25 января 2012

Автор: Скоркина Ольга

История насилия

История насилия / A History Of Violence    Ольга Скоркина
США, 2005
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Вигго Мортенсен, Мария Белло, Уильям Херт

    Похоже, культового режиссера независимого кино, 62-летнего канадца Дэвида Кроненберга, перестали интересовать сюжеты с превращением людей в насекомых («Муха») и видеомагнитофоны («Видеодром»), виртуальной зависимостью («Экзистенция») и сексуальным раскрепощением в разбитых машинах («Автокатастрофа»). Психологическая драма «История насилия», в которой впервые нет мутаций, взрывающихся голов и рвущейся плоти, снята для одной из крупных голливудских киностудий.
    «История насилия» поставлена по мотивам одноименного «графического романа» Джона Вагнера и Винса Лока. (Кроненберг почти все сюжеты своих фильмов находил в литературе — тут и «Голый завтрак» Берроуза, и «Мертвая зона» Кинга).
    В фильме нет аллюзий на линчевское «Шоссе в никуда», нет хичкоковского мотива «другого человека», однако повествовательный и визуальный сюжеты обманчивы и не дают разгадок. Верный оператор Кроненберга Питер Сушицки иронично маскирует «Историю насилия» под провинциальный нуар.
    Том Столл (Мортенсен) — скромный отец семейства и владелец ресторанчика в маленьком американском городке, где-то в Иллинойсе. Защищаясь во время ограбления своего заведения, он совершает двойное убийство. Местная пресса провозглашает Тома героем, но после этого он попадает в поле зрения неких подозрительных типов, которые думают, что этот добропорядочный гражданин — их коллега, ушедший «в подполье».
    Однако это лишь пролог, красивый фасад, глубина сюжета открывается позднее. Home security и связанное с ней право на ношение оружия — типично американские темы с давней традицией. Кроненберг разъял американскую идиллию на части, рисуя обыденность насилия в человеческой жизни.
    «Эту работу можно назвать мейнстримом, но со скрытыми, порой весьма тревожными мотивами, — развивает тему Дэвид Кроненберг. — Это не совсем обычный триллер. Построение сюжета в какой-то степени оправдывает насилие, совершаемое главным героем. У Столла не было альтернативы. Как это ни прискорбно, в определенных ситуациях насилие есть реальная и неизбежная сторона человеческого существования».
   Акты насилия и секса неожиданно уместны в тоне мейнстрима, которого придерживается канадский режиссер. И длятся они в реальном времени, без купюр. Кроненберг не спешит переходить к следующему эпизоду, часто подолгу рассматривая ущерб, нанесенный человеческому телу оружием.
    Вим Вендерс предвещал конец насилия десять лет назад. Кроненберг полагает, что для уничтожения насилия пока сделано слишком мало. И продолжает изучать его историю.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Дэвид Кроненберг Вигго Мортенсен | Мария Белло | Уильям Херт | Кино | Рецензия | История насилия

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!