13 марта 2003

Автор: З. И.

John Surman and Jack DeJohnette "Invisible Nature: Live in Tampere and Berlin" / Keith Jarrett, Gary Peacock, Jack DeJohnette "Always Let Me Go"

John Surman and Jack DeJohnette
«Invisible Nature: Live in Tampere and Berlin»
ECM 2002
7 trk. 75:12
Великолепная импровизация. Два музыканта (ударные и духовые) творят волшебство, используя минимум электроники. Джек Дежонетт (Jack DeJohnette) работает со странным устройством (на фото в буклете, по всей вероятности, именно оно). Он искусно извлекает из похожего на электроплиту аппарата массу звуков самых разных перкуссионных инструментов. Джон Сэрман (John Surman), в свою очередь, работает с другим устройством, которое сравнивает с «межгалактическим кларнетом». Этот экзотического вида прибор дает ему возможность играть на синтезаторе как на духовом инструменте.
Все это органично звучит вместе с обычными ударными и бас-кларнетом, и позволяет музыкантам избежать излишней аскетичности звука. Дежонетт, например, использует свой синтезатор для ведения басовой линии в первой композиции — «Mysterium», а Сэрман успевает добавить пастельный аккорд в финале.
В следующих пяти номерах можно найти и атмосферные дуэты, и практически стандартные темы (например, «Underground Movement»). Завершает альбом «Song for World Forgiveness» — единственная «подготовленная» пьеса, которая лишний раз доказывает, что Дежонетт прекрасно владеет клавишами, не ощущая потребности казаться гениальным виртуозом. Сдержанность, вкус и достоинство, определяющие игру Дежонетта на ударных, не оставляют его и в редкой для него роли пианиста.
Эта запись будет интересна и поклонникам ECM вообще, и любителям би-бопа в частности. Музыканты удачно балансируют на грани стилей и направлений. При всей «атмосферности» музыки даже ортодоксальные любители джаза оценят «Rising Tide» и «Fair Trade», которые, несомненно, имеют много общего с дуэтами Джона Колтрейна (John Coltrane) и Элвина Джонса (Elvin Jones), а также с эпохальной «Ascension» того же Колтрейна, только в гораздо более лаконичном исполнении.
И.З.
«Always Let Me Go»
8 trk. 137:50
Двойной концертный диск трио Кита Джарретта (Keith Jarrett), записанный по итогам апрельского турне в Японии, завершает очередной виток в творчестве легендарного пианиста. Трио Джарретта, в котором играют ветераны джаза — контрабасист Гари Пикок (Gary Peacock) и барабанщик Джек Дежонетт (Jack DeJohnette) — после 20 лет экспериментов вернулось к свободной имровизации. Джарретт уже играл такую музыку со своей «европейской» группой в 70-е. Гари Пикок записывался с Полом Блеем (Paul Bley) и Альбертом Айлером (Albert Ayler), а Дежонетт успел поиграть со всеми (или почти со всеми) титанами джаза последних 30 лет.
Эта работа и закономерна, и неожиданна. В одном из интервью двухлетней давности Джарретт говорил, что музыканты понимают друг друга настолько, что им даже не надо договариваться, какие именно вещи они будут играть на концерте. «Гари обычно интересуется тональностью, в которой мы будем играть. Пожалуй, на этом наша подготовка к выступлению и заканчивается». Во время исполнения джазовых стандартов это позволяло музыкантам максимально раскрепоститься, интерпретации известных номеров становились неожиданными. А очередной диск с концертной программой успешно продавался, несмотря на то, что на нем была записана 16-ая версия «Autumn Leaves».
«Always Let Me Go» предлагает восемь спонтанных композиций продолжительностью от 34 минут до трех с половиной. Совершаются самые прекрасные превращения: соло Джарретта внезапно находит поддержку контрабаса, а Дежонетт подчеркивает хрупкость найденной гармонии своими фирменными ходами. Джарретт не тяготится ролью ритм-секции, предоставляя Пикоку или Дежонетту время и пространство для определения мелодии или направления пьесы.
Эта работа сочетает в себе радикализм и гармонию, мощь и лирику, свободу и сдержанность. Свободная форма не исключает ни блюз, ни свинг, а свинг и блюз не обесцениваются свободной формой.

    Присоединяйтесь к нам в Feedly

Теги: Джек Дежонетт | Кит Джарретт | Альбом | Блюз | Джаз | Музыка | Рецензия

Вы можете стать первым, кто оставит комментарий!

— Комментарий можно оставить без регистрации, для этого достаточно заполнить одно обязательное поле Текст комментария. Анонимные комментарии проходят модерацию и до момента одобрения видны только в браузере автора

— Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются сразу после создания

Написать новый комментарий

Спaсибо!