95. ITZHAK PERLMAN, ANDRE PREVIN. A DIFFERENT KIND of BLUES
ANGEL RECORDS
CDM 64319
В джазовой литературе любят слово «versatile» — «разносторонний», «универсальный».
Однако случай Андрэ Превена — совершенно особый. Это дирижер, руководивший многими симфоническими оркестрами Старого и Нового Света. Превосходный пианист, его записи были популярны в 50–60-е годы. Также он писал о музыке и был в течение одиннадцати лет — с 1969 по 1979 год — ведущим передачи «Andre Previn’s Music Hour» на британском телевидении.
Ицхак Перлман — один из самых знаменитых скрипачей XX столетия, ранга Хейфеца, Ойстраха и Менухина. Его дискография огромна, он активно сотрудничает с фирмами EMI, TELDEC, SONY.
Этот альбом Превен и Перлман записали в 1980 году, вместе с тремя джазменами: барабанщиком Шелли Манном (Shelly Manne), гитаристом Джимом Холлом (Jim Hall) и басистом Редом Митчеллом (Red Mitchell). Все композиции были сочинены Андрэ Превеном, и, казалось бы, не оставляли места для импровизации. Но так только казалось! Это одна из самых уникальных записей, сделанных в XX столетии.
В композиции «Кто читает обозрения» Превен играет в стиле хонки-тонк пиано, как в старинных салунах, а Перлман сопровождает его импровизации элегантными скрипичными риффами. А в балладе «Ночные размышления» после чувственного соло скрипки вступает щемящее вибрато гитары Джима Холла… В композиции «Пятеро из нас» царствуют острые ритмы и синкопы, подчеркиваемые тарелкой «хай-хэт» Шелли Манна. В «Шоколадном абрикосе» достигнута столь совершенная гармония, что престижный Penguin Stereo Record Guide отметил: эта пьеса может быть без промедления причислена к классике.
Остается только сожалеть, что почитаемая филофонистами фирма ANGEL (лейбл принадлежит концерну EMI), записала очень короткий диск длительностью всего 37 минут. Зато — КАКОЙ!
96. SAM TAYLOR. BEST COLLECTION
MVCM 32025
«Дьявол прячется в деталях», — гласит старинная поговорка. А вся ценность исторической звукозаписи — в неповторимости исполнения. Так полагают меломаны и филофонисты.
Свидетельство тому — Сэм Тэйлор. Сейчас его имя известно лишь немногим коллекционерам джаза. Правами на переиздание его пластинок владеют японские фирмы, весьма охочие до всякого рода раритетов.
Этот двойной альбом джазовых стандартов был выпущен в Японии по лицензии концерна MCA. На нем играет уникальный мастер глубокого тембра, тенор-саксофонист Сэм «Мэн» Тэйлор.
В репертуаре многих оркестров и солирующих саксофонистов есть роскошная мелодия — «Ноктюрн Гарлема». Рискую утверждать, что Сэм Тэйлор записал ее лучшее исполнение. В ней — тончайшие оттенки человеческих чувств. А также великолепный, открытый звук и отточенная артикуляция.
Двойной альбом Сэма Тэйлора — антология джазового тенор-саксофона. Здесь «Около полуночи» Монка, «Летняя пора» Гершвина, «Туманно» Гарпера, «Опавшие листья» Косма, «Звездная пыль» Кармайкла…
К сожалению, доступны лишь скудные сведения из биографии Сэма Тэйлора. Он родился в 1916 году в Лексингтоне, штат Теннеси. В 40-х годах играл с Кути Уильямсом, в оркестре Кэба Кэллоуэя. А в 50-х — в ритм-энд-блюзовых составах, в том числе в ансамбле Рэя Чарльза. И участвовал во множестве сессий вплоть до 2000 года.
97. TATUM GROUP MASTERPIECES
6 CD SET, PABLO
6PACD—4401-2
В 1956 году Леонард Фэзер организовал опрос 120 ведущих джазменов: кого они считают лучшими в инструментальном исполнительстве.
В категории «фортепиано» 68 человек назвали имя Арта Тейтума. Больше голосов получил лишь Чарли Паркер — 76 (в своей «номинации», разумеется).
Пианизм Арта Тэйтума — это настоящий фантастический мир!
И.-Э. Берендт заметил, что Тэйтум как виртуоз рояля близок по уровню к Рахманинову и Рубинштейну. В записи «Тигровый рэг» 1933 года Тэйтум играет в темпе 370 ударов метронома в минуту. В других он достигал цифры 450! Кроме того, он обладал великолепным, корневым чувством блюза. Его интерпретации, безусловно, уникальны.
Колоссальное количество записей, сделанных им в период с 1933 по 1956 год, стали образцом безупречного вкуса. Фирма PABLO в 90-е годы выпустила два многодисковых сета: его сольные записи и записи в составе комбо с такими мастерами, как Бен Уэбстер, Лайонелл Хэмптон, Бадди Рич.
Арт Тэйтум играл ВСЕ: страйд, ритм-энд-блюз, буги-вуги, с блеском исполнял юморески Дворжака и элегии Масснэ. В среде джазовых музыкантов его исполнение считалось абсолютным.
Великий Фэтс Уоллер прервал свою игру, когда увидел входящего в отель «Шерман» Арта Тэйтума. «Леди и джентльмены, — сказал он, — здесь, в этом зале, вместе с нами — Бог! Позвольте представить: единственный и неповторимый… АРТ ТЭЙТУМ!»
Жан Кокто называл Тэйтума «необузданным Шопеном джаза».
— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора
— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания