альбома уникально. Оно может быть адекватно состоянию слушателя и вместе с тем может создавать его. Это как сообщающиеся сосуды. Как обратная связь в электронике.
Поклонники джаза привыкли классифицировать альбомы по стилевому признаку: это — свинг, это — дикси, это — боп, это — сool и т.д. Но «Classics in Jazz» занимает особое место в коллекции меломана.
Знаменитые солисты современного джаза импровизируют на темы классической музыки XX века. «Бразильская Бахиана» Эйтора Вилла-Лобоса, классический джазовый дуэт Jackie&Roy (Джеки Кейн и Рой Крал), «Павана» Габриэле Форэ, «Сирин» Клода Дебюсси и «Гиппопедия» Эрика Сати исполнены флейтистом Хубертом Лоусом (Hubert Laws). «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса сыграна Эумиром Деодато. «Музыка на случай» Генри Персела — Полом Десмондом. «Аранхуэзский концерт» Хоакино Родриго исполнил Джим Холл, замечательный, очень стильный джазовый гитарист.
Записывать музыку, которая была синтезом классики и джаза, впервые начали единомышленники американского продюсера Крида Тэйлора (Creed Taylor), который в 1970 году создал фирму CTI. Он сформировал репертуарную команду, по типу антрепризы, из музыкантов, мыслящих универсально, не скованных рамками исполнительства исключительно джазового. В сфере его продюсерских интересов вскоре оказались Джордж Бенсон, Чет Бэйкер, Рон Картер, Аструд Жильберто, Фредди Хаббард, Милт Джексон. В 90-х годах права на записи CTI были ассоциированы фирмой Columbia.
Авторитет Тэйлора в среде американских издателей грамзаписи всегда был чрезвычайно высок. Достаточно вспомнить, что он был первым продюсером в истории Национальной Академии Искусств и Наук, который был удостоен ее награды за 1964 год кряду в двух номинациях: как продюсер Записи Года («Девушки из Ипанемы») и как продюсер Альбома Года (альбом Гетц/Жильберто).
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания